Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями [5].
Пограничная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:
– создание и совершенствование нормативно-правовой базы;
– приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ;
Российские интересы в пограничном пространстве особенно актуальны и значимы. Государственная граница страны протянулась на 60,9 тыс. км, в том числе по морю – на 38,8 тыс. км. Площадь территориального моря исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов России, составляет 9 млн. кв. км. (42% всей континентальной территории Российской Федерации). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов, превышающего 4,5 млн. тонн. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей Российской Федерации. На границе Российской Федерации соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и сопредельных государств [6].
Одной из наиболее важных пограничных территорий для России является Арктическая зона.
В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 164 от 5 марта 2020 г., целями государственной политики Российской Федерации в Арктике определены [1]:
– повышение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам;
– ускорение экономического развития территорий Арктической зоны и увеличение их вклада в экономический рост страны;
– охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.
Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: социальное и экономическое развитие Арктической зоны, а также развитие ее инфраструктуры; развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; развитие международного сотрудничества и др.
Основными направлениями в защите пограничных рубежей это – необходимое условие обеспечения суверенитета, территориальной целостности, экономической, энергетической и продовольственной безопасности Российской Федерации.
Серьезную угрозу пограничной безопасности Российской Федерации представляет граница с Украиной – одно из самых тревожных направлений с точки зрения пограничной безопасности. С начала года только в Ростовской области было пресечено более 60 попыток незаконного перемещения через границу оружия и боеприпасов. Пограничники изъяли более 40 единиц огнестрельного оружия, около шести тысяч боеприпасов, более 200 гранат, 100 снарядов и свыше 30 мин.
Другой напряженной в плане угроз государственной границе территорией является сегодня Крым. В зоне риска здесь все та же граница с Украиной. На ней, правда, не стреляют, но 168 км государственной границы, отделяющие территорию Российской Федерации от Херсонской области Украины, заставляют пограничников все время быть в напряжении. Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым было сформировано в апреле прошлого года. Государственная граница охраняется в Крыму в 11 пунктах пропуска, из которых 5 морских, 5 сухопутных и 1 воздушный.
Одно из подразделений береговой охраны, также входящее в состав регионального Погрануправления, защищает рубежи страны в акватории Черного моря: протяженность границы здесь составляет 585 км. Кстати, в эту воинскую часть почти в полном составе перешел личный состав прежнего отряда морской охраны, входившего в структуру Государственной погранслужбы Украины. При этом ни один корабль или катер, ранее принадлежавший Украине, нашим пограничникам не понадобился: на вооружении у россиян - только самые современные корабли и катера, в том числе на воздушной подушке.
Всего за год возбудили более 1,4 тысяч дел об административных правонарушениях, связанных с пограничным режимом, назначили штрафов на сумму свыше 3,5 миллионов рублей. Предотвращен незаконный вывоз из Крыма через государственную границу оружия, боеприпасов, иностранной валюты, наркотических и психотропных веществ, контрабанды[7].
Угрозу безопасности Российской Федерации несет трансграничная преступность, связанная с организацией каналов незаконного перемещения через государственную границу наркотических средств и психотропных веществ. В 2018 году пограничными органами изъято около 430 кг. наркотиков, около 20 кг. сильнодействующих веществ
Проблемы пограничном пространстве по-прежнему актуальны и требуют новых подходов, отвечающих современным требованиям, вызовам и угрозам. Приоритетные направления решения этих и других вопросов, в том числе в пограничном пространстве, отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31декабря 2015 года № 683. [2].
В реализации государственной пограничной политики участвуют законодательная, исполнительная и судебная власть.
В целях обеспечения комплексной и пограничной безопасности Советом Федерации был принят Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" [3].
В пограничном пространстве России концентрируются приоритетные для ее развития национальные интересы, требующие первоочередного внимания со стороны государственного руководства и системы многоплановых и последовательных мер в их отстаивании, реализуемых государством, обществом, гражданами.