Статья:

Особенности и проблемы современной семьи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Владимирова А.А., Ширина Н.М., Михалец И.В. Особенности и проблемы современной семьи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70825 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности и проблемы современной семьи

Владимирова Анастасия Андреевна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Ширина Надежда Михайловна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Викторовна
канд. псих. наук, доцент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

Аннотация. Проблемы семьи, социальные и психологические аспекты ее жизнедеятельности, особенности отношений ее членов (в частности детей и родителей) никогда не потеряют свою исключительную актуальность. В этой статье будут рассмотрены направления исследований современной семьи, а также проанализированы особенности и проблемы детско-родительских отношений.

 

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, детско-родительские отношения, подростковый возраст.

 

Цель статьи: Осуществить анализ особенностей и проблематики современного института семьи.

Изложение основного материала. Вот уже не одно столетие человечество пытается ответить на вопрос «Что такое семья?» Этот центральный вопрос предполагает разрешение целого ряда более частных: в чем сущность понятия «семья», каковы его структура и содержание, в чем состоит предназначение семьи, какие функции выполняет семья для общества и человека и многие другие.

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью с социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном становлении населения. Ядром семьи считают супружескую пару, в которую в зависимости от обстоятельств  входят дети, родственники, родители супругов. Для женщины семья - это возможность нормального существования, спокойствие и уверенность в себе, материальная и моральная поддержка, ощущение радости и счастья, полноценное воспитание детей. Мужчине семья предоставляет стимул к жизни, помогает в преодолении затруднений и проблем. Для ребенка семья играет важное значение, прежде всего, потому, что дает первые и важнейшие знания о жизни, о взаимоотношениях с людьми. Семья создает материальные и моральные условия для его роста, формирует нравственные жизненные основы и поло-ролевые установки. В современных условиях феномен семьи переживает кризис, который отмечают педагоги, психологи, социологи, демографы. Кризис  проявляется как в количественных (уменьшение показателей рождаемости детей, значительное количество разводов, проблемных семей), так и качественных показателях (трансформация общественных и семейных ценностей, ослабление воспитательной функции семьи, психологические проблемы членов семьи и т.д.). Кроме того наблюдается переход семьи как функционирующей системы на качественно иной уровень. Поскольку в современных условиях материальный фактор перестает быть ответственностью исключительно мужчины за выживание семьи, происходит закономерный переход с одного этапа развития (патриархата) на другой (биархат). При этом доминирующими становятся функции удовлетворения более высокого уровня потребностей эмоционально-интеллектуальной, духовной сферы [1].

Очевидно, что в таких условиях необходимы основательные исследования современной семьи (ее проблем и особенностей существования). В связи с этим психологические исследования семьи ведутся в различных плоскостях.

Одним из ключевых направлений является исследование отношений между брачными партнерами (их развитие на разных этапах семейной жизни,  адаптация брачных партнеров в молодой семье, супружеские конфликты, исследования нетипичных семей, сравнение гражданского брака с традиционным, разновозрастные браки, проблемные семьи и т.д.

Отдельного внимания заслуживает постановка и исследование проблемы семейного насилия, к которой сейчас наблюдается значительный общественный и научный интерес.

Важным направлением выступает изучение семьи как целостной системы. В рамках данного направления исследуются нарушения поведения, склонностей детей, психологические, психосоматические проблемы кого-то из членов семьи, разрабатываются методология практической помощи семье, исследуется эффективность различных подходов, техник психо-коррекционной работы.

Отдельного внимания заслуживает изучение семьи как социального института: функции ретрансляции социальных ценностей, установок, передача социокультурного опыта, этнопсихологических особенности семей. Это направление охватывает в большей степени философские, культурологические, социально-психологические аспекты.

Однако, одной из наиболее значимых сфер, неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики изучения семьи является проблематика детско-родительских отношений.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Достаточно распространенными являются исследования, рассматривающие влияние семьи на становление тех или иных особенностей, свойств ребенка. Так, отдельные исследования свидетельствуют о том, что причины детской преступности, девиантного или зависимого поведения, других проблем в значительной степени обусловлены неблагоприятной семейной ситуацией - асоциальным образом жизни родителей, безнадзорностью ребенка, наличием конфликтов или семейного насилия, эмоциональным неприятием ребенка, фрустрацией его базовых потребностей.

В психологических исследованиях семьи ключевой является проблема межличностных отношений между родителями и детьми-подростками, так как именно в этот период перестраивается и структурируется вся система внутрисемейных отношений подростка и его родителей. Независимо от того, какими были отношения между детьми и родителями в семье до границы подросткового возраста - взрослея, ребенок обязательно попробует противостоять миру взрослых с тем, чтобы выделить и адаптировать себя к будущему обществу взрослых взаимоотношений. Для подростка роль родителей велика - это и источник эмоциональной и социальной поддержки, и пример для подражания, и источник жизненного опыта, и передача определенных норм, правил, ценностей, жизненных принципов и овладение социальными навыками, формами, способами межличностного взаимодействия.

