Статья:

Особенности формирования финансовых результатов предприятий пищевой промышленности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гюлумян Ю.В., Романова Т.В. Особенности формирования финансовых результатов предприятий пищевой промышленности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61807 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования финансовых результатов предприятий пищевой промышленности

Гюлумян Юрий Валерикович
студент, Калининградский государственный технический университет – КГТУ, РФ, г. Калининград
Романова Татьяна Владимировна
канд. экон. наук, доцент, Калининградский государственный технический университет – КГТУ, РФ, г. Калининград

 

FEATURES OF FORMATION OF FINANCIAL RESULTS OF THE ENTERPRISES OF THE FOOD INDUSTRY

 

Iurii Gulumian

Student, Kaliningrad State Technical University - KSTU, Russia, Kaliningrad

Tatyana Romanova

Cand. econ. sciences, associate professor, Kaliningrad State Technical University - KSTU, Russia, Kaliningrad

 

Аннотация. Отражены актуальные проблемы предприятий пищевой промышленности при формировании финансовых результатов.

Abstract. The actual problems of food industry enterprises in the formation of financial results are reflected.

 

Ключевые слова: доходы, расходы, финансовые результаты, прибыль, убыток, пищевая промышленность.

Keywords: income, expenses, financial results, profit, loss, food industry.

 

Российская пищевая промышленность переживает в настоящее время кардинальные изменения, активно внедряются на рынок западные корпорации. Со вступлением в ВТО ужесточается конкуренция между отечественными и зарубежными производителями продовольствия, между российскими и импортными продуктами питания. Это обстоятельство выводит на первый план задачи оптимизации бизнес-процессов, управления производственными ресурсами, обеспечения оптимального взаимодействия систем производства и сбыта пищевой продукции, т.е. объективно требует существенного повышения эффективности управления как отраслью в целом, так и отдельными ее составляющими. И немаловажно значение здесь играют процессы формирования финансовых результатов.

Для того чтобы оценить деятельность любого предприятия необходимо знать его финансовые результаты. Именно анализ финансовых результатов дает возможность построить прогноз деятельности предприятия на будущее, а также выявить основные факторы, влияющие на полученные результаты.

Под этими факторами понимаются правила учета доходов и расходов и процесс формирования прибыли. Правила учета доходов и расходов регламентированы и определены законодательством по бухгалтерскому и налоговому учету. Например, учет доходов в Российской Федерации определяется с помощью ПБУ 9/99 «Доходы организации», учет расходов с помощью ПБУ 10/99 «Расходы организации», а для определения правил учета доходов и расходов в налогооблагаемых целях служит глава 25 Налогового Кодекса РФ.

В тоже время данные документы определяют правила учета в целом, не учитывая специфику отдельных отраслей. А ведь для многих отраслей промышленности, в том числе и пищевой, порядок отнесения затрат к тем или иным видам расходов может оказать решающее значение на конечный финансовый результат.

Под пищевой промышленностью понимается комплекс производственных объединений, изготавливающих и выпускающих сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию для обеспечения населения продуктами питания. Отличительной чертой промышленности является многоотраслевое развитие.

Рассмотрим в данной статье порядок формирования финансовых результатов предприятий пищевой промышленности и выявим их особенности.

Согласно ПБУ 9/99 под доходами понимается увеличение экономических выгод предприятия в результате поступления различного вида активов (материальных и денежных ценностей) и (или) погашения обязательств перед другими субъектами, приводящие к увеличению капитала (за исключением вкладов в уставный капитал).

При этом доходы могут быть как по основной деятельности, так и прочие доходы – например, от сдачи в аренду неиспользовавшихся площадей.

Как правило, объем прочих доходов общем составе выручке не велик, поэтому в дальнейшем их рассматривать не будем. Основной базой, формирующей выручку любого предприятия является доход от основной деятельности. В случае с предприятиями пищевой промышленности - это выручка от реализации той готовой продукции, которую производит данное предприятие.

