СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФЕНОМЕН АЗИАТСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В КИТАЕ
Секция: Экономика
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФЕНОМЕН АЗИАТСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В КИТАЕ
Аннотация. В современном мире все большее внимание уделяется изучению азиатского региона: культуре, факторам экономического развития, роли в мировой экономике и т.д. В статье рассматривается роль иностранных инвестиций и свободных экономических зон в контексте азиатской модели развития экономики в Китае. Проведен анализ распределение СЭЗ по всему миру, а также рассмотрена оценка воздействия СЭЗ на приток прямых иностранных инвестиций и показатели экспорта Китайской республики.
Ключевые слова: азиатская модель экономики; Китай; свободные экономические зоны; прямые иностранные инвестиции, зона свободной торговли.
Введение
Высокие показатели экономического роста азиатского региона вызывают множество дискуссий среди исследователей. Изучая особенности становления стран Азии, многие эксперты отмечают роль привлеченных иностранных инвестиций. В азиатских странах благоприятный инвестиционный климат, это связано с высокой производительностью труда и доступностью квалифицированной рабочей силы. Одним из инструментов привлечения иностранных инвестиций является создание свободных экономических зон (далее – СЭЗ). СЭЗ позволяет ведущим ТНК переносить свое производство, сокращая собственные издержки. Однако при этом корпорации не только обеспечивают капитал странам, на территории которых создана СЭЗ, но и «привозят» с собой технологии, а также открывают доступ к своим сбытовым сетям, каналам маркетинга, брендам, и т.д. Историческая динамика и эмпирические доказательства, которые можно найти в Азии, огромны.
Цель исследования – на основе комплексного исследования практики применения СЭЗ в Китае выявить особенности и опыт их функционирования в рамках азиатской модели экономики.
Задачи:
1. Исследовать распределение СЭЗ по регионам.
2. Исследовать эволюцию практики применения СЭЗ и их роль в привлечении инвестиций в Китае
3. Рассмотреть результаты применения новых видов СЭЗ.
Анализ опыта создания первых СЭЗ в Китае в контексте азиатской экономической модели
Сегодня свободные экономические зоны являются неотъемлемой частью стран Азии. По оценке Международной организации труда, в них занято больше 65 млн человек, в том числе 55 млн – в азиатских странах [6].
Последний отчет о мировых инвестициях, привлеченных в рамках СЭЗ, был проведен Организаций Объединенных Наций в 2019 году [4]. Согласно отчету из 5383 существующих СЭЗ – 4046 находятся в Азии, 486 – в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, 262 и 232 СЭЗ в Северной Америк и Африке и лишь 105 – в Европе (рис.1).
Рисунок 1. Распределение СЭЗ по регионам, %
Особое значение свободные экономические зоны получили в Китайской Народной Республике (далее – КНР). Больше половины СЭЗ азиатского региона находятся в Китае, а именно 2543, что составляет 63% от общего количества.
В настоящее время в Китае получили приоритетное развитие пилотные зоны свободной торговли (далее – ПЗСТ), являющиеся по существу модернизированной формой специальных экономических зон, соответствующие рыночной экономике и степени открытости Китая на современном этапе.
Процесс экономической открытости Китая начался с создание четырех специальных экономических зон (СЭЗ) в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу провинции и Сямэнь в 1979 году. Позже, в 1988 году, провинция Хайнань стала пятой СЭЗ. На раннем этапе целью СЭЗ было привлечение ПИИ для развития обрабатывающей торговли и аккумулирования доходов от экспорта [3, с. 30].
Китай не стал строить больше СЭЗ после Хайнаня, но создал зоны развития меньшего размера, такие как «зоны экономического и технологического развития» (далее – ETDZ) и «зоны высокотехнологичного промышленного развития» (далее – HTDZ) по всей стране.
Национальные зоны ETDZ первоначально были созданы в прибрежных городах, а затем в центральном и западном Китае. Фокус на ETDZ стал более зрелым с 2012 года, когда он сместился от расширения к модернизации промышленности и развитие технологической интенсивности отраслей. К середине 2023 года более 230 ETDZ поспособствовали превращению Китая в производственную и экспортную державу [1].
На официальном сайте Национального бюро статистики Китая доступны данные по использованию иностранного капитала [5]. В рассматриваемый период можно наблюдать стабильный рост (рис.2). В течении 2020-2021 гг. наблюдается резкий скачок. «На фоне резкого сокращения глобальных транснациональных прямых инвестиций (в связи с пандемией), фактическое использование иностранного капитала [в китайской экономике] за весь году увеличилось против тенденции» – подчеркнули в Министерстве коммерции КНР.
