Проблемы защиты интересов работника по трудовому праву России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Проблемы защиты интересов работника по трудовому праву России
PROBLEMS OF PROTECTING THE INTERESTS OF AN EMPLOYEE UNDER RUSSIAN LABOR LAW
Elizaveta Zargarova
Student, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol
Tatyana Zinovieva
Senior lecturer, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol
Современное понимание взаимоотношений работодателя и работника складываются под четким определением их прав и законных интересов.
Как известно, право человека на труд всегда было и остается одним из сложных вопросов, регулируемых трудовым законодательством. В сегодняшнем мире реализация подобного права происходит в разнообразных формах и в различных ситуациях, что обуславливает процедуру защиты интересов работника. Суть защиты интересов исходит из понимания права, закрепленного в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации [1]. Следуя концепции выделенной темы, обозначим, что для защиты собственных интересов работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
Основные способы защиты интересов работника приведены в статье 352 Трудового кодекса Российской Федерации, где указано, что интересы работника могут быть защищены одним из следующих способов [1]:
- самозащита трудовых прав и законных интересов;
- защиты прав и интересов профессиональными союзами;
- при помощи государственного контроля;
- в порядке судебной защиты.
Все существующие способы защиты интересов работников реализуются в тех ситуациях, когда между работодателем и работником возникают недопонимания на предмет неисполнения работодателем своих обязанностей по вопросам предоставления сотрудникам необходимых условий для трудовой деятельности, а также вследствие других важных причин. Возникшие конфликты требуют их незамедлительного решения, тогда работник принимает решение о том, как будет защищать собственные интересы.
Например, самозащита трудовых прав и законных интересов происходит на основании решения, принятого самим работником об ограничении работы, периоде ее выполнения [5]. Своим бездействия работник пытается заявить о том, что его интересы были нарушены работодателем и его стремление решить возникшую проблему определено мотивами такой формы поведения. В таких случаях конфликты решаются мирным путем, если такое невозможно, то на основании трудового законодательства.
Защита интересов работника путем обращения в профессиональные союзы имеет место быть, если работник является их членом. Отличительными чертами подобного способа защиты считается то, что интересы работников представляются их уполномоченными людьми.
Эффективным же способом защиты интересов работников считается обращение в органы государственного контроля, а именно в Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, к компетенциям которого относится осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства на территории всего государства [4, с. 27-28]. Порядок такой формы обращения определен на законодательном уровне, согласно действующему положению работники имеют право обратиться как лично, так и через электронные ресурсы по вопросам касательно реализации или ограничения их прав со стороны работодателя.
Судебная форма защиты интересов работников возникает уже в тех ситуациях, когда работодатель полностью пренебрегает нормами трудового законодательства и негативно влияет на деятельность работников и условия их труда. В таких случаях при обращении сотрудников организаций в суды создаются специальные комиссии, целью которых становится рассмотрение спорных ситуаций между двумя сторонами. В соответствии со статьей 386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Суды производят проверки, а затем принимают соответствующие решения.
Несмотря на то, что все указанные способы защиты интересов работников существуют, в практической жизни возникают определенные проблемы, связанные с [2, с. 301-303]:
- срочным порядком решения споров между работодателем и работником;
- порядком обращения работников в соответствующие органы;
- существованием убеждения того, что работодатель всегда прав.
Первая проблема - срочный порядок решения споров, характеризуется тем, что работник стремится урегулировать конфликтную ситуацию в короткие сроки и продолжить работу в данной организации с закреплением нарушенных прав и исправлением ситуации, или же найти новую работу, не ссылаясь на прошлый опыт, во время которого были нарушены его права. Такое желание работника приводит его к тому, что он начинает самостоятельно оценивать ситуацию и находить выходы решения проблемы, зачастую не обращая внимания на очевидные негативные условия или установки работодателя. Картина спора перестает быть такой явной и конкретной, что мешает полностью оценить действия представителя организации.
Вторая проблема связана с уточнением порядка обращения работников в органы. Конечно, обращения работников должны быть целенаправленными и обоснованными, поэтому в задачи контрольных органов, в первую очередь, входят процедуры по конкретизации реальных условий возникновения конфликтов и уточнения вины обеих сторон. Как уже было сказано, работник имеет право обратиться в органы в личном порядке или через электронные ресурсы. Однако рост числа обращений от работников на предмет ущемления их прав через электронные сервисы увеличивается, такая форма не позволяет контрольным органов полноценно оценить состояние работника, его эмоциональную и поведенческую манеру передачи информации, уточнить детали конфликта и задать наводящие вопросы.
Третьей проблемой в защите прав работников считается существование убеждения того, что работодатель всегда прав, а работник выступает в роли оправдывающейся стороны. Но, как показывает практика, в большинстве случаев защита становится на сторону работника, определяя порядок его дальнейших действий.
Предполагается, что все проблемы могут быть решены, если по каждой позиции будут сформированы положения в Трудовом кодексе, четко определен порядок обращения работников в контрольные органы и реализованы иные меры по обеспечению защиты прав населения [3, с. 157-158]. Я бы предложила усиление защиты интересов работников. Должно быть больше предоставлено гарантий, которые могли бы повысить ответственность работодателей перед работниками.