Статья:

Природоохранная деятельность прокуратуры РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Лопатина П.А. Природоохранная деятельность прокуратуры РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71785 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Природоохранная деятельность прокуратуры РФ

Лопатина Полина Андреевна
студент Сибирского юридического университета РФ, г. Омск

 

Аннотация. В настоящей статье будет рассмотрена деятельность прокуратуры в сфере нарушения природоохранного законодательства. Были рассмотрены основные законодательные акты, наделяющие прокуроров соответствующими полномочиями.

 

Ключевые слова: окружающая среда, природоохранная деятельность, природоохранная прокуратура, контроль, надзор.

 

Одной из главных задач внутренней политики государства является охрана окружающей среды, а также восстановление экологических систем, подвергшихся негативному воздействию. Для решения этой проблемы необходимо использовать все имеющиеся механизмы, которые будут направлены на снижение возможных рисков негативного воздействия на окружающую среду, а также на устранение последствий определенных видов деятельности, ранее причинивших значительный вред окружающей среде.

Надзор за соблюдением требований законов, направленных на охрану и сохранение природной среды и рациональное использование природных ресурсов, является одним из видов деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Одной из основных функций природоохранной прокуратуры является контроль за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды. Предметом прокурорского надзора является выявление, пресечение и предупреждение нарушений природоохранного законодательства. Объектом прокурорского надзора являются правоотношения, субъектами которых являются государственные органы, должностные лица, общественные организации, руководители коммерческих и некоммерческих организаций и иные субъекты, с которыми тесно связана деятельность природоохранной прокуратуры.

Качество и успешность природоохранной деятельности прокуратуры в значительной степени зависит от правильной организации работы по получению прокурором информации о нарушениях законодательства в области экологии. В соответствии с требованиями, установленными в постановлении Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 года № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», прокуроры осуществляют свою деятельность в данном регионе на основе комплексного анализа состояния законности в сфере охраны природы на определенной территории.

Приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 [2] и от 01.04.2014 № 165 [3] на прокуроров возложена обязанность инициативно и компетентно применять весь имеющийся в их распоряжении спектр правовых средств реагирования для своевременного и всеобъемлющего выявления и устранения нарушений законов, направленных на сбережение природной среды и рациональное пользование природными ресурсами, независимо от факторов, принимать предусмотренные законодательством меры по возмещению ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства, по привлечению к ответственности нарушителей экологического законодательства, в том числе к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной.

Деятельность природоохранных прокуратур регулируется теми же законодательными актами, что и межрайонные, областные, городские и иные прокуратуры, но кроме того, к правовому регулированию добавляются ведомственные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры субъекта. К ним относятся: приказы, инструкции, рекомендации, распоряжения прокурора субъекта, документы для служебного пользования. Также можно добавить локальные правовые акты природоохранных прокуратур: приказы природоохранного прокурора, протоколы межведомственных и координационных совещаний и другие, в зависимости от специфики деятельности природоохранной прокуратуры и вида внутреннего приказа природоохранной прокуратуры, модель которого выбирается самим прокурором.

Преследуя главную цель природоохранной деятельности-предупреждение нарушений природоохранного законодательства, прокуроры должны комплексно использовать полномочия и правовые механизмы воздействия на нарушителей, предоставленные им законом о прокуратуре [1].

Кроме того, прокуроры обязаны осуществлять контроль за исполнением принятых ими актов прокурорского надзора, стараться обеспечить своевременное и полное выполнение их требований. В случае невыполнения нарушителями установленных требований прокуроры обязаны провести контрольные проверки фактического устранения ранее выявленных нарушений природоохранного законодательства.

Проводимый прокуратурой систематический анализ, направленный на выявление и установление негативных факторов, провоцирующих экологические нарушения, позволяет оценить текущее и фактическое состояние дел в сфере обеспечения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также является одним из оснований для принятия мер прокурорского реагирования, направленных на обеспечение верховенства закона.

Качество надзора природоохранной прокуратуры в экологической сфере напрямую зависит от знаний прокурора экологической обстановки на его поднадзорной территории, то есть он обязан знать точную информацию о состоянии окружающей среды, в том числе характеризующие показатели, об имеющихся экологических проблемах, и наиболее опасных производственных объектах.

Поскольку природоохранная прокуратура играет огромную роль в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее деятельность влияет на будущее состояние окружающей среды, а также на наше будущее, необходимо обеспечить результативный надзор за исполнением законодательства путем устранения недостатков и пробелов в работе на всех этапах надзорной деятельности, путем совершенствования природоохранного законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры.

Таким образом, прокуратура, как надзорный орган, производит контроль за соблюдением природоохранного законодательства, а также рассматривает обращения граждан по фактам нарушения природоохранного законодательства. Природоохранная прокуратура неспроста выделена в отдельное структурное подразделение, поскольку в настоящее время, все чаще человек наносит ущерб окружающей среде, порой в очень больших масштабах.

 

Список литературы:
1. О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995 № 47. Ст. 4472.
2. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. № 3. 2008. 
3. Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. № 10. 2014. октябрь.