Статья:

Криминологические аспекты насилия в отношении несовершеннолетних

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Оразгалиева Л.Н. Криминологические аспекты насилия в отношении несовершеннолетних // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71554 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Криминологические аспекты насилия в отношении несовершеннолетних

Оразгалиева Лаура Нурланкызы
магистрант, Казахско-Русский Международный университет, Республика Казахстан, г. Актобе

 

CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF VIOLENCE AGAINST MINORS

 

Laura Orazgalieva

Mаster‘s Degree, Kazakh-Russian International University, Republic of Kazakhstan, Aktobe

 

Аннотация. В статье представлено подробное изучение понятия «насилие». Помимо этого, рассмотрены понятие и сущность насилия в отношении несовершеннолетних. Также освещены причины, влияющие на проявления насилия по отношению к несовершеннолетним в семье. Изучена криминологическая характеристика личностей преступников, совершающих насилие по отношению к несовершеннолетним

Abstract. The article presents a detailed study of the concept of "violence". In addition, the concept and essence of violence against minors are considered. The article also highlights the causes that affect violence against minors in the family. The criminological characteristics of the personality of criminals who commit violence against minors have been studied

 

Ключевые слова: насилие, несовершеннолетний, криминология, преступник, причины насилия, семья.

Keywords: violence, juvenile, criminology, criminal, causes of violence, family.

 

В научной литературе можно найти разные определения насилия. Насилие - это «узурпация свободы воли, отношения между людьми, в ходе которых одни силой, внешним принуждением навязывают свою волю другим» [1, с.32]. Насилие - это «применение к кому-то физической силы; принудительное влияние на кого-то; притеснение, беззаконие; опора на силу, действие силой» [2, с.344].

По словам А. Гусейнова, понятие насилие несет в себе четко выраженный отрицательный заряд и включает в себя все формы физического и психологического подавления [3, с.102]. Не случайно определение, предложенное О.П. Курносовой, таково: «насилие - это незаконное, преднамеренное, физическое и психическое влияние, которое направлено против другого лица, против или вне сознания и воли, причинившее ему значительный вред или сформировавшее опасность причинения такого вреда» [4, с.30].

Однако в уголовном праве признак насилия - это только физическое воздействие. Гаухман Л. Д. определяет насилие слишком узко, включая только физическое насилие и угрозу такого насилия. Р. Д. Шарапов в своей монографии опирается на две фундаментальные характеристики насилия: плен и принуждение, исключающие незаконность признаков, тем самым сужающие понятие насилия. Он утверждает, что «истинный смысл насилия в том, что они были обозначены и обозначены деянием одного, совершенным против другого против его воли» [5, с.20]. Также Шарапов Р. Д. указывает, что «насилие в уголовном праве является преступным посягательством на личную безопасность человека в виде умышленного физического или психического вреда, причиненного потерпевшему незаконно, вопреки его воле, энергетическим (физическим) или информационным (психическим) воздействием на организм человека» [6, с.9].

Л. В. Сердюк подчеркивает, что следствием насилия может быть не только физический вред здоровью, но и душевный вред, а также ограничение свободы слова или действий. Такие ученые-правоведы, как А. В. Иващенко и А. И. Марченко, подчеркивают, что насилие следует рассматривать как активную социальную деятельность (поведение), направленную прямо против свободного волеизъявления. В отличие от многих других форм человеческой деятельности, только насилие - это поведение, при котором действия человека, по-видимому, направлены на подавление свободы [7, с.29].

Для того чтобы в полной мере раскрыть понятие насилия, необходимо учесть разновидности насилия, представленные: физическим насилием; сексуальным насилием; эмоциональным, психологическим, психическим насилием; экономическим насилием. В содержании современной литературы рассматривают также такие виды насилия, как: пренебрежение; духовное насилие; информационное насилие; религиозное насилие.

