Антикоррупционные запреты и обязательства, установленные в органах исполнительной власти Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Антикоррупционные запреты и обязательства, установленные в органах исполнительной власти Российской Федерации
Антикоррупционная политика во всех странах мира занимает преимущественное место в целях построения государственности и повышения уровня страны на международной арене.
В том случае, если отсутствуют механизмы предотвращения или борьбы с коррупционной составляющей, то данный факт ведет к угрозе верховенству закона, делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что определяет существующий государственный строй как недемократичный.
В 2008 году Президентом Российской Федерации (далее – РФ) был объявлен политический курс на борьбу с коррупцией, и в рамках данного курса 25 декабря 2008 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон (далее – ФЗ) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», [2]а так же иные нормативно-правовые акты антикоррупционной направленности.
В совокупности они установили нормативные правила борьбы с коррупцией.
Что касается запретов и ограничений для государственных гражданских служащих, то данный вопрос регулирует ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [1].
Деятельность органов исполнительной власти, подвержена в большей степени рискам возникновения коррупционных ситуаций, в отличие от иных органов власти в связи с тем, что осуществляется постоянный контакт с физическими и юридическими лицами в условиях управления финансовыми, оперативными, кадровыми иными ресурсами, а так же в связи с осуществлением полномочий, принадлежащим органам государственной власти.
Рассмотрим как пример, один из запретов, который возлагается на государственных служащих, установленный вышеуказанными федеральными законами.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Государственные служащие представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями статей 8 и 81 ФЗ «О противодействии коррупции» и статьи 12 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Особенности заполнения сведений о доходах освещены в соответствующих рекомендациях [3].
В процессе заполнения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возникают следующие вопросы.
1. Является ли уважительной причиной невозможность предоставить указанные сведения в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске по уходу за ребенком или командировке? — Нет, не является.
Данные сведения подлежат обязательному представлению.
2. Является ли уважительной причиной невозможность предоставить сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих с бывшими супругами, а также супругов, отказывающих давать информацию о своих доходах, счетах в банках и остатках на них? — Невозможность предоставить сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих с бывшими супругами и супругов, оформляется в виде заявления на имя руководителя с последующим рассмотрением данного вопроса на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
Отказ супругов не предоставлять сведения о своих доходах, счетах не является основанием для исключения из общего порядка подачи данных сведений.
Основные ошибки при заполнении указанных сведений заключается в: не указании доходов от вкладов в банки, продажи ранее принадлежащего имущества; не способности правильно заполнить раздел «Сведения о расходах»; не указании всех счетов, открытых на имя государственных служащих и на имя их супругов; указании приблизительных сумм остатков на счетах на отчетную дату и другое.
Исходя из данного примера можно сделать вывод о том, что возникают проблемы, которые происходят непосредственно при применении антикоррупционного законодательства, в частности, из-за отсутствия единого однородного акта, содержащего все антикоррупционные позиции, их переплетение, а также относительную «молодость» данного направления законодательства.