Проблемное поле при учете доходов предприятий пищевой промышленности заключается в следующем:

Первая проблема, это то что цена на некоторые виды производимой продукции может быть подвержена контролю и регулированию государством, например,социально значимые продукты питания, детский ассортимент. При этом в цену не закладывается рост цен на энергоносители и сырье для производимой продукции. А в условиях инфляции данный рост является практически постоянной величиной.

Второй проблемой является возникновение несоответствия между доходами и расходами по отчетным периодам при круглосуточном графике выпуска продукции (наличием незавершенного производства) и реализации в соответствии с договорами ежемесячными или ежедневными товарными потоками.

Расходная часть также вызывает много вопросов. Согласно ПБУ 10/99, расходами признаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и (или) увеличения обязательств предприятия перед другими субъектами рыночных отношений, приводящие к уменьшению капитала (за исключением изъятий из уставного капитала.

Для предприятий пищевой промышленности классификация расходов идет по следующим основным элементам:

В-первую очередь, это материальные затраты (затраты на сырье из которого производиться продукция, расходные материалы);

Во-вторую очередь - это затраты на оплату труда. Здесь следует учитывать что у рабочих на производстве преобладают бригадные расценки на единицу выпускаемой готовой продукции, а оплата труда административно-управленческого аппарата входит в состав косвенных расходов. При этом вспомогательный персонал ремонтных групп и уборщиков производственных помещений обычно находится на косвенно-сдельной заработной плате по отношению к бригадам;

В-третью очередь - это отчисления на социальные нужды. В настоящее время размер отчислений составляет 30% от фонда оплаты труда – достаточно большой уровень затратной части.

В-четвертую очередь - это амортизация основных средств.

Значимую долю в составе расходов могут составлять коммунальные платежи, так как в пищевой промышленности используется большое количество воды и энергоносителей, а также расходы на внутреннюю транспортировку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Главные отличительные особенности учета затрат в пищевой промышленности состоят в следующем:

  • Многие материально-сырьевые запасы имеют ограниченный срок использования или скоропортящиеся, поэтому требуются особые условия их хранения и планирование необходимости в их приобретении.
  • Продукция должна соответствовать ГОСТам, техническим условиям, требованиям безопасности, то есть существуют дополнительные расходы на сертификацию продукции.
  • Оплата труда производственных рабочих должна быть четко связана с технологической цепочкой и соответствовать этапам производственного процесса, в результате чего возникают дополнительные расходы на нормирование труда и учет выполнения норм.
  • Многие виды продукции выпускаются в трехсменном режиме, что несет дополнительные затраты по оплате труда сменных бригад и компенсацию ночных и вечерних часов работы
  • Аналогичные проблемы связаны с работой оборудования в трехсменном режиме, что вызывает дополнительные затраты на техническое обслуживание, ремонт, а также сложности с начислением амортизации.

Как видно из перечисленного, правильный учет затрат на предприятиях пищевой продукции очень трудоемкий и трудозатратный. По этой причине для исчисления себестоимости многими предприятиями применяется нормативный метод учета затрат в соответствии со стандартами, что требует жесткого соблюдения норм расхода и контроля за качеством сырья и вспомогательных материалов.

Таким образом, учет доходов и расходов на предприятиях пищевой промышленности требует достаточно внимательного подхода. При этом все вопросы по повышению эффективности финансового результата, а именно роста прибыли, многими авторами и практиками   рассматриваются именно в этих двух плоскостях – либо увеличение дохода, либо снижение расходной части.

При этом все мероприятия можно разделить на два направления:

  • деятельность компании в отношении производственных процессов: регулирование объёма, темпы выпуска товаров, качество продукции, снижение или повышение себестоимости и т.д.;
  • деятельность компании непосредственно на рынке: ценовая политика, гибкость подходов к клиентам, введение безналичного расчёта, упрощение оформления документации, бесперебойность поставок и т.д.

