Камеральные и выездные проверки: особенности их организации и проведения
Секция: Экономика
VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Камеральные и выездные проверки: особенности их организации и проведения
Налоговая проверка - это форма налогового контроля, которая занимает центральное место и обеспечивает непосредственный контроль за правильностью и полнотой исчисления налогов и сборов. Данный контроль может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) с фактическими данными о его хозяйственной и финансовой деятельности [2, с. 114].
Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ (ст. 87 НК РФ) предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных [1].
Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения. Но несмотря на общую цель выездной и камеральной налоговых проверок – правильность исчисления и уплаты налогов (и, соответственно, возможность взыскания штрафов за их неисполнение), между ними имеются существенные различия [3, с. 26]. Сведем их в таблицу ниже в зависимости от отличительного признака.
Таблица 1.
Основные отличия выездных и камеральных проверок
№ п/п |
Отличительный признак |
Выездная проверка |
Камеральная проверка |
1 |
Основание для проверки |
Начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок |
Проводится по факту сдачи налоговой декларации; разрешение со стороны руководства налоговой инспекции не требуется. |
2 |
Период охвата проверки |
Затрагивает три года, предшествующих началу проверки (может затрагивать и текущий год) |
Проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация |
3 |
Сроки проведения проверки |
2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении; срок проверки может быть продлен до 4-6 месяцев; проверки могут быть приостановлены на срок до 6 месяцев |
3 месяца с даты представления декларации; срок не может быть продлен. При ускоренном возмещении НДС добросовестным компаниям сокращен срок до 2 месяцев |
4 |
Предмет проверки (что проверяют) |
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Это глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления |
Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие). Это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. |
5 |
Место проведения |
Проводится на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации |
Проводится в помещении ИФНС. могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр (тогда предоставляется право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика) |
6 |
Периодичность проверки |
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года, за исключением повторных проверок. |
Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная. |
7 |
Субъект проверки (кто проверяет) |
Инициатором всегда является ИФНС. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. |
Проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.). |
8 |
Применяемые методы налогового контроля |
Запрос документов; осмотр; выемка; экспертиза документов; допрос; проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, и т.д.). |
получение объяснений налогоплательщиков; опрос свидетелей; истребование дополнительных документов (в строго определенных случаях); проведение экспертизы; привлечение специалиста; привлечение переводчика. |
9 |
Оформление итогов |
По итогам проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке, которое вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. |
О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта, ИФНС присылает акт по случаю выявленных нарушений. |
10 |
Последствия проверки |
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами; налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании; директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности. |
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием). |
11 |
Средняя сумма доначислений по результатам проверки |
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 18,3 млн руб. Это данные в среднем по России. В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 46,6 млн руб. [4]. |
Средняя цена по РФ – 21,91 тыс. руб. (в Москве – 80,12 тыс. руб.). [4]. |
Таким образом, выездная и камеральная налоговая проверки являются одной из форм налогового контроля, каждая из которых имеет свои особенности и правила проведения. Общим при проведении данных проверок является их цель - контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Но несмотря на это между ними имеются существенные различия в основаниях, сроках, периодичности, местах проведения, применяемых методах, в предмете и субъекте контроля, а также в оформлении итогов и последствиях проведенной проверки.