С целью изучения проблем и особенностей детско-родительских отношений подростков и их родителей на базе МБОУ СОШ р.п. Тамала им. Р.А. Китанина нами было проведено диагностическое исследование. Выборку составили 20 учащихся 8-го класса (13-14 лет), а также их родители. Опрос проводился анонимно.

Исследование детско-родительских отношений включало два блока:

1.Исследование родительского отношения к подросткам и его особенности, в котором использовались следующие методики:

- «Родительское отношение» (Г. Варга, В. Столин),

- «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

2. Исследование детско-родительских отношений с точки зрения подростков. Отношение подростков к родителям мы исследовали с помощью опросника ДРОП (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).

Результаты исследования по методике «Родительское отношение» (Г.Варга, В. Столин) представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Средние значения показателей результатов по методике «Родительское отношение» родителей подростков

Средние значения показателей результатов родителей подростков в %

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная гиперсоциализация

«Маленький неудачник»

54,84

39,95

76,86

77,56

74,41

 

Данные таблицы показывают, что средние значения показателей «кооперация» и «авторитарная гиперсоциализация» характеризуются высоким уровнем данного родительского отношения. Средние значения показателя «симбиоз» находится в норме, показатель «маленький неудачник» определяется ниже среднего уровня, а «принятие-отвержение» имеет низкий уровень показателя.

Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод, что родительское отношение к подросткам экспериментальной группы основывается на принимающе-авторитарном типе родительского воспитания, где принятие подростка сопровождается требованиями к социальным успехам и достижениям при тотальном контроле в этих областях.

Эти показатели указывают на смешанный тип родительского отношения, а также на то, что родители в основном сконцентрированы на контролировании поведения подростка, требуя от него безоговорочного послушания, тем самым также подавляют самостоятельность и автономность подростка.

На следующем этапе мы исследовали опыт родителей в воспитании ребенка и поиск различных нарушений этого процесса с помощью опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ) (авторы Е. Эйдемиллер и В. Юстицкис).

Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Средние значения показателей способов родительского воспитания по опроснику АСВ

Средние значения показателей способов родительского воспитания

 

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

З+

З-

С+

С-

Н

родители

5,57

3,48

3,68

1,62

2,2

1,06

1,44

1,4

1,9

1,66

1,93

 

Анализ представленных в таблице данных позволяет утверждать, что средние значения показателя Г + (гиперпротекция) (5.57 при максимальном значении 7), характеризуются высоким уровнем, что указывает на то, что для родителей главным делом в воспитании является предметное отношение. Среднее значение Т + (избыточность требований-обязанностей) (2.2. при максимальном значении 4), характеризуется показателем выше среднего уровня.

Таким образом, результаты исследования указывают на то, что в основе нарушения процесса воспитания родителей подростков экспериментальной группы, находится сверхопека (гиперпротекция) и негармоничный тип воспитания «повышенная моральная ответственность» с поведенческим фактором контроль.

Подводя итог исследования родительского отношения к подросткам и особенностей воспитания, можно утверждать, что все методики отметили неустойчивый  противоречивый стиль воспитания, где гиперпротекция (доминирующая) сочетается с тотальным контролем, повышенной моральной ответственностью и авторитаризмом.

Далее с помощью опросника ДРОП (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) было проведено исследование детско-родительских отношений с точки зрения подростков.  В результате проведения которого были получены результаты, представленные в Таблице 3.

Таблица 3.

Результаты диагностики учеников 8-го класса МБОУ СОШ р.п. Тамала  по опроснику ДРОП

 

Анализируя представленные результаты, можно сказать, что:

- у 15% испытуемых пониженный уровень эмпатии и это говорит о том, что родителям и детям сложно устанавливать контакт друг с другом, сложно договариваться;

 - у 20% испытуемых наблюдается повышенная эмоциональная дистанция между ними и их родителем, что проявляется в низкой эмоциональной связи между родителем и подростком;

-  у 10% испытуемых мы можем видеть низкое сотрудничество;

- у 10% опрошенных мы видим пониженное принятие решений, что говорит о давлении со стороны родителей;

- у 15% испытуемых повышенная конфликтность, что говорит о интенсивности конфликтов;

-  у 25% испытуемых повышена требовательность, а значит количество и качество декларируемых требований к ребенку повышены;

- у 55% испытуемых повышен мониторинг, что говорит об осведомленности родителей о делах и интересах подростков;

- у 40% повышен контроль, следовательно, наблюдается высокий уровень системы контроля со стороны родителя;

- у 15% опрошенных повышена авторитарность, что говорит о полноте и непререкаемости власти родителя в этих семьях;

- у  15% испытуемых повышена реализация наказаний, что проявляется в количестве и качестве оценочных воздействий;

- у 15% испытуемых повешена непоследовательность родителя, что говорит о непостоянстве воспитательных приемов родителя в этих семьях;

- у 25% испытуемых низкая удовлетворенность отношениями с родителями.

Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что современные родители демонстрируют неустойчивый стиль семейного воспитания, проявляют повышенный контроль, но мало интересуются самим ребенком, его мировоззрением, внутренним миром, что приводит к неудовлетворенности подростком системой детско-родительских отношений его семьи.

 

Список литературы:
1. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 295с.
2. Карабанова О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. А.З. Шапиро. СПб., 2011. – 386с.
3. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.