Современные подходы к проведению оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Современные подходы к проведению оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет
MODERN APPROACHES TO CONDUCTING OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES ON THE INTERNET
Olga Zavileyskaya
Master’s student of a Private educational institution Higher education Academy of management and production, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проведению оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет и излагаются предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства относительно порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет.
Abstract. the article considers approaches to conducting operational search activities on the Internet and presents proposals for improving the operational search legislation on the procedure for conducting operational search activities on the Internet.
Ключевые слова: Оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, интернет.
Keywords: Operational-investigative activity, operational-search activities, Internet.
Основу современных технологий составляют средства обработки информации и информационно-телекоммуникационные сети, среди которых в первую очередь следует указать глобальную сеть Интернет. Интернет - это информационная среда, отражающая действительность, все ее аспекты, в том числе и преступную деятельность. В таких условиях информация, содержащаяся в Интернете, не может не использоваться правоохранительными органами в целях борьбы с преступностью, для выявления и раскрытия преступлений.
Однако сегодня информационные возможности сети Интернет используются правоохранителями не только без соответствующей правовой основы, но и без единой, доступной и понятной научной концепции правового регулирования информационных правоотношений и получения информации из компьютерных сетей. Крайне затруднительно использование такой информации в качестве доказательств в уголовном процессе, поскольку ее статус не определен, не предусмотрены и не регламентированы пути ее вовлечения в процесс доказывания. Все это оказывает негативное влияние на результативность современной правоохранительной деятельности, в первую очередь оперативно-розыскной.
С помощью ОРМ решаются задачи ОРД, такие мероприятия являются каналом поступления информации о совершенных и готовящихся преступлениях. Соответственно, получение информации из Интернета также должно происходить путем проведения ОРМ. Однако суть и содержание этих мероприятий, основание их проведения в настоящее время требуют обстоятельного анализа, поскольку однозначного понимания того, как проводить ОРМ в Интернете, нет ни в практике, ни в специальной литературе.
Сегодня Интернет - сложное образование. Самое очевидное - считать Интернет коммуникационной системой или каналом связи, обеспечивающим разные виды передачи сообщений между абонентами. С этой позиции любые действия в Интернете должны представляться как ОРМ на таких сетях, т.е. как мероприятие «снятие информации с технических каналов связи». Такая лежащая на поверхности идея, по всей видимости, существенно повысила интерес к тем ОРМ, которые проводятся на каналах связи. При этом возможности указанного ОРМ дополняются и расширяются за счет других ОРМ, близких данному объекту. То есть первое, что можно предложить для оперативной работы в сети Интернет, - это считать его каналом связи, а все действия в Интернете проводить в рамках ОРМ «снятие информации с технических каналов связи» независимо от их характера. Поскольку проведение указанного ОРМ отрегулировано, подход привлекателен тем, что снимет все правовые вопросы законности проведения данных действий.
Развитие специальных технических средств, предназначенных для получения информации в ОРД, также корректирует понимание ОРМ. В частности, появляется, разрабатывается и уточняется понятие электронного наблюдения как самостоятельного ОРМ. В настоящее время значительное внимание этому вопросу уделяется в работах Ю.Н. Соколова. Суть его подхода: считать все действия, проводимые с техникой, электронным наблюдением. Это легко переложить и на Интернет, поскольку даже контроль технических каналов связи включается в более фундаментальное понятие электронного наблюдения, и неизбежный при этом во многих случаях компьютер лишь подчеркивает электронный характер проводимых действий. Однако действия в сети Интернет настолько многообразны, что это вряд ли целесообразно.
Так же, в литературе начинают рассматривать возможности получения информации из компьютерных систем и сетей, а также осуществления контроля за компьютерной информацией в процессе так называемой компьютерной разведки [3], суть которой состоит в целенаправленном воздействии специальными средствами на разведываемые компьютерные системы с целью получения необходимой информации.
По сути, аналогично можно интерпретировать и новое мероприятие «получение компьютерной информации», предусмотрев возможность осуществления в его рамках всех действий в Интернете, проводимых в оперативных целях. Однако, повторим, действия в сети Интернет настолько разные по своей сути, что это вряд ли целесообразно. Поэтому более правильно подразумевать под получением компьютерной информации лишь запрос на получение сообщений определенного абонента у провайдера, администрации месенджеров и электронной почты, т.е. те действия, которые предполагались изначально по антитеррористическому пакету, в результате принятия которого появилось это ОРМ.