Если рассматривать подробнее, то возможны следующие варианты повышения прибыли:

  1. Снижение себестоимости товара. Разница в себестоимости, разумеется, пойдёт в счёт увеличения выручки. Следует грамотно распределить мощности производства.
  2. Повышение технического уровня производства. Автоматизация про­изводственных процессов, которая позволяет осуществлять весь цикл работ без непосредственного участия в нем человека, лишь под его контролем.
  3. Ликвидация потерь и утечек. Следует минимизировать брак и предпринимать меры по их предотвращению.
  4. Анализ точек получения выручки. Увеличения выручки компании будет намного сложнее добиться, если какие-то производственные процессы обходятся слишком дорого либо приносят убытки. Выявив неэффективные производственные процессы следует найти альтернативные решения  или  на время отказаться от этих производственных мощностей .
  5. Мотивация и стимулирование персонала. Нужно  правильно стимулировать работоспособность своих подчинённых. Грамотно разработанная уместная премиальная политика компании приведёт к увеличению энтузиазма работников, а также к увеличению производительности и качества производства. Премии и проценты – это то, что хоть и станет определёнными затратами, в целом принесёт компании увеличение выручки в короткие сроки и в значительных объёмах.
  6. Увеличение выпускаемой продукции. Увеличить  в объёмах наиболее эффективный сегмента рынка. Вполне возможно, что компании стоит задуматься над тем, чтобы увеличить разнообразие товара. Это позволит наладить спрос новой категории покупателей.
  7. Обучение персонала.  Дать человеку  возможность обучиться и эффективно работать, что привело бы к  уменьшению сроков производства изделий.

Каждое из этих направлений может быть детализировано и имеет свои методы работы. Вся система управления на предприятии должна быть настроена так, чтобы на любом уровне сотрудники выступали с инициативой, приводящей к повышению экономической эффективности.

Зачастую комплекс мероприятий, которые должны повысить эффективность работы, затрагивает сразу все блоки деятельности. Такой системный подход позволяет использовать синергетический эффект.

Конечно, нельзя не отметить, что все данные рекомендации являются общими. Для того, чтобы понять какой из способов повышения прибыли нужен на конкретном предприятии пищевой промышленности необходимо провести финансовый анализ его деятельности хотя бы по трем предыдущим годам.

Также не все способы подходят именно предприятиям пищевой промышленности. Например, манипулирование ценами на товары. как мы уже рассмотрели выше, цены на многую пищевую продукцию могут быть регламентированы государством.

Эффективным  способом увеличения выручки, и соответственно финансового результата для предприятий пищевой промышленности может стать усиленный контроль за остатками товаров на складах. Для предприятий, выпускающих продукцию с долгим сроком хранения, затоваривание склада, может быть главным фактором, препятствующим к наращиванию объёма реализации.

Кроме того, нельзя обойти стороной и расширение доли дорогих товаров в общих партиях продукции предприятий. Разумеется, это тоже способствует увеличению выручки, хотя следует понимать, что цены должны быть конкурентоспособными.

Таким образом, в современных рыночных условиях положительный финансовый результати отражает эффективность функционирования предприятия любой сферы деятельности, в том числе и пищевой промышленности. Каждое предприятие пищевой промышленности стремится к повышению финансовых результатов своей деятельности, так как значительная часть прибыли расходуется на дальнейшее производство, совершенствование его технологий, выплаты заработной платы рабочим, и относительно небольшая часть выступает в качестве чистой прибыли предприятия. Именно поэтому вопрос о повышении финансовых результатов деятельности имеет важную роль в производственной политике предприятия. 

Каждое предприятие самостоятельно выбирает способы и совокупности способов повышения финансовых результатов своей деятельности, в зависимости от своих производственных и технологических возможностей, размера капитала, скорости достижения желаемых результатов, возможности привлечения в свой производственный процесс дополнительных средств и техники.

 

Список литературы:
1. ПБУ 9/99 «Доходы организации». Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (в ред. от 08.11.2015 № 144н) ПБУ 10/99 «Расходы организации». Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (в ред. от 08.11.2015 № 144н) 
2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий учет) – М.: Проспект, 2015. - 638с. 
3. Юрьева Л.В., Илышева Н.Н., Караваева А.В. Стратегический управ-ленческий учет для бизнеса – М: Инфра-М, 2016. – 336 с. 
4. Синянская Е.Р. Баженов О.В. Основы бухгалтерского учета и анализа - Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2017. – 26 7 с.