Лидерство в малых группах
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Лидерство в малых группах
LEADERSHIP SMALL GROUPS
Tatyana Teplyakova
Bachelor's degree student, Penza state University, Pedagogical Institute named after VG. Belinskogo, Russia, Penza
Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование лидерства в малых группах среди студентов первого, второго и третьего курсов Пензенского государственного университета.
Abstract. The article presents an empirical study of leadership in small groups among first -, second-and third-year students of Penza state University.
Ключевые слова: лидерство, малая группа, личность, взаимоотношения.
Keywords: leadership, small group, personality, relationships.
Вопрос о лидерстве в малой группе на сегодняшний день является одним из основных в социальной психологии.
Многие согласны с мнением Г.М. Андреевой: лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения некоторых членов малой группы. Лидер – это тот человек, который выдвигается в процессе взаимодействия участников малой группы при возникновении какой-либо задачи [2, с.170]. Лидер выбирается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают данное лидерство. Это значит, что они строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Существенная роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идей, постановки целей, стратегий. Влияние как на отдельного человека, так и на группу в целом лидер оказывает с помощью идей, внушения, авторитета и собственного примера.
Стоит помнить, что для полного и гармоничного развития любой личности малая группа играет большое значение. В каждой социальной общности существуют устойчивые представления о нормах группового поведения [1, с.226]. Развитие человека как личности и развитие группы – это взаимосвязанные процессы. Человек, по сути дела, является изначальным объектом общественных отношений, поэтому становление лидера – это достаточно сложный процесс. С момента образования малой группы определяется статус каждого ее члена и влияние человека на группу.Роль морально – психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива трудно переоценить. Он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь – морального, его работоспособности, производительности труда.Лидерство – это условие существования индивида в социальной малой группе, признание его заслуг и достижений.
Роль лидера состоит в способности повести людей вслед за собой, создании благоприятных взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы, в свою очередь, обобщению людей, решению поставленных целей.
Для диагностики склонности к лидерству и выявлению лидерских качеств у студентов ПГУ была проведена методика «Диагностика лидерских способностей»[3]. Методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Исследование проводилось среди студентов первого, второго и третьего курсов историко-филологического факультета общим количеством 70 человек.
В указанной методике выделяют несколько типов выраженности лидерских качеств:
1 тип – это те люди, у которых качества лидера выражены достаточно слабо. Не стремятся быть в центре внимания.
2 тип – люди, качества лидера у которых выражены средне. Обычно, привносят в группу какие-либо идеи, предложения.
3 тип – это люди, у которых лидерские качества выражены уже достаточно сильно. Как правило, берут дела под контроль, ставят четкие цели и планы, подстегают членов коллектива к достижению поставленных задач.
4 тип – люди, которые по своей сущности склонны к диктату. Предпочитают всё контролировать, командовать.
Обратимся к результатам исследования студентов историко-филологического факультета ПГУ, которые представлены на рис.1.
Рисунок 1. Результаты методики «Диагностика лидерских способностей»
На рисунке видно, что 10 человек (14 %) относятся к первому типу, когда лидерские качества выражены слабо. Предпочитают быть в стороне. Ко второму типу относятся 23 студента (33 %). Качества лидера у них выражены в средней степени. У большинства респондентов, а именно у 31 человека (44 %) качества лидера выражены уже достаточно сильно. Такие люди четко и строго определяют задачи для членов группы и требуют их исполнения. И, наконец, к четвертому типу относятся 6 человек (9 %). Данные опрошенные склонны к диктату.
Таким образом, проведя тестирование среди студентов, можно сделать вывод о том, что всё же у большинства опрошенных лидерские качества выражены довольно ярко: у кого-то сильнее, у кого-то слабее.
Необходимо помнить, что лидерство – это главнейший компонент эффективного руководства. Стоит развивать свои лидерские качества, а именно различные личностные, психологические и организационные аспекты, которые, в свою очередь, взаимодействуют одновременно. Необходимо научиться планировать свое время, анализировать эффективность и правильность действий; не бояться принимать сложные и ответственные решения; обучиться последовательности.
Необходимо помнить, что нет таких идей, которые бы нравились всем. Не нужно бояться конструктивной критики и опасаться похвалы. Старайтесь действовать и развивать себя.