Второй подход формируется исходя из понимания многообразия способов деятельности в Интернете, что позволяет говорить о разнообразии ОРД по получению информации из сети и, соответственно, множественности проводимых в сети Интернет ОРМ.
В.В. Голубев, анализируя вопрос о том, какие из ОРМ могут проводиться в сети Интернет, приходит к выводу, что таковых достаточно много и к ним относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочные закупки; наблюдение; контролирование почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи. Причем автор подчеркивает, что целый ряд мероприятий не ограничивают конституционного статуса личности в отличие от контроля за сообщениями и снятия информации с технических каналов связи, которые непосредственно затрагивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [1].
Такой же подход к возможности проведения комплекса ОРМ в Интернете изложен и в фундаментальном учебнике по ОРД. Так, один из авторов этого учебника Е.В. Демянчук пишет, что комплекс ОРМ по раскрытию преступлений и изобличению преступников может применяться в информационной сфере (Интернете). В параграфе, подготовленном данным автором, предпринята попытка раскрыть содержание таких ОРМ, как наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, негласное наблюдение, проверочная закупка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент, оперативный осмотр-обследование, контролируемая поставка и, конечно, контроль почтовых отправлений [2, с. 407].
Как представляется, рассматривать Интернет только как сеть связи, обеспечивающую передачу информации, крайне неправильно, поскольку такой подход не раскрывает все его возможности. Поэтому в науке, наряду с технологическим подходом, видящим Интернет средством передачи, обработки и хранения информации, распространен и второй подход, согласно которому Интернет «...с позиций социальных наук рассматривается как сложный социокультурный феномен, оказывающий влияние на многие стороны жизни общества и образующий особую среду реализации определенных видов деятельности и проявления специфических общественных отношений (социальный подход)» [3, с. 358].
На сегодня разработки в области ОРМ в сети Интернет не просто фрагментарны, но еще и противоречивы, а под одними и теми же ОРМ понимаются совершенно разные действия. И основная проблема здесь не в ОРД, это сугубо прикладная наука, использующая знания об информационных правоотношениях в своих целях. Проблема состоит в том, что вокруг Интернета еще не создано правовое поле, регламентирующее всю систему информационных правоотношений. Повторим, регулируются лишь отдельные аспекты из всего многообразия правоотношений в сети Интернет, сегодня не существует ни закона об Интернете, ни каких-либо иных положений, характеризующих эту сеть как правовое пространство.
Действующие правовые предписания, по крайне мере, те из них, которые направлены на борьбу с преступностью, должны распространяться и на Интернет. Пожалуй, сейчас эти положения можно считать единственно верными, отражающими официальную позицию государства.
Наличие многочисленных объектов и видов деятельности в сети Интернет позволяет сделать вывод, что здесь может проводиться и ОРД, причем ее виды могут быть весьма многообразны. Информация в Интернете, представляющая чаще всего интерес для ОРД, появляется в процессе подготовки, совершения преступления в реальном мире, что опять же расширяет сферу ОРД. При этом рассматривать ОРД в сети Интернет только как деятельность на сетях связи, т.е. иметь в виду проведение только одного мероприятия «снятие информации с технических каналов связи», крайне неверно. От того, какие услуги предоставляются в Интернете, должны существенно меняться и правовое регулирование, и, соответственно, условия доступа к информационным объектам, и содержание информационного обмена, реализуемого в процессе ОРД.
Сегодня законодатель не дает предписаний по содержанию ОРМ, а лишь приводит их наименования. Учитывая логику закона, считаем, что необходимости в подробной характеристике в нем мероприятий, проводимых в сети Интернет, нет. Поэтому предлагаем внести следующее изменение в Закон об ОРД: в ст. 6 после перечисления всех ОРМ следует включить абзац, просто указывающий на возможность проведения ОРМ в сети Интернет: «Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в сети Интернет в порядке и при соблюдении условий, определяемых настоящим Законом». Полагаем, что не следует задавать какие-либо особые условия проведения ОРМ в Интернете, в том числе в ст. 8 Закона. Предложенная формулировка, несмотря на краткость, четко отражает стремление законодателя придать законность проведения ОРМ в сети Интернет и послужит дальнейшему совершенствованию оперативно-розыскного законодательства в информационной сфере.