Рисунок 2. Использование иностранного капитала в экономике КНР (2014-2021 гг.) в тыс. долл. США
Такие показатели демонстрируют повышения уровня открытости Китая внешнему миру. Помимо национального бюджета, используя иностранный капитал, на территории страны реализуется ряд перспективных и стратегических национальных научно-технологических проектов в передовых областях, включая искусственный интеллект, квантовую информацию, интегральные схемы, жизнь и здоровье, науку о мозге, биологическое разведение, аэрокосмические технологии, морские исследования и т. д.
Цели создания СЭЗ и оценка их влияния на привлечение ПИИ
Создание ЗСТ само по себе не является конечной целью, которая может привести к более широкому результату и более важным целям, чем предыдущие зоны развития, такие как ETDZ и HTDZ [2].
Во-первых, цель заключалась в совершенствовании систем управления и экономического управления посредством создания и принятия институциональных инноваций. Например, в рамках политики Шанхайской ЗСТ, первая задача – трансформировать функции правительства и реформировать подход государственного менеджмента, включая усиление межведомственной координации, повышение прозрачности администрирования, построение информационной платформы.
Во-вторых, пилотные ЗСТ направлены на ускорение промышленной модернизации за счет перехода к инновационной экономике, развитию инноваций и научно-исследовательского потенциала, а также развитию высокотехнологичных отраслей.
В-третьих, ПЗСТ подчеркивают дальнейшее открытие сектора услуг и финансовой интеграции, такие как снятие ограничений на логистические и транспортные услуги, использования китайского юаня для валютных расчетов и трансграничной регистрации, а также тестирование нового управления движения капитала. Поощрение ПИИ на основе преференциального режима является ключевой особенностью многих ETDZ.
ПИИ и содействие торговле являются неотъемлемой частью функции ЗСТ. За последнее десятилетие реальный ВВП Китая (в долларах США в 2015 году) увеличился с 9,62 трлн долларов США в 2013 году до более 16,28 трлн долларов США в 2022 году. Инновации и изменения пилотных зон свободной торговли способствовали трансформации, повлекшей за собой создание глобальной конкурентоспособной и инновационной экономики. Это можно оценить по динамике притока прямых иностранных инвестиций в Китай, росту торговли [4].
Приток ПИИ (в текущих ценах в долларах США) в Китай увеличился со 123,9 долларов США в 2013 году до 189,1 миллиарда долларов США в 2022 году (рис. 3).
Рисунок 3. Годовой приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай с 2013 по 2022 год (в миллиардах долларов США в текущей цене)
Рисунок 4. Экспорт товаров в период с 2013 по 2022 год (в миллиардах долларов США в текущих ценах)
Китайский экспорт товаров увеличился с 2,21 трлн долларов США в 2013 году до 3,6 трлн долларов США в 2022 году. Состав товаров сместился в сторону более технологичных товаров. Хотя эти темпы роста ниже, чем в период с 2000 по 2006 год, тенденция является позитивной, учитывая глобальный экономический спад после пандемии COVID-19. Рост в 2021 и 2022 годах был исключительно высоким, увеличившись на 39% по сравнению с 2020 годом (рис. 4) [4].
Рисунок 5. Экспорт услуг в период с 2013 по 2022 год (в миллиардах долларов США в текущих ценах)
Экспорт услуг рос даже быстрее: с 207 млрд долларов США в 2013 году до 424,1 млрд долларов США. долларов США в 2022 году, вырастет более чем на 100 процентов (рис. 5) [4].
Выводы
Политика реформ и открытости, проводимая китайским правительством с 1978 года, в период становления азиатской модели экономического развития привела к созданию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Китая. Рождение СЭЗ не только принесло большие изменения в экономику Китая, но и постепенно изменило жизнь и образ мышления жителей Китая. В настоящее время создаются ПЗСТ, а также уже функционирующие СЭЗ преобразуются в ПЗСТ, с последующим направлением к модели портов свободной торговли, которая позволяет иностранным валютами средствам свободно входить в портовую зону и выходить из нее, и все или большинство товаров, ввозимых в зону порта и покидающих ее, освобождаются от таможенных пошлин, а в свободном порту разрешено свободное перемещение товаров, услуг и капитала. Пилотная зона свободной торговли (ПЗСТ), основанная на СЭЗ, еще больше укрепила связь между Китаем и мировой экономикой, а степень открытости страны поднялась на более высокий уровень.