Статья:

Камеральные и выездные проверки: особенности их организации и проведения

Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Романова А.Н. Камеральные и выездные проверки: особенности их организации и проведения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(7).pdf (дата обращения: 12.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Камеральные и выездные проверки: особенности их организации и проведения

Романова Анна Николаевна
студент, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

Налоговая проверка - это форма налогового контроля, которая занимает центральное место и обеспечивает непосредственный контроль за правильностью и полнотой исчисления налогов и сборов. Данный контроль может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) с фактическими данными о его хозяйственной и финансовой деятельности [2, с. 114].

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ (ст. 87 НК РФ) предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных [1].

Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения. Но несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), между ними имеются существенные различия [3, с. 26]. Сведем их в таблицу ниже в зависимости от отличительного признака.

Таблица 1.

Основные отличия выездных и камеральных проверок

№ п/п

Отличительный признак

Выездная проверка

Камеральная проверка

1

Основание для проверки

Начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок

Проводится по факту сдачи налоговой декларации;

разрешение со стороны руководства налоговой инспекции не требуется.

2

Период охвата проверки

Затрагивает три года, предшествующих началу проверки (может затрагивать и текущий год)

Проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация

3

Сроки проведения проверки

2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении; срок проверки может быть продлен до 4-6 месяцев; проверки могут быть приостановлены на срок до 6 месяцев

3 месяца с даты представления декларации; срок не может быть продлен. При ускоренном возмещении НДС добросовестным компаниям сокращен срок до 2 месяцев

4

Предмет проверки (что проверяют)

Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Это глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления

Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие). Это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.

5

Место проведения

Проводится на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации

Проводится в помещении ИФНС.

могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр (тогда предоставляется право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика)

6

Периодичность проверки

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года, за исключением повторных проверок.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

7

Субъект проверки (кто проверяет)

Инициатором всегда является ИФНС. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ.

Проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

8

Применяемые методы налогового контроля

Запрос документов; осмотр; выемка; экспертиза документов; допрос; проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, и т.д.).

получение объяснений налогоплательщиков; опрос свидетелей; истребование дополнительных документов (в строго определенных случаях); проведение экспертизы; привлечение специалиста; привлечение переводчика.

9

Оформление итогов

По итогам проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке, которое вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта, ИФНС присылает акт по случаю выявленных нарушений.

10

Последствия проверки

По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы.

Кроме того существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;  налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании; директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

11

Средняя сумма доначислений по результатам проверки

Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 18,3 млн руб. Это данные в среднем по России.

В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 46,6 млн руб. [4].

Средняя цена по РФ – 21,91 тыс. руб. (в Москве – 80,12 тыс. руб.). [4].

 

Таким образом, выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля, каждая из которых имеет свои особенности и правила проведения. Общим при проведении данных проверок является их цель - контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Но несмотря на это между ними имеются существенные различия в основаниях, сроках, периодичности, местах проведения, применяемых методах, в предмете и субъекте контроля, а также в оформлении итогов и последствиях проведенной проверки.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. // Москва: Проспект, КноРус. – 2012. – 848 с.
2. Бобошко В. И. Контроль и ревизия / В.И. Бобошко В.И. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 312 c.
3. Сивков Е.К. Камеральные и выездные проверки / Е. К. Сивков. - М.: Евгений Сивков, 2015. – 192 c.
4. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.