Особенности и проблемы современной семьи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Особенности и проблемы современной семьи
Аннотация. Проблемы семьи, социальные и психологические аспекты ее жизнедеятельности, особенности отношений ее членов (в частности детей и родителей) никогда не потеряют свою исключительную актуальность. В этой статье будут рассмотрены направления исследований современной семьи, а также проанализированы особенности и проблемы детско-родительских отношений.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, детско-родительские отношения, подростковый возраст.
Цель статьи: Осуществить анализ особенностей и проблематики современного института семьи.
Изложение основного материала. Вот уже не одно столетие человечество пытается ответить на вопрос «Что такое семья?» Этот центральный вопрос предполагает разрешение целого ряда более частных: в чем сущность понятия «семья», каковы его структура и содержание, в чем состоит предназначение семьи, какие функции выполняет семья для общества и человека и многие другие.
Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью с социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном становлении населения. Ядром семьи считают супружескую пару, в которую в зависимости от обстоятельств входят дети, родственники, родители супругов. Для женщины семья - это возможность нормального существования, спокойствие и уверенность в себе, материальная и моральная поддержка, ощущение радости и счастья, полноценное воспитание детей. Мужчине семья предоставляет стимул к жизни, помогает в преодолении затруднений и проблем. Для ребенка семья играет важное значение, прежде всего, потому, что дает первые и важнейшие знания о жизни, о взаимоотношениях с людьми. Семья создает материальные и моральные условия для его роста, формирует нравственные жизненные основы и поло-ролевые установки. В современных условиях феномен семьи переживает кризис, который отмечают педагоги, психологи, социологи, демографы. Кризис проявляется как в количественных (уменьшение показателей рождаемости детей, значительное количество разводов, проблемных семей), так и качественных показателях (трансформация общественных и семейных ценностей, ослабление воспитательной функции семьи, психологические проблемы членов семьи и т.д.). Кроме того наблюдается переход семьи как функционирующей системы на качественно иной уровень. Поскольку в современных условиях материальный фактор перестает быть ответственностью исключительно мужчины за выживание семьи, происходит закономерный переход с одного этапа развития (патриархата) на другой (биархат). При этом доминирующими становятся функции удовлетворения более высокого уровня потребностей эмоционально-интеллектуальной, духовной сферы [1].
Очевидно, что в таких условиях необходимы основательные исследования современной семьи (ее проблем и особенностей существования). В связи с этим психологические исследования семьи ведутся в различных плоскостях.
Одним из ключевых направлений является исследование отношений между брачными партнерами (их развитие на разных этапах семейной жизни, адаптация брачных партнеров в молодой семье, супружеские конфликты, исследования нетипичных семей, сравнение гражданского брака с традиционным, разновозрастные браки, проблемные семьи и т.д.
Отдельного внимания заслуживает постановка и исследование проблемы семейного насилия, к которой сейчас наблюдается значительный общественный и научный интерес.
Важным направлением выступает изучение семьи как целостной системы. В рамках данного направления исследуются нарушения поведения, склонностей детей, психологические, психосоматические проблемы кого-то из членов семьи, разрабатываются методология практической помощи семье, исследуется эффективность различных подходов, техник психо-коррекционной работы.
Отдельного внимания заслуживает изучение семьи как социального института: функции ретрансляции социальных ценностей, установок, передача социокультурного опыта, этнопсихологических особенности семей. Это направление охватывает в большей степени философские, культурологические, социально-психологические аспекты.
Однако, одной из наиболее значимых сфер, неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики изучения семьи является проблематика детско-родительских отношений.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Достаточно распространенными являются исследования, рассматривающие влияние семьи на становление тех или иных особенностей, свойств ребенка. Так, отдельные исследования свидетельствуют о том, что причины детской преступности, девиантного или зависимого поведения, других проблем в значительной степени обусловлены неблагоприятной семейной ситуацией - асоциальным образом жизни родителей, безнадзорностью ребенка, наличием конфликтов или семейного насилия, эмоциональным неприятием ребенка, фрустрацией его базовых потребностей.
В психологических исследованиях семьи ключевой является проблема межличностных отношений между родителями и детьми-подростками, так как именно в этот период перестраивается и структурируется вся система внутрисемейных отношений подростка и его родителей. Независимо от того, какими были отношения между детьми и родителями в семье до границы подросткового возраста - взрослея, ребенок обязательно попробует противостоять миру взрослых с тем, чтобы выделить и адаптировать себя к будущему обществу взрослых взаимоотношений. Для подростка роль родителей велика - это и источник эмоциональной и социальной поддержки, и пример для подражания, и источник жизненного опыта, и передача определенных норм, правил, ценностей, жизненных принципов и овладение социальными навыками, формами, способами межличностного взаимодействия.
С целью изучения проблем и особенностей детско-родительских отношений подростков и их родителей на базе МБОУ СОШ р.п. Тамала им. Р.А. Китанина нами было проведено диагностическое исследование. Выборку составили 20 учащихся 8-го класса (13-14 лет), а также их родители. Опрос проводился анонимно.
