Статья:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Райз А.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 16(325). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/325/172236 (дата обращения: 16.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

Райз Анастасия Андреевна
магистрант Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Максименко Александр Николаевич
научный руководитель, доцент, канд. экон. наук, доцент кафедры Коммерческое и предпринимательское право Донского государственного технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF SMART CONTRACTS IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES

 

Anastasia Rise

Master’s student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Alexander Maksimenko

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commercial and Business Law Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности регулирования смарт-контрактов не только в российском праве, но и в праве Эстонии, Латвии, Швейцарии. Автором статьи рассматриваются аспекты, которые еще не закреплены в праве Российской Федерации.

Abstract. This article examines the specifics of smart contract regulation not only in Russian law, but also in the law of Estonia, Latvia, and Switzerland. The author of the article considers aspects that are not yet fixed in the law of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: норма права, право, смарт-контракт, блокчейн, система, договор, регламентация.

Keywords: rule of law, law, smart contract, blockchain, system, contract, regulation.

 

В современном мире всё большую популярность обретают смарт-контракты. В 1994 году впервые была предложена идея смарт-контрактов юристом и криптографом Ником Сабо. Смарт-контракт представляет собой договор, прописанный в системном коде, являющийся самовыполняемым. После его заключения система выполняет заложенные в него инструкции, в том числе и предусмотренные санкции, связанные с наступлением или отсутствием предусмотренных событий. Его особенностью является то, что смарт-контракт невозможно изменить или взломать благодаря технологии блокчейн, на основе которой он и функционирует.

Технология блокчейн является надежным способом хранения и передачи данных между собой. Отличительной чертой, которая и придаёт надежность защиты, является некая цепочка информационных блоков, каждый из которых содержит информацию о предыдущем, вследствие чего при попытке взлома или изменения блоков цепочка будет уничтожена и прекратит работу.

Благодаря технологии блокчейн, появившейся в 2008 году, начала воплощаться в жизни идея смарт-контрактов, так как она позволила обеспечить их выполнение, а также безопасность данных пользователей.

Смарт-контракт – это набор инструкций, который может включать в себя:

- условия;

- действия;

- последствия.

Система блокчейн в данных контрактах заменят посредников, им выступает непосредственно система блокчейн, за счет чего снижаются расходы на реализацию контракта и даются гарантии его исполнения.

Благодаря надежности системы она стремительно набирает популярность, однако на данный момент важным является вопрос правового регулирования смарт-контрактов.

Первым, что следует выделить, это необычность (нетрадиционность) смарт-контракта. Смарт-контракты не являются традиционными контрактами, но, тем не менее, в некоторых странах к ним применяются аналогичные требования, как и к обычным контрактам, такие как:

- закрепленность предмета контракта;

- указание цены контракта;

- порядок исполнения и время расчета;

- ответственность за нарушение каких-либо условий;

- срок действия;

- согласие сторон;

- правоспособность;

- отсутствие условий, нарушающих права и свободы человека и гражданина.

В России нет специального правового регулирования для смарт-контрактов, поэтому многие юристы считают, что к ним можно применять общие требования законодательства и следующие нормативно правовые акты:

- Федеральный закон от 18 марта 2019 года №34-ФЗ. Внёс изменения в Гражданский кодекс РФ, которые предусматривают возможность заключения договоров и исполнения обязательств с применением информационных технологий.

- Статья 309 ГК РФ. С помощью данной статьи смарт-контракты можно отнести к «особым способам исполнения обязательства, не требующим дополнительного волеизъявления сторон»

- Статья 434 ГК РФ. Гласит, что соглашение может быть заключено в любой форме, кроме случаев, когда форму договора регламентирует законодательство.

Смарт-контракты на сегодняшний день применяются в:

- автоматизации сбора денег, и их возврата в случае не выполнения цели;

- продаже и обмене криптовалюты;

- отслеживании товаров от склада до заказчика;

- автоматизации выполнения условий соглашения;

- создании и управлении цифровыми активами;

- анонимных голосования;

- автоматизации выплат;

- для монетизации контента.

