Принципы административного процессуального права
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Принципы административного процессуального права
Аннотация. На протяжении длительного времени вопрос относительно принципов административного процессуального права носил дискуссионный характер, обусловленный отсутствием в законодательстве РФ кодифицированного нормативно-правового акта, регламентирующего административно-процессуальные отношения по аналогии с другими отраслями процессуального права. Принятие в 2015 году действующего Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ) представляет собой значительный шаг на пути дальнейшего развития законодательства РФ и повышает стабильность правового регулирования, а также позволяет обеспечить единообразие толкования и применения норм процессуального права.
Ключевые слова: административный процесс, административное судопроизводство, законность, целесообразность, разумный срок судопроизводства.
Принципы представляют собой значимые системообразующие идеи, лежащие в основе любой отрасли права, судопроизводства и деятельности человека в целом. В теории права принципы права определяются как основные исходные начала, положения и идеи, отражающие сущность права как специфического инструмента регулирования общественных отношений [8]
А.А.Демичев и О.Е.Исаенкова рассматривают принципы права с позиций позитивизма, в рамках которых принципы определяются только как те руководящие начала и основополагающие идеи, которые непосредственно отражены в тексте нормативного правового акта и адресованы правоприменителю или иным субъектам права [4]. Данный подход в полной мере может быть применен и в отношении принципов административного судопроизводства. В частности, А.П.Рыжаков полагает, что под принципами административного судопроизводства следует понимать основные правовые положения, отражающие природу и сущность организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению административных дел [9]. В данном случае необходимо обратить внимание на категорию правовых положений, под которыми следует понимать положения, непосредственно закрепленные в тексте нормативного правового акта.
Часть 1 статьи 2 КАС РФ устанавливает, что административное судопроизводство в Российской Федерации осуществляется в соответствии с КАС РФ, Конституцией РФ, Федеральным Конституционным Законом РФ от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Федеральным Конституционным Законом РФ от 23.06.1999 №1-ФКЗ «О военных судах в РФ», Федеральным Конституционным Законом РФ от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» и иными федеральными законами. Принципы административного судопроизводства могут быть закреплены в любом из указанных нормативно-правовых актов, однако следует учитывать, что в российской правовой системе прямым действием обладает только Конституция РФ, в силу чего принципы административного судопроизводства, закрепленные в иных нормативно-правовых актах, должны быть также отражены в акте отраслевого законодательства, в рассматриваемом случае — в КАС РФ.
При этом далеко не все нормативно закрепленные положения процессуального законодательства могут быть признаны принципами судопроизводства, на что обращают внимание А.А.Демичев и А.П.Рыжаков.
Принципы административного судопроизводства нормативно закреплены в одноименной статье 6 КАС РФ, которая устанавливает следующие принципы административного судопроизводства в Российской Федерации:
- Несменяемость судей
- Равенство перед законом и судом
- Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел
- Осуществление административного судопроизводства и исполнение судебных актов по административным делам в разумные сроки
- Гласность и открытость судебного разбирательства
- Непосредственность судебного разбирательства
- Состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства с активной ролью суда
Указанные в ст.6 КАС РФ принципы административного судопроизводства относятся к нормам-принципам, так как их содержание, а также особенности их реализации в административном судопроизводстве фиксируются в конкретных нормах КАС РФ (ст. 7 – 14 КАС РФ).
Анализ КАС РФ в части принципов административного судопроизводства позволяет сделать вывод что состав принципов административного судопроизводства не исчерпывается приведенным их перечнем в ст. 6 КАС РФ. В систему принципов административного судопроизводства также следует включать не указанные в ст. 6 КАС РФ, но закрепленные иными его нормами в качестве норм-принципов следующие принципы:
- Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения административных дел (ст. 29 КАС РФ)
- Принцип устности судебного разбирательства (ст. 140 КАС РФ)
Глава 1 КАС РФ включает в себя ряд норм раскрывающих содержание принципов указанных в ст. 6 КАС РФ, а также дополняет список принципов КАС РФ относя к их числу принцип языка административного судопроизводства, и принцип обязательности судебных актов.
Правовые принципы, к которым относятся принципы административного судопроизводства не всегда фиксируются в тексте нормативно правовых актов путем прямого закрепления, однако могут быть косвенным образом отражены в конкретных нормах КАС РФ.
В связи с вышеизложенным в научной литературе имеют место расхождения по поводу определения принципов административного судопроизводства. Так, А.А.Муравьев полагает, что к числу принципов административного судопроизводства следует относить не указанные в статье 6 КАС РФ, однако закрепленные в других его статьях принципы единоличного и коллегиального рассмотрения административных дел и устности судебного разбирательства, предусматриваемые соответственно статьями 29 и 140 КАС РФ [6]
А.А.Демичев выделяет следующие конституционные принципы гражданского и арбитражного судопроизводства, не нашедшие своего отражения соответственно в ГПК РФ и АПК РФ:
- Предусмотренный статьей 23 Конституции РФ принцип неприкосновенности частной жизни
- Предусмотренный частью 2 статьи 45 Конституции РФ принцип защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом
- Предусмотренный статьей 46 Конституции РФ принцип гарантированного характера судебной защиты прав и свобод
- Предусмотренный частью 1 статьи 48 Конституции РФ принцип доступности квалифицированной юридической помощи
- Предусмотренный частью 2 статьи 50 Конституции РФ принцип недопустимости использования полученных с нарушением федерального законодательства доказательств
В соответствии с изложенным становится возможной формулировка вывода, о том что принципы административного судопроизводства нормативно закреплены в Конституции РФ и КАС РФ, при этом помимо конституционных принципов административного судопроизводства, а также принципов административного судопроизводства, прямо указанных в статье 6 КАС РФ, к числу принципов административного судопроизводства следует относить также принципы, предусмотренные иными статьями КАС РФ.
Анализ КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ, в части принципов судопроизводства, позволяет сделать вывод, что во всех законодательных актах регулирующих судебный процесс применяются аналогичные принципы судопроизводства, которые по моему мнению, имеют один источник формирования (Конституция РФ).
Принципы административного судопроизводства независимо от способа их закрепления (нормы-принципы и принципы косвенного закрепления), отображают всё своеобразие административного судопроизводства, его отличие от иных форм осуществления правосудия в порядке арбитражного и гражданского судопроизводства, и самое главное являются основным регулятором поведения участников административного судопроизводства, направляя их деятельность на достижение задач административного судопроизводства.