Статья:

Методологическое обоснование темы диссертационного исследования «Формирование основ пространственных представлений у учащихся младшего подросткового возраста на занятиях по композиции в детской школе искусств»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Носачева А.В. Методологическое обоснование темы диссертационного исследования «Формирование основ пространственных представлений у учащихся младшего подросткового возраста на занятиях по композиции в детской школе искусств» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71350 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методологическое обоснование темы диссертационного исследования «Формирование основ пространственных представлений у учащихся младшего подросткового возраста на занятиях по композиции в детской школе искусств»

Носачева Анастасия Валерьевна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В статье даётся методологическое обоснование и актуальность темы исследования, рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у учащихся на уроках изобразительного искусства, проведён краткий обзор и анализ изображения пространства в разных эпохах:  от живописи Древнего Египта до творчества Кузьмы Петрова-Водкина. На основе анализа педагогической литературы были предложены пути решения проблемы формирования пространственных представлений у школьников  младшего подросткового возраста.

 

Ключевые слова: пространство, пространственные представления, живопись, рама, композиция, перспектива, цвет, освещение, линия, пятно, форма, контраст, пропорции, пластика, выразительность.

 

Основой научного исследования является методология, а само исследование связано с пространственными представлениями. Пространственное представление – это вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и использование их в процессе решения художественных задач. Оно развивается с помощью включения школьников в различные виды творческой деятельности, в процессе решения проблемных ситуаций, творческих задач и изучение целого ряда тем, среди которых наиболее важными считаются пейзаж, сюжетно-тематические темы, натюрморт. Для их выполнения необходимы специальные знания, которые обучающиеся получают во время уроков изобразительного искусства.

На сегодняшний день тема исследования является актуальной. Умение пространственно представлять очень важно для становления и развития  будущего художника. Данная компетенция является одной из ключевых, поскольку помогает ориентироваться в сложной организации пространства, пространственно представлять, мыслить и придумывать сюжеты картин на различные темы в художественной деятельности.

Для создания художественного образа от учащихся тре­буется уметь видеть целое раньше частей. Для  этого обучение должно формировать умение выделять объек­ты, их части, отдельные свойства, отно­шения между ними, приводить к единству и целостности. Явное проявление изобразительных спо­собностей и их активное развитие происходит в подростковом возрасте. Именно тогда можно определить у некоторых учащихся способность вла­деть рисунком и легко осваивать графическую грамоту. Известный психолог, автор теории развивающего обучения  В.В. Давыдов считал, что обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, оно требует особого состояния, которое зависит от индивидуальности ребёнка. Учитель должен создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания таких ситуаций важны педагогические средства: методические, организационные, игровые.

Задача каждого художника сконструировать эмоцию зрителя через художественную форму. Художники  в разных эпохах истории человечества для её конструирования использовали приёмы изображения пространства на плоскости. Например, в Древнем Египте использовалась система ортогональных проекции, где каждый объект изображения осмысливался, творец вникал в его суть. Образы слагались в целые картины-повествования. В живописи Средневекового Китая и Японии использовалась система параллельной перспективы, она предполагает удалённую и повышенную точку зрения на мир. Система обратной перспективы характерна для живописи Византии и Древней Руси. Художник подчинялся принципу «уведомления», схематизации и канонизации форм. Система линейной перспективы в живописи Итальянского Возрождения рассчитана на создание «эффекта присутствия». В картинах присутствует глубина, линия горизонта, точка схода - это необходимые компоненты перспективы, они стали основами композиции, инструментами управления зрительским вниманием. В живописи России XIX наиболее ярче выделялся классицизм. Живопись характеризуется развитием многих жанров и направлений. В русской культуре начала ХХ века появляются художники, которые стремятся к беспредметной живописи, к абстракционизму. Он существовал в двух вариантах: «конструктивизм» (К. Малевич) и «экспрессионизм» (В. Кандинский). В искусстве Кузьмы Петрова-Водкина пространство картин уплощено, композиция барельефная, постройка картины пластически-декоративная. Мастер использовал яркие краски, которые выступали вперёд, за счёт этого, его картины кажутся выпуклыми. Каждая эпоха требовала изменения языка искусства. И из общих идей тех времён разные художники создавали произведения с учётом своего времени.

В целом тема исследования связана с историческими способами организации пространства на плоскости, которые востребованы и сейчас, в том числе для рассмотрения способов изображения пространства на плоскости, в психолого-педагогическом контексте художественной деятельности, в процессе обучения учащихся различным способам изображения пространства на плоскости.

 

Список литературы:
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. / Н.Н. Волков – М., 2012.
2. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. Инновационная тьюторская модель. Учебно-методический комплекс. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань»; 2019. 
3. Молчанов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М Советский художник. 1983.