Физическое насилие может проявляться в физических травмах, различных телесных повреждениях, которые наносят вред его здоровью, ставят под угрозу его развитие и лишают его жизни. Сексуальное насилие представлено принуждением человека к сексуальным отношениям с помощью физических или психологических средств. Сексуальное насилие или соблазнение (склонение, развращение) в отношении несовершеннолетних представлено использованием ребенка взрослым или другим ребенком для того, чтобы удовлетворить сексуальные потребности или получить выгоду.

Психологическое насилие выливается в унижение, оскорбление, контроль за поведением, изоляцию, ограничение круга общения жертвы, шантаж, угрозы насилием. На наш взгляд, психологическое и эмоциональное насилие также может быть связано с насилием, которое применяется на глазах ребенка к другому человеку или животному, в частности, это может быть представлено избиением домашних животных, избиением или унижением сестры либо брата. Психическое насилие проявляется в постоянных или периодических словесных надругательствах над несовершеннолетним, угрозах со стороны его родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижении его человеческого достоинства, обвинении в том, за что он не отвечает, и проявлении неприязни к ребенку. Эмоциональное насилие над несовершеннолетним выделяется как форма психологического насилия − это любой акт, вызывающий у него состояние эмоционального напряжения, ставящий под угрозу возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Двусмысленность явления «насилия» обнаруживается в теориях конструктивного и деструктивного насилия. Некоторые аспекты обозначенных теорий легли в основу науки о насилии - виолентологии (violentology, от латинского, - насилие).

К сторонникам необходимости насилия в обществе относят прежде всего Э. Дюркгейма, который, устанавливая знак равенства между насилием и преступлением, считал преступность полезным явлением, поскольку необходимым для нормального развития этики и права [8, с. 72]. Такую же позицию занимает И.Л. Петин, отмечая следующее: «положительные качества всякого насилия, заключающиеся лишь в устранении причин, его создавших, и стремлении к их устранению» [9, с.63]. Отождествление насилия с преступностью, Д.Л. Ли видит в нем природно-необходимое зло, благодаря которому общество может постичь сущность и значение добра [10, с. 38-39].

Ф. Ницше отмечал более широкое значение насилия, обосновывая полезность насилия в человеческом обществе. Само человеческое существование «в своих главных проявлениях действует через насилие и вообще не может быть мыслимо вне этого характера» [11, с.101].

Рассматривая насилие с конструктивной и деструктивной точки зрения, мы считаем, что оно является неотъемлемой частью современного общества, а также определенным инструментом в руках государства в регулировании социальных отношений.

Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон предлагают, чтобы насилие включало незаконное применение силы против лица жертвы, заставляя его делать или не делать что-либо, экспериментировать или передавать что-либо [12, с. 420]. Это определение более узкое понятие насилия, чем выше, поскольку оно содержит только две характеристики «незаконного применения силы», что соответствует «анархии». предложенный С. И. Ожеговым и признаку «принуждения», также имеющийся в предыдущем определении, которое традиционно понимается как нарушение чьей-то свободной воли. Важным моментом является тот факт, что насилие, по мнению Ф. А. Брокзауза и И. А. Эфрона, может быть как физическим, так и психическим (выражается в виде угроз).

Более широкое понимание насилия мы находим в толковом словаре русского языка, Под ред. Д. Н. Ушакова, где насилие определяется как применение физической силы к кому-либо, а также как применение силы, принудительное влияние на кого-либо; как угнетение, злоупотребление властью, незаконное применение силы; как изнасилование [13, с. 428]. Как мы видим, к уже обозначенным элементам «принуждения» и «ненаказуемости» к физической форме насилия добавляется изнасилование, то есть сексуальное насилие как самостоятельная форма насилия.

Анализируя приведенные выше определения термина «насилие», мы подчеркиваем его основные черты: принуждение, беззаконие, и такие формы, как физическое, психическое и сексуальное насилие.

