Статья:

Анализ и оценка запроса семьи в предоставлении услуг дополнительного образования детей в ДОО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рыбинцева Т.В. Анализ и оценка запроса семьи в предоставлении услуг дополнительного образования детей в ДОО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71432 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ и оценка запроса семьи в предоставлении услуг дополнительного образования детей в ДОО

Рыбинцева Татьяна Владимировна
магистрант Волгоградского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В данной статье проведен анализ и оценка запроса семьи в предоставлении услуг дополнительного образования детей в ДОО. Автор констатирует тот факт, что в настоящее время современное развитие дополнительного образования в России характеризуется определенными тенденциями, которые обусловлены демократическим развитием страны, а также реформирование и трансформацией процессов в области образования в целом. Основным объектом дополнительного образования является не просто ребенок, а ребенок в структуре института семьи и ее развития. В связи с этим, актуальной и значимой является проблема эффективности и качества предоставляемых услуг со стороны учреждения.

 

Ключевые слова: семья, образовательный запрос семьи, дополнительное образование, потребности, качество дополнительного образования, услуга, организация дополнительного образования, удовлетворённость.

 

На сегодняшний день в следствие выхода Концепции дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р) формирование дополнительного образования заслуживает особенную актуальность, встает на новый уровень. В соответствии текущей концепции меняются методы к организации дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг [2]. 

Многие учреждения дополнительного образования, на нынешней ступени развития представляются субъектами, всё значение деятельности которых, заключается в организации условий, нужных для формирования инициативы, активного творчества ребенка, формирования мотивации личности к познанию, а также освоения образовательных программ. Введенные в организациях дополнительного образования структуры направляют свои стремления на увеличение и воспитание культуры, реализации культурного общения, рост творческих потенциалов ребенка, а также личностного роста [3].  

Главным объектом дополнительного образования представляется не просто ребенок, а ребенок в структуре института семьи и ее развития. Вследствие этого, актуальной и значимой представляется проблема эффективности и качества предоставляемых услуг со стороны организации дополнительного образования [3].

Все актуальнее становится вопрос социального осознания потребности дополнительного образования как открытого вариативного образования, которое обеспечивает в наибольшей степени право людей на развитие и беспрепятственный выбор разнообразных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение ребенка, подростков и молодежи.

При этом на сегодняшний день недостаточно уделяется внимания проблеме анализа и оценки запроса семьи в предоставлении услуг дополнительного образования детей в ДОО. В результате этого нами отмечены противоречия:

— между необходимостью актуализации предоставления услуг дополнительного образования детей в ДОО и малой направленностью современного образования на предоставление данных услуг;

— возможностью ДОО по предоставлению услуг дополнительного образования детей и дефицитом анализа и оценки запроса семьи в этом направлении.

Мы считаем наиболее ценными исследования труды отечественных и зарубежных ученых, которые работают в сфере исследования запросов семьи Л.Н. Буйлова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова, В.В. Давыдов, А.И. Жуковский, А.В. Золотарёва, Е.В. Комбарова, А.Р. Михеева, Р.В. Овчарова, Б.А. Райзберг [1].

Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать процесс анализа и оценки запроса семьи в предоставлении услуг дополнительного образования детей в ДОО.

Были уточнены основные категории: дополнительное образование, понятие и виды услуг дополнительного образования, особенности организации услуг дополнительного образования.

В рамках нашего исследования мы будем придерживаться мнения о том, что дополнительное образование – это особая образовательная деятельность образовательной, включая и дошкольную, организации, которая  обращенна на  удовлетворение  индивидуальных  требований заказчиков  (детей  и  родителей), творческое  постижение  ими  новой информации,  формирование  новых жизненных  умений  и  способностей, наращивание  потенциала практического  опыта,  их  самоопределение  и самореализацию в различных социальных сферах.

Были определены виды образовательных услуг по классификационным признакам: по решаемым задачам: общеобразовательные программы, профессиональные программы; по длительности предоставления: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; по методам обучения: традиционные, программы проблемного обучения, программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.; по способу оплаты: платные, условно бесплатные; по форме предоставления услуг: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Дополнительные образовательные услуги можно условно разделить на платные и бесплатные. 

В ходе теоретического анализа литературы мы выявили и описали следующие педагогические условия, которые, с нашей точки зрения, будут содействовать действенной организации дополнительных образовательных услуг в условиях современной дошкольной образовательной организации: 

1) учет запросов потребителей (родителей/законных представителей);

2) решение задач дополнительного образования в единстве с основной образовательной программой дошкольного образования;

3) обеспечение реализации дополнительных образовательных услуг программно-методическим комплексом, включающим в себя авторские программы и разработки, рабочие программы;

4) осуществления дополнительных образовательных услуг в совместной деятельности взрослого и ребенка, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра;

5) готовность педагогов дошкольного учреждения к оказанию дополнительных образовательных услуг.

Практическая значимость заключается, во-первых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки дополнительного образования в целом, так и отдельно проблем совершенствования качества услуг, предоставляемых семье в рамках запросов. Исследование будет интересно как практическим работникам в области дополнительного образования на муниципальном уровне, так и отдельным работникам образования и иным деятелям.

 

Список литературы:
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: Методическое пособие. – М., 2016.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. – 15.09.2014, № 37, ст. 4983.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года №996-р 29.05.2015