Статья:

Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Тукаев И.А., Ситдиков Р.И., Хомич А.С. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71237 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве

Тукаев Ибрагим Азаматович
студент Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа
Ситдиков Рустам Ильгамович
студент Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа
Хомич Антон Сергеевич
студент Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, РФ г. Уфа

 

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями [5].

Пограничная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.

Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:

–  создание и совершенствование нормативно-правовой базы;

– приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ;

Российские интересы в пограничном пространстве особенно актуальны и значимы. Государственная граница страны протянулась на 60,9 тыс. км, в том числе по морю – на 38,8 тыс. км. Площадь территориального моря исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов России, составляет 9 млн. кв. км. (42% всей континентальной территории Российской Федерации). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов, превышающего 4,5 млн. тонн. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей Российской Федерации. На границе Российской Федерации соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и сопредельных государств [6].

Одной из наиболее важных пограничных территорий для России является Арктическая зона.

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 164 от 5 марта 2020 г., целями государственной политики Российской Федерации в Арктике определены [1]:

– повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;

– ускорение экономического развития территорий Арктической зоны и увеличение их вклада в экономический рост страны;

– охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.

Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: социальное и экономическое развитие Арктической зоны, а также развитие ее инфраструктуры; развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; развитие международного сотрудничества и др.

Основными направлениями в защите пограничных рубежей это – необходимое условие обеспечения суверенитета, территориальной целостности, экономической, энергетической и продовольственной безопасности Российской Федерации.

Серьезную угрозу пограничной безопасности Российской Федерации представляет граница с Украиной – одно из самых тревожных направлений с точки зрения пограничной безопасности. С начала года только в Ростовской области было пресечено более 60 попыток незаконного перемещения через границу оружия и боеприпасов. Пограничники изъяли более 40 единиц огнестрельного оружия, около шести тысяч боеприпасов, более 200 гранат, 100 снарядов и свыше 30 мин.

Другой напряженной в плане угроз государственной границе территорией является сегодня Крым. В зоне риска здесь все та же граница с Украиной. На ней, правда, не стреляют, но 168 км государственной границы, отделяющие территорию Российской Федерации от Херсонской области Украины, заставляют пограничников все время быть в напряжении. Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым было сформировано в апреле прошлого года. Государственная граница охраняется в Крыму в 11 пунктах пропуска, из которых 5 морских, 5 сухопутных и 1 воздушный.

Одно из подразделений береговой охраны, также входящее в состав регионального Погрануправления, защищает рубежи страны в акватории Черного моря: протяженность границы здесь составляет 585 км. Кстати, в эту воинскую часть почти в полном составе перешел личный состав прежнего отряда морской охраны, входившего в структуру Государственной погранслужбы Украины. При этом ни один корабль или катер, ранее принадлежавший Украине, нашим пограничникам не понадобился: на вооружении у россиян - только самые современные корабли и катера, в том числе на воздушной подушке.

Всего за год возбудили более 1,4 тысяч дел об административных правонарушениях, связанных с пограничным режимом, назначили штрафов на сумму свыше 3,5 миллионов рублей. Предотвращен незаконный вывоз из Крыма через государственную границу оружия, боеприпасов, иностранной валюты, наркотических и психотропных веществ, контрабанды[7].

Угрозу безопасности Российской Федерации несет трансграничная преступность, связанная с организацией каналов незаконного перемещения через государственную границу наркотических средств и психотропных веществ. В 2018 году пограничными органами изъято около 430 кг. наркотиков, около 20 кг. сильнодействующих веществ

Проблемы пограничном пространстве по-прежнему актуальны и требуют новых подходов, отвечающих современным требованиям, вызовам и угрозам. Приоритетные направления решения этих и других вопросов, в том числе в пограничном пространстве, отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31декабря 2015 года № 683. [2].

В реализации государственной пограничной политики участвуют законодательная, исполнительная и судебная власть.

В целях обеспечения комплексной и пограничной безопасности  Советом Федерации был принят Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" [3].

В  пограничном пространстве России концентрируются приоритетные для ее развития национальные интересы, требующие первоочередного внимания со стороны государственного руководства и системы многоплановых и последовательных мер в их отстаивании, реализуемых государством, обществом, гражданами.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 « Об основах государственной политики РФ в Антарктиде на период до 2035 года».-https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
3. Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» от 26.07.2017 № 179-ФЗ
4. Кардашова И.Б. Основы теории национальной безопасности: Учебник для вузов / И.Б. Кардашова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 303 с.
5. Конюхова, Т.В. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации / Т.В. Конюхов. М.: Юрайт. - 2017. – 251 с.
6. Савицкий А.Г. Национальная безопасность. Россия в мире: учебник для студентов вузов / А..Г. Савицкий. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 463 с.