М. Д. Шаргородский ограничивался лишь физической формой насилия, он считал, что насилие над личностью является преднамеренным воздействием на телесную целостность человека, которое не причиняет вреда здоровью, а причиняет физическую боль. По его мнению, причинение разного рода душевных страданий любым действием, при котором нет физической боли, не является насилием над личностью [14, с. 66-67].

Важной особенностью этого определения было уточнение степени вреда, причиняемого насилием. По словам М. Д. Шареста, это не должно привести к повреждению здоровья.

Исследуя понятие «насилие», можно выделить следующие его признаки: 1) общественной опасности; 2) противоправности; 3) вины (в форме умысла); 4) существования как субъекта влияния человека (людей); 5) содействия реализации целей и мотивов субъекта влияния; 6) сосредоточения внимания на теле и психике другого человека (людей) или животного (животных); 7) причинение этими последствиями вреда (или создание реальной угрозы причинения такого вреда) жизни, здоровью, чести, достоинству и любым другим правам и свободам другого лица, а также жизни, здоровью и физической свободе животных [15, с. 37].

Таким образом, авторы ошибочно исключают понятие «противоправности» из понятия насилия. Анализируя научную литературу по этому вопросу, необходимо отметить, что на сегодняшний день присутствует множество пробелов в содержании понятия насилия, опасного и не опасного для жизни и здоровья, понятия психического насилия; что эти вопросы четко не регулируются на законодательном уровне. Однако в уголовном праве признак насилия - это только физическое воздействие. В этом случае физическое насилие понимается в широком смысле: оно может привести к избиениям, не наносящим вреда здоровью подростка, легким или умеренным травмам, а также изнасилованиям или сексуальному насилию.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что главной особенностью насильственного воздействия является принуждение, противоправность или незаконность его осуществления. Таким образом, насилие в отношении несовершеннолетних является противоправным, преднамеренным, физическим и психологическим воздействием или угрозой такого рода, направленной на подавление лица против его воли, а также на ограничение его свободы слова или действий.

Причины бытового насилия в отношении детей родителями часто скрыты в самой системе семьи. Поэтому очень важно точно и своевременно выявить данные дефекты, чтобы избежать нежелательных последствий. исследователи определили следующие микросистемные факторы:

1. Развод родителей: развод родителей, часто вызванный семейными конфликтами, сам по себе травмирует ребенка. Помимо этого, после развода он должен жить с одним из родителей, а при повторном замужестве у него есть отчим или мачеха, что не всегда безболезненно и может вызвать конфликтные ситуации, которые могут привести к физическому или психологическому насилию над детьми как со стороны его родителя, так и со стороны его отчима или мачехи.

2. Зависимость родителей от алкоголя или наркотиков: Дж. Бельски считает алкоголизм и наркоманию одним из основных факторов на уровне микросистемы, ведущих к насилию и пренебрежению к детям со стороны родителей. Исследования, которые были проведены группой исследователей во главе с П. Мухаммадхани, утверждают, что почти во всех случаях наркотическое или алкогольное опьянение является основной причиной сексуального насилия над детьми.

3. Число членов семьи: очень часто дети из многодетных семей подвержены различным видам насилия, поскольку в многодетных семьях дети часто лишаются родительского внимания, а проблемы с жильем, связанные с многодетными семьями, часто создают стрессовые ситуации в семье. Аналогичным образом, в многодетных семьях дети часто становятся жертвами насилия в семье со стороны старших братьев и сестер [16, с. 130].

4. Неполная семья. Это семьи, один из родителей которых отсутствует. Часто это одинокие матери, которые независимо воспитывают детей, которые остались одни, либо из-за развода, либо потому, что они родили внебрачных детей. В этих семьях с одним родителем насилие в отношении детей не является редкостью, особенно если мать также является опекуном семьи. Также нередки случаи насилия в отношении детей в семьях, в которых долгое время отсутствовал один или оба родителя.

5. Конфликты между родителями: семейные конфликты представляют собой одну из основных причин насилия в отношении детей. В таких семьях возникают конфликты не только на уровне родителей, но и на уровне отношений родителей и детей.

