Статья:

Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мартынова К.В., Богомазова Е.И., Исхаков Э.И. Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71340 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Мартынова Кристина Васильевна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Богомазова Екатерина Игоревна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Исхаков Эльнар Ильгизович
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. На сегодняшний день одной из главных проблем общества являются проблема коррупции. Коррупция стала неким тормозом для развития страны, угрозой национальной безопасности страны, а также она является ключевым фактором низких темпов развития экономики. Коррупция – одно из самых серьезных препятствий на пути развития государства.

В статье рассматривается проблема коррупции как угроза национальной безопасности. Акцентируется внимание на мерах противодействия коррупции, динамике коррупционных преступлений по факту получения и дачи взятки, злоупотребления должностными полномочиями.

 

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, коррупционные преступления.

 

В современном обществе борьба с коррупцией относится к одному из ведущих направлений государственной политики. Данная тема уже долгое время остаётся актуальной, так как коррупция является серьёзной преградой для развития экономики страны, повышения уровня жизни граждан, а также привлечения инвестиций и новых технологий в российскую промышленность. Именно поэтому государство ставит коррупцию одной из ключевых угроз национальной безопасности.

Коррупция оказывает отрицательное влияние на все государственные, правовые и социальные институты, расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет и делает неэффективным использование бюджетных средств. Основным ресурсом противодействия коррупции в российском государстве выступает создание правовой системы, которая будет препятствовать совершению государственными служащими коррупционных сделок.

Но, прежде чем говорить о мерах противодействия, нужно разобраться в причинах возникновения коррупции. К основным причинам следует отнести неэффективное функционирование институтов власти, наличие множества недостатков в законодательной базе, низкая техническая подготовка органов в сфере противодействия, недостаточная правовая грамотность населения, проявление низких морально-нравственных качеств, а также экономическое положение, низкая заработная плата государственных служащих [4].

Борьба с коррупцией требует серьёзности и ответственности, но, к сожалению, принимаемые в Российской Федерации меры по противодействию коррупции не приносят эффективных результатов, так как они не должны носить характер борьбы с последствиями. Необходима борьба с причинами возникновения данного явления, причём не только экономическими, но и социальными, политическими и духовно-нравственными.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается: «Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов» [1]. Данный факт говорит о том, что политическое руководство страны в коррупции по-прежнему видит угрозу национальной безопасности.

Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации совместно с Федеральным законом «О противодействии коррупции» вносят изменения к требованиям по функционированию всех органов государственной власти, а также правоохранительных служб. Требования необходимо ужесточать, так как доходы от коррупции являются благоприятной почвой для преступности, терроризма и экстремизма.

На сегодняшний день согласно российскому законодательству к коррупционным преступлениям принято относить взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ), а также злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) [3].

Рассмотрим динамику вышеперечисленных коррупционных преступлений, которые были зарегистрированы по факту получения и дачи взятки, злоупотребления должностными полномочиями на территории Российской Федерации. В таблице 1 представлена динамика получения и дачи взяток, злоупотребления должностными полномочиями за 2017-2019 год. 

 Таблица 1.

Динамика коррупционных преступлений по факту получения и дачи взятки, злоупотребления должностными полномочиями*)

Коррупционное преступление

2017

2018

2019

Взяточничество

1111

1161

11283

Злоупотребление должностными полномочиями

83

111

1871

*)Составлено авторами по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Состояние преступности в России

 

Согласно данным генеральной прокуратуры Российской Федерации, по состоянию на 2019 год, коррупционные преступления по факту взяточничества возросли на 10122 преступления в сравнении с 2018 годом [5]. Естественно, это говорит о существующей угрозе. Также, можно сказать, что увеличение количества преступлений связано с работой органов, так как в последние годы коррупция стала приоритетной задачей в сфере национальной безопасности и на борьбу с ней брошены все силы.

На рис. 1 представлена динамика преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки).

 

Рисунок 1. Динамика преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) [6]

 

За девять месяцев 2019 года в суды было направлено почти 6,5 тыс. уголовных дел о более 11,6 тыс. коррупционных преступлениях. В целом удалось возместить ущерб на сумму более 2 млрд рублей.

Коррупция по своей сущности – это следствие деградации моральных ценностей общества, исконных традиций и обычаев. Для искоренения коррупции нужно изменить моральную атмосферу в обществе [4].

Но быть может не все так плохо с коррупцией в Российской Федерации, как все об этом говорят? Для ответа на данный вопрос обратимся к индексу восприятия коррупции.

Индекс восприятия коррупции – составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – самый низкий [7].

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

В группе лидеров видны незначительные изменения: первое место в 2018 году заняла Дания (88 баллов), второе – Новая Зеландия (87 баллов), а третье место разделили Швеция, Швейцария, Сингапур и Финляндия (по 85 баллов). Соединенные Штаты Америки впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. В группе стран СНГ самый большой рывок совершил Таджикистан – с 21 до 25 баллов. На 2 балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов).

Масштабы коррупции в Российской Федерации, степень ее негативного влияния на развитие национальной экономики требуют новой оценки этого явления. Речь идет уже не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а о сложившейся системе, которая является серьезным вызовом национальной безопасности страны.

В 2020 году в России будет разработан комплекс дополнительных мер по борьбе с коррупцией, в частности с «откатами». В следующем году состоится координационное совещание руководителей правоохранительных органов, по итогам которого Генпрокуратурой совместно с коллегами будет разработан комплекс мер.

Они коснутся в том числе борьбы с «откатами» и возврата из-за рубежа нелегально выведенных активов. В 2019 году был усилен прокурорский надзор в сфере реализации национального плана противодействия коррупции, что положительно отразилось на раскрываемости подобных преступлений. Так, за девять месяцев 2019 года было выявлено 26 114 случаев, а за аналогичный период 2018-го – 25 004. Фактов дачи взяток и посредничества в этом к сентябрю 2019 г. было раскрыто 11 283, в то время как за весь 2018 г. – 12 527.

Бороться с коррупцией помогает и новая норма, введенная в законодательство в 2018 году. Прокурорам позволили инициировать аресты активов, благодаря чему коррупционеры не успевают спрятать свое имущество и обанкротить компании.

Российское общество, осознавая масштабы коррупции, до конца не представляет реальную угрозу, которую она несет для страны. Особенно опасна так называемая бытовая коррупция, с которой люди сталкиваются ежедневно. Озлобление против власти вызывает в первую очередь произвол чиновников на региональном и муниципальном уровнях.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" – URL  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 03.04.2020).
2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 03.04.2020).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации – URL http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).
4. Белов П.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности России. Оценка и снижение риска на основе моделирования // Национальная безопасность / nota bene. – 2019. –  № 1. – С. 20 - 31. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28698/ (дата обращения: 03.04.2020).
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации – URL https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).
6. Портал правовой статистики – URL http://crimestat.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).
7. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия – URL https://transparency.org.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).