Статья:

Современное налогообложение в экономической системе Российской Федерации и возможности снижения налоговой нагрузки без финансовой потери

Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Юсупов М.М. Современное налогообложение в экономической системе Российской Федерации и возможности снижения налоговой нагрузки без финансовой потери // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(113). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(113).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное налогообложение в экономической системе Российской Федерации и возможности снижения налоговой нагрузки без финансовой потери

Юсупов Марат Марсович
магистрант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (Лениногорский филиал), РФ, г. Лениногорск

 

Аннотация. В данной статье сообщается о том, что налоговую нагрузку в современной экономической системе было бы эффективнее считать раздельно: по юридическим и физическим лицам. Также предлагается вычитать налоги, которые не перекладываются на покупателей товаров, услуг, благ и  производителей из общих налоговых поступлений, которые получают из внезарплатных доходов физических лиц. Для снижения налоговой нагрузки на возможные виды бизнеса в стране, автор рассматривает вариант эффективного и продуктивного изменения налоговой политики в России: перераспределение налогов с юридических лиц на физические, при этом введение прогрессивного налога исходя из их доходов.

 

Ключевые слова: налогообложение, налоговая нагрузка, налог на физических лиц, эффективная система налогообложения.

 

Введение

В течение последних нескольких лет среднегодовой рост  мировой экономики ежегодно прирастает примерно на 3-4%, в то время как в России он составляет около 0,2%. Одна из главных причин данных низких показателей- это падение активных инвестиционных вложений.

Вместе с этим на качество Российской экономики не может не повлиять прогрессирующий износ основных фондов.

Для избежания деградации в  развитии экономики в стране, необходимо провести глобальные реформы. Одна из главнейших- реформа в сфере налогообложения, которая сможет поднять активность бизнес инвестиций и дать рывок для экономического развития. В общепризнанно экономически развитых странах подоходный налог с физических лиц является основным налогом, пополняющим бюджет государственной казны, доля налогов с юридических лиц сокращен. Уровень тяжести налоговой нагрузки оценивают исходя из объема оставшихся средств у налогоплательщика, а не по доле изъятия налогов из доходов.  Для более детального понимания оценки налогового груза при расчете ВВП все налогоплательщики должны быть разделены на два блока-юридические лица, то есть разные хозяйствующие субъекты и физические лица, то есть все наемные работники и граждане. С начала прошлого века во всех развитых странах налоговая доля физических лиц в общем объеме налогов увеличивается, а налог от юридических лиц уменьшается.

Возможные направления снижения налоговой нагрузки на бизнес в России с одновременным стимулированием инвестиционной деятельности.

Для снижения налоговой нагрузки на юридические лица в России есть налог на доходы состоятельной части физических лиц, однако пока он находится в резерве. Если бы в таких экономически развитых странах, как Финляндия, США, Швеция был бы такой же фиксированный налог на физические лица- 13%, то в среднем государственная казна потерпела бы потери в 2-2.5 раза, а компенсировать их пришлось бы из повышенных налогов на юридические лица. Введение в России шкалы по налогу на доходы физических лиц со ставкой в виде 40 % на доходы свыше 700 тыс. рублей в месяц может увеличить бюджет  примерно на 5 трлн рублей.  Обложение этим налогом 130 долларовых миллиардеров России способно пополнить казну на 1,1 трлн рублей.

Стоит отметить, что столь тяжёлая налоговая нагрузка на экономику Российской Федерации, в основном на юридических лиц, в том числе обрабатывающей промышленности, связана не только с отсутствием передовых налоговых поступлений от доходов физических лиц, но и с использованием принципа налогового «нейтралитета», то есть, налог на квартиру при использовании этого принципа, особенно влияет на более высокую долю расходов заработной платы в техническом секторе. Поэтому, если в структуре общих расходов сырьевой промышленности зарплата составляет в среднем 7-9%, то в обрабатывающей промышленности она вдвое больше-18-20%. Поскольку стоимость живой работы в России сейчас облагается налогом по ставке 61%, естественно, что это приведет к повышению налоговой нагрузки на их деятельность.

Наиболее важным фактором в эффективности налога на «богатых» граждан является то, что сегодня этот налог базируется не на заработную плату, в котором налог увеличивает стоимость производства, но на чистый доход в виде процентов от банковских вкладов, акций, сдачи в аренду имущества, продажи ценных бумаг, патентов и т.д. Если налоги на прибыль, НДС, акцизы, налоги с продаж возлагаются целиком и полностью на производителя или покупателя товаров- это отражается в росте цен, снижении инвестиционной активности. Подоходный налог для наиболее обеспеченных граждан не имеет таких неприятных нюансов.

Все это говорит о том, что при уплате всех налогов в соответствии с налоговым законодательством те отрасли, которые имеют высокую долю переработки и качественную работу и не имеют возможности продавать продукцию по более высокой цене, просто обречены прекратить свою деятельность или должны заниматься сокрытием налоговой прибыли, выплачивая приемлемую заработную плату работникам. Все предпринимаемые сегодня правительством меры по замене импорта и снижению зависимости от налогов на сырье останутся лишь благими намерениями, при этом налоговая нагрузка на экономику страны существенно не изменится.

Чтобы обеспечить эффективное внедрение данной реформы нужно внедряться в практику ускоренной амортизации. Это позволит снизить уровень налоговой нагрузки на бизнес и обеспечить его средствами для расширенного производства и обновления основных фондов.

Благодаря внедрению ускоренной амортизации объем амортизационных начислений отрывается от стоимостной величины износа фондов и активно используется в качестве чистых инвестиций. Таким образом замещаются прибыль  и заемные средства бизнеса.

Современные экономически развитые страны в инвестициях корпоративного сектора в основные фонды на амортизацию  выделяют примерно 65-70%, на заемные- 15-20%, на прибыль- 12-15%.

Заключение

В наше время требуется  физические и юридические лица считать отдельно друг от друга при расчете налоговой нагрузки из-за того, что главной функцией налогообложения для юридических лиц является не пополнение бюджета, а перечисление прибыли бизнеса на инвестиционную деятельность за счет быстрой амортизации.

Основной функцией налогообложения для физических лиц все так же является его фискальная роль. Но учитывается обязательная  дифференциация налоговых ставок в зависимости от суммы налоговых поступлений.

Для того чтобы оценить налоговую нагрузку физических лиц, в настоящее время отвечающую термину тяжесть налога, ее следует охарактеризовать как «социально ориентированный налог», построенный на основных принципах налоговой политики-«пропорциональности налога на прибыль налогоплательщиков».

В России в связи с отсутствием  прогрессивного подоходного налога  его доля в бюджете в два раза ниже в сравнении с промышленно развитыми странами. Основная масса налоговых сборов по нему собирается не с богатых и состоятельных граждан, а с относительно средне социально обеспеченного населения.

 

Список литературы:
1. Российский статистический ежегодник 2017. М.: Росстат, 2017. 686 с.
2. Статистическое обозрение. Статистический сборник. М.: Росстат, 2018. № 1. 136 с.
3. Силуанов А.Г. Тезисы выступления министра финансов Российской Федерации на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы» 23 июня 2015 г. // Финансы. 2015. № 7. С. 3–10. 
4. Аркин В.И., Сластников А.Д. Ожидание инвестиций и налоговые льготы. М.: ЦЭМИ РАН, 1997. 32 с.
5. Веретенникова И.И. Амортизация и амортизационная политика. М.: Финансы и статистика. 2004. 192 с.