6. Социальная изоляция семьи, а также другие факторы, упомянутые выше, влияют на плохое отношение и насилие к детям. Исследования показали, что насилие в отношении детей в социально изолированных семьях намного выше, чем в обычных семьях. Этому способствует изоляция семей и ограниченный доступ детей к системам и институтам защиты прав ребенка. Большинство родителей, которые подвергают насилию детей, не активно участвуют в общественной жизни, что ограничивает возможность общества, друзей и знакомых осознавать состояние своих отношений с детьми и тем или иным образом влиять на них.

7. Экономическое положение семьи: неблагоприятные экономические условия семьи, социальное положение семьи и безработица родителей могут быть еще одним фактором, который может стать причиной жестокого обращения и насилия.

8. Уровень образования родителей: как показало исследование, проведенное группой исследователей во главе с Мухамадхани, низкий уровень образования родителей достаточно часто показатель того, что в семье дети подвергаются жестокому обращению [17, с.51].

Последствия и результаты родительского насилия в отношении детей и такого рода отношений проявляются в двух фазах: долгосрочной и краткосрочной, а иногда остаются с ребенком всю жизнь и приводят к разного рода физическим и психологическим травмам. Насилие в отношении детей влияет на умственное и физическое развитие детей и приводит к различным краткосрочным проблемам, таким как: стресс, низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе, страх; а в долгосрочной фазе проявляются такие эффекты, как алкогольная и наркотическая зависимость, преступность и самоубийство. И если на первый взгляд насилие в семье является явлением, ограниченным семьей, то на самом деле негативные последствия данного явления распространяются на все общество и являются причиной многих социальных отклонений и негативных явлений, таких как алкоголизм, наркомания, проституция, преступное поведение, самоубийства, побеги из домов и многое другое.

При изучении идентичности преступника криминология применяет достижения других отраслей знания, потому что проблема личности преступника - не чисто криминологическая, а сложная проблема, которой особое внимание уделяется философами, социологами, психологами, криминалистами и специалистами других отраслей науки.

Преступник, как и любой человек, считается активным существом, образ жизни которого накладывает решающий отпечаток на его личность. Человек, неспособный совершать сознательные поступки, ответственный за свои поступки, лишен необходимых свойств, которые характеризуют его как личность. Человек любого типа, включая личность преступника, развивает отношения с окружающими его людьми. Благодаря сознанию человека вокруг него формируются социальные отношения, между человеком и обществом всегда присутствует взаимосвязь. Нельзя не согласиться с тем, что в системе этих общественных отношений необходимо выявить отношения, в которых могут проявляться разные свойства личности преступника.

К отличительным признакам семейных правонарушителей относятся психические отклонения, которые не исключают психического здоровья.

В литературе справедливо отмечено, что, столкнувшись с уже известной ситуацией до совершения преступления, человек имеет возможность не только дублировать прошлые поступки, но и воспроизводить их целевое содержание. Прошлые ситуации отражаются, фиксируются в личностных чертах и через них, по-видимому, входят в ситуацию в момент совершения преступления.

Таким образом, изучение и классификация свойств личности семейных правонарушителей имеет как научное, так и познавательное, так и практическое значение, конкретизируя в личности проблему выявления преступности и применения к ней профилактических мер. Однако тщательное исследование личности преступника, совершившего насилие в отношении несовершеннолетних в семье, не должно ограничиваться выявлением конкретных черт, характеризующих личность; она должна проводиться с необходимой глубиной, что обеспечит более полное выявление составляющих генезиса личности преступника, с тем чтобы использовать соответствующие средства для ее исправления и предотвращения совершения новых преступлений. Знание особенностей личности изучаемых преступников способствует решению общих задач по борьбе с насилием в отношении несовершеннолетних в семье, в частности повышению эффективности индивидуальной профилактики правонарушителей, а также социальной реинтеграции осужденных.

