Статья:

Деятельность как форма человеческого бытия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Пашкина А.А. Деятельность как форма человеческого бытия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71406 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность как форма человеческого бытия

Пашкина Анна Андреевна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

На протяжении всей своей жизни человек существует в мире. Сам мир не существует без человека, а человек в свою очередь изначально существует в мире.

В процессе эволюции человека, развития у него сознания и мышления, возникло общество, которое включает в себя различные способы взаимодействия человека с окружающей действительностью и формы его бытия в мире [2].

В соответствии с сущностью общества человек, как биосоциальное существо, вступает в различную активность с другими людьми и природой.  Но именно человеческое общество отличается от всех других объектов природы и животного мира тем, что обладает особой формой активности, не присущей более никому другому. Такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром является человеческая деятельность. Она представляет собой сложную категорию, которая включает в себя различные стороны взаимодействия человека с миром [1].

Деятельность всегда характеризуется наличием осознанных целей и плана, который предусматривает конкретные способы достижения поставленной цели, последовательности действий и их возможные результаты. В подтверждение этому можно отметить, например, у ветра нет деятельности, так как это природное явление происходит произвольно без определенной цели и последовательности, хотя и может совершать какие-либо движения или действия, такие, как передвижение других тел под действием силы ветра. Так, данный пример позволяет сказать, что не всякое действие есть деятельность. Например, плетение пауком паутины, изготовление пчёлами сот, постройка муравьями муравейников, ‒ всё это так же не может быть деятельностью, так как данные действия у животных осуществляются в соответствии с их природными инстинктами, обусловленными различными условиями их жизни и биологическими приспособлениями к ним.

Таким образом, деятельность присуща лишь человеку, живущему в обществе. Она является источником общественного прогресса. Ведь именно в процессе деятельности происходит преобразование материального мира в соответствии с возникающими потребностями человеческого общества, которые деятельность направлена удовлетворять [3].

Итак, опишем процесс деятельности. В ситуации нехватки у человека рождается потребность, он осознает данную ситуацию и, так, потребность порождает цель, которую необходимо достичь для того, чтобы данная потребность была удовлетворена. Далее человеку необходим план, с помощью которого он будет осуществлять деятельность, ему необходимо знать последовательность действий. Следующая задача, которую необходимо решить ‒ найти средства для реализации потребности. Когда средства найдены, с помощью них человек начинает осуществлять действия в соответствии со своим планом, и, в конечном итоге, достигает или нет окончательного результата [3].

С философской точки зрения деятельность представляет собой перевод идеального в материальное. Таким образом не существует деятельности без каких-либо составляющих её компонентов, основные из которых описаны выше [1].

Итак, идеальное и материальное ‒ это две диалектические противоположности. И деятельность представляет собой единство данных противоположностей. Она является также диалектическим единством отрицания и утверждения. В соответствии с этим, в основе деятельности человека лежит отрицание. Человек, живя в обществе, отрицая природу, создает культуру, которая и отражает его специфическую реальность, отличную от мира растений и животных. Ведь именно культура ‒ это всё то, что сделано, изменено и преобразовано человеком в процессе деятельности. Далее за диалектическим отрицанием следует утверждение. Так, отрицание переходит в утверждение. Именно деятельность человека является основным механизмом производства культуры [2].

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что человек постоянно взаимодействует с природой и обществом. И конечно, одним основных способов его бытия в биологическом и социальном мире является деятельность. Ведь постоянно человек сталкивается с тем, что необходимо удовлетворять его постоянно растущие потребности, которые могут быть удовлетворены только лишь в процессе целенаправленной, плановой и сознательной деятельности.

 

Список литературы:
1. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. // Проблема человека в современной философии. М., 1969.
2. Иванов, В.П. Человеческая деятельность - познание – искусство, 1977. – 252 с. 
3. Яскевич, Я. С. Основы философии: учебник для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. ‒ 2-е изд., испр. ‒ Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 300 с.