На данный момент в сфере права смарт-контракты являются частично неопределенной сферой, но в некоторых странах они уже получили правовую регламентацию.

Например, в Эстонии, как и во всех странах, правовое регулирование смарт-контрактов находится еще в процессе формирования. При этом в Эстонии уже решены следующие аспекты правового регулирования смарт-контрактов:

- дано легальное определение смарт-контрактов – это программный код, автоматически исполняющий договор между сторонами;

- для регламентации используется гражданский кодекс, то есть данные контракты должны соответствовать требованиям гражданского кодекса Эстонии, в иных случаях они будут считаться недействительными;

- для заключения контракта применяются электронные подписи, так они придают смарт-контракту юридическую силу (сама же система электронной подписи) в Эстонии широко развита и довольно долго функционирует);

- в Эстонии действует законодательство, регулирующее правовое положение криптовалюты, что непосредственно связано с технологий блокчейн, на базе которой и функционируют смарт-контракты.

В Сингапуре активно разрабатывается правовая регламентация, регулирующая именно сферу смарт-контрактов, этим занимается комиссия по ценным бумаг и фьючерсам.

В Швейцарии также смарт-контракты попадают под регулирование гражданского права, но имеется законодательство, регулирующее систему токенов и делящее их на три класса. В 2021 году в Швейцарии был принят закон о блокчейне, который уточняет правой статус цифровых активов. Также как и в Эстонии в Швейцарии широко применяются электронные подписи, они и придают контракту юридическую силу. Необычным является и то, что криптовалюты и смарт-контракты облагаются налогами, и регламентируется это по общим правилам налоговым кодексом Швейцарии.

В Германии также активно разрабатывается специальное законодательство, связанное со смарт-контрактами, но пока, как и во многих странах, применяются общие правила гражданского кодекса.

В США ситуация довольно спорная, одни штаты никак не занимаются правовой регламентаций, другие же – активно развивают правовую систему в сфере смарт-контрактов.

В России некоторые вопросы правовой регламентации уже решены, поскольку смарт-контракты на данный момент регулируются именно гражданским законодательством, так как их смысл такой же, как и у обычных контрактов, однако все же требуется ряд дополнений и регламентация их применения и разрешения споров.

При этом нерешенными остаются следующие вопросы:

- если договор заключен физическими или юридическими лицами не из Российской Федерации, то право какой страны будет применяться, если правовая регламентация имеется только в одной из стран?

- что делать, если смарт-контракт нарушает законодательство одной из стран или обеих, а изменить или отменить его нельзя?

- будет ли иметь юридическую силу смарт-контракт, в котором не были прописаны обязательные условия?

- что делать с авторским правом на технологию?

- как определить подсудность дел, связанных со смарт-контрактами?

- как долго будет создаваться судебная практика для стабильности и однотипности решений?

Все эти вопросы в будущем еще только предстоит решить.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Правовая база «Консультант» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.04.2025 г.).
2. Абрамов В.Ю. Цифровое право : практика применения электронного документооборота в различных сферах общественных коммуникаций : практическое руководство / В. Ю. Абрамов. - Москва : Статут, 2022. - 168 с. 
3. Блокчейн в платежных системах, цифровые финансовые активы и цифровые валюты : учебное пособие для магистратуры / под ред. Т.Э. Рождественской, А.А. Ситника. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 128 с.
4. Гришаев С.П. Гражданское право : учебник для среднего профессионального образования / отв. ред. С.П. Гришаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2025. — 680 с.
5. Кириллова Е.А. Гражданско-правовое обеспечение смарт-контрактов : монография / Е.А. Кириллова, Т.Э. Зульфугарзаде. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 124 с. 
6. Цихилов А.М. Блокчейн : Принципы и основы : практическое руководство / А. М. Цихилов. - Москва : Интеллектульная Литература, 2019. - 188 с.