Исследование детско-родительских отношений включало два блока:
1.Исследование родительского отношения к подросткам и его особенности, в котором использовались следующие методики:
- «Родительское отношение» (Г. Варга, В. Столин),
- «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис)
2. Исследование детско-родительских отношений с точки зрения подростков. Отношение подростков к родителям мы исследовали с помощью опросника ДРОП (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
Результаты исследования по методике «Родительское отношение» (Г.Варга, В. Столин) представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Средние значения показателей результатов по методике «Родительское отношение» родителей подростков
Средние значения показателей результатов родителей подростков в % |
||||
Принятие-отвержение |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гиперсоциализация |
«Маленький неудачник» |
54,84 |
39,95 |
76,86 |
77,56 |
74,41 |
Данные таблицы показывают, что средние значения показателей «кооперация» и «авторитарная гиперсоциализация» характеризуются высоким уровнем данного родительского отношения. Средние значения показателя «симбиоз» находится в норме, показатель «маленький неудачник» определяется ниже среднего уровня, а «принятие-отвержение» имеет низкий уровень показателя.
Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод, что родительское отношение к подросткам экспериментальной группы основывается на принимающе-авторитарном типе родительского воспитания, где принятие подростка сопровождается требованиями к социальным успехам и достижениям при тотальном контроле в этих областях.
Эти показатели указывают на смешанный тип родительского отношения, а также на то, что родители в основном сконцентрированы на контролировании поведения подростка, требуя от него безоговорочного послушания, тем самым также подавляют самостоятельность и автономность подростка.
На следующем этапе мы исследовали опыт родителей в воспитании ребенка и поиск различных нарушений этого процесса с помощью опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ) (авторы Е. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Средние значения показателей способов родительского воспитания по опроснику АСВ
Средние значения показателей способов родительского воспитания |
|||||||||||
|
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
родители |
5,57 |
3,48 |
3,68 |
1,62 |
2,2 |
1,06 |
1,44 |
1,4 |
1,9 |
1,66 |
1,93 |
Анализ представленных в таблице данных позволяет утверждать, что средние значения показателя Г + (гиперпротекция) (5.57 при максимальном значении 7), характеризуются высоким уровнем, что указывает на то, что для родителей главным делом в воспитании является предметное отношение. Среднее значение Т + (избыточность требований-обязанностей) (2.2. при максимальном значении 4), характеризуется показателем выше среднего уровня.
Таким образом, результаты исследования указывают на то, что в основе нарушения процесса воспитания родителей подростков экспериментальной группы, находится сверхопека (гиперпротекция) и негармоничный тип воспитания «повышенная моральная ответственность» с поведенческим фактором контроль.
Подводя итог исследования родительского отношения к подросткам и особенностей воспитания, можно утверждать, что все методики отметили неустойчивый противоречивый стиль воспитания, где гиперпротекция (доминирующая) сочетается с тотальным контролем, повышенной моральной ответственностью и авторитаризмом.
Далее с помощью опросника ДРОП (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) было проведено исследование детско-родительских отношений с точки зрения подростков. В результате проведения которого были получены результаты, представленные в Таблице 3.
Таблица 3.
Результаты диагностики учеников 8-го класса МБОУ СОШ р.п. Тамала по опроснику ДРОП
Анализируя представленные результаты, можно сказать, что:
- у 15% испытуемых пониженный уровень эмпатии и это говорит о том, что родителям и детям сложно устанавливать контакт друг с другом, сложно договариваться;
- у 20% испытуемых наблюдается повышенная эмоциональная дистанция между ними и их родителем, что проявляется в низкой эмоциональной связи между родителем и подростком;
- у 10% испытуемых мы можем видеть низкое сотрудничество;
- у 10% опрошенных мы видим пониженное принятие решений, что говорит о давлении со стороны родителей;
- у 15% испытуемых повышенная конфликтность, что говорит о интенсивности конфликтов;
- у 25% испытуемых повышена требовательность, а значит количество и качество декларируемых требований к ребенку повышены;
- у 55% испытуемых повышен мониторинг, что говорит об осведомленности родителей о делах и интересах подростков;
- у 40% повышен контроль, следовательно, наблюдается высокий уровень системы контроля со стороны родителя;
- у 15% опрошенных повышена авторитарность, что говорит о полноте и непререкаемости власти родителя в этих семьях;
- у 15% испытуемых повышена реализация наказаний, что проявляется в количестве и качестве оценочных воздействий;
- у 15% испытуемых повешена непоследовательность родителя, что говорит о непостоянстве воспитательных приемов родителя в этих семьях;
- у 25% испытуемых низкая удовлетворенность отношениями с родителями.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что современные родители демонстрируют неустойчивый стиль семейного воспитания, проявляют повышенный контроль, но мало интересуются самим ребенком, его мировоззрением, внутренним миром, что приводит к неудовлетворенности подростком системой детско-родительских отношений его семьи.