Портреты семейных правонарушителей, как мужчин, так и женщин, которые чаще всего совершают акты насилия в отношении несовершеннолетних в семье можно описать следующими характеристиками:

1) Женщины в возрасте от 26 до 36 лет, матери несовершеннолетних жертв, имеющие специальное образование, трудящиеся (в основном низкоквалифицированные), лица, являющиеся ранее судимыми, незамужние или разведенные, отрицательные характеристики по месту работы и проживания, систематическое употребление алкоголя;

2) мужчины в возрасте от 18 до 25 лет, отчимы потерпевших несовершеннолетних, имеющие среднее образование, трудящиеся (в основном неквалифицированные), бывшие осужденные, одинокие или разведенные, живущие в гражданском браке, отрицательно характеризующие себя по месту жительства и работы, систематически употребляющие алкоголь и наркотики.

Анализ зарубежной и национальной литературы о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних показывает, что этот вид насилия является наиболее скрытым, и поэтому статистические данные о его распространенности в разных странах очень противоречивы [18].

Так, подавляющее большинство изнасилований совершается правонарушителями в возрасте от 16 до 25 лет, и в частности более 50% всех преступлений этой категории. Лица в возрасте от 25 до 40 лет совершают одну треть всех преступлений, а насильники в возрасте старше 40 лет составляют лишь одну десятую от общего числа преступлений.

Примечательно то, что более половины нарушителей не имеют среднего и высшего образования, а начальное образование довольно низкое. Продолжая анализ обобщенных статистических данных, характеризующих личность лица, совершившего изнасилование несовершеннолетнего, следует также отметить, что большинство преступлений этой категории, и в частности более 40%, совершают безработные, а также лица, в основном занятые физическим трудом, в том числе на предприятиях, в сфере торговли и потребительских услуг, на стройках и т.д.

Все вышесказанное является основой и базовой информацией, позволяющей посредством анализа внешних факторов преступного проявления, а также внутренних качеств насильника, а также других элементов судебно-медицинской характеристики рассматриваемого вида преступления способствовать выявлению, установлению, задержанию и доказыванию следственными органами фактов изнасилования детей.

 

Список литературы:
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. – 350 с.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1983. – 1010 с.
3. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия- 1994.- № 5. – С.102-110.
4. Курносова О,П. понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1. - С. 130-132. 
5. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве. - СПБ. 2001. – 530 с.
6. Шарапов Р. Д. Насилие в уголовном праве (понятие квалификация, совершенствование механизма уголовно-правового предупреждения): Автореф. дис. докт. юрид. наук.- Екатеренбург, 2006. – 30 с.
7. Добреньков В.И Проблема насилия в отношении подростков в городе Москве — Москва 2011. – 39 с.
8. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков, 1899. – 360 с.
9. Петин И.Л. Роль насилия // Уголовное право в XXI веке: материалы международной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2002. – 450 с.
10. Ли Д. Л. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. М., 1998. – 328 с.
11. Ницше Ф. Сочинение: в 2 т. М., 1990. Т. 1. – 296 с.
12. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Спб., 1890-1907. – 630 с.
13. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова; сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др. М., 1994. – 1020 с.
14. Шаргородский М.Д. Ответственность за преступления против личности. Л., 1953. – 410 с.
15. Шуняев С.В. К вопросу о понятии «насилие в семье» // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сборник научных трудов по материалам 6 общероссийской научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2009. – 350 с.
16. Сampell,henry.(1988).black law dictionary,Minnesota: west publishing co sociological, Review, vol: 3.Merton,Robert k(1938)Social structure and Anome,American,1988. p:130.
17. Diedah,c, Facchin,P. Ranzato,c, Romerc childabuse; current problems and key Public health challenyes, social science and medic inevol.2000. p:51.
18. Чумакова К. О. Индивидуальные психологические особенности личности обвиняемых по делам об изнасиловании несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 51-54. — URL https://moluch.ru/archive/271/62030/