Статья:

Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мамаева Э.Г., Льдокова Г.М. Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71986 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями

Мамаева Эльвина Геннадьевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
канд. психол. наук. доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье раскрываются понятие информационных технологий, особенности внедрения информационных технологий в работу дошкольной организации с родителями. Раскрыт комплекс мероприятий с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством информационных технологий.

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями воспитанников является актуальной, так как необходима общая стратегия воспитания и развития личности дошкольника. Семья – это главный институт социализации ребенка, однако в настоящее время в семьях снижается воспитательный потенциал в силу огромной занятости на работе. Поэтому родителям необходимо оказывать педагогическую помощь для изменения ситуации в положительную сторону в лице квалифицированных педагогов.

 

В повседневную жизнь как родителей, так и дошкольников прочно вошли компьютерные технологии. Педагоги должны идти в ногу со временем и стать для дошкольников проводником в мир информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), при их грамотном использовании, могут стать эффективным способом передачи знаний дошкольникам и качественно изменить воспитательной образовательный процесс. С помощью них развивается интерес дошкольников к обучению, развиваются интеллектуальные способности, самостоятельность.

Анализ трудов И.В. Волкова [3], О.Л. Зверева [4] и других показывает, что детский сад будет удовлетворять потребности родителей, если будет для них открытой системой, а сами родители будут выступать как субъекты взаимодействия с детским садом.

Исследования Е.П. Арнаутовой [2], Т. Антоновой, Е. Волковой, Н. Мишиной [1] и других показывают, что включение родителей как активных участников в воспитательно-образовательную среду дошкольной организации качественно изменят условия работы с родителями и их представления о сфере дошкольного воспитания детей.

Отмеченные выше обстоятельства обусловили наличие противоречия между необходимостью использования ИКТ в деятельности дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем разработанности данного вопроса.

Описанное противоречие обуславливает проблему исследования: как использовать ИКТ в работе с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации?

Современные дошкольники активно познают мир компьютерных технологий, что расширяет возможности интеллектуального развития, обогащения кругозора. Необходимо направить использование информационно-компьютерных технологий на развитие раскованности, раскрепощенности, открытости, самостоятельности, инициативности.

Согласно А.А. Кораблеву, воспитательно-образовательный процесс в детском саду должен быть построен так, чтобы дошкольник занимался с интересом и увлеченно. Организовать такой процесс педагог может, используя сочетание традиционных методов с ИКТ. ИКТ – это такая технология, которая сочетает в себе специальные электронные пособия, программные обеспечения и технические средства. Компьютерная технология не регламентирована специальными образовательными программами, поэтому педагоги самостоятельно внедряют ИКТ в практику работы с детьми. ИКТ реализует принцип наглядности, как одного из основных принципов педагогики [5].

К ИКТ относятся не только использование компьютера, но и интернета, телевизора, фотоаппарата, интерактивной доски, DVD, CD, мультимедиа и т.д. Использование ИКТ в работе с семьей становится жизненно необходимым. С помощью этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать активную позицию в отношении с детским садом.

Применение ИКТ в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации в деятельности воспитателя могут дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста [6]. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие педагоги и специалисты ДОО – 20 человек, родители воспитанников – 20 человек.

Нами была определена цель: проверить использование информационно-коммуникационных технологий в работе с ДОО с родителями.

Нами было проведено анкетирование педагогов, в результате чего мы выяснили, что все педагоги обеспечены компьютерами, имеют доступ в интернет, используют в работе текстовые редакторы, мультимедийные диски, презентации и другие средства цифровых ресурсов.

ИКТ, используемые педагогами в работе с родителями: 35% педагогов не используют ИКТ в работе с родителями, 30% педагогов применяют мультимедийные презентации, форум сайта ДОО. Остальные 35% педагогов в работе с родителями используют связь через социальные сети).

По итогам анкетирования родителей мы определили следующие критерии и показатели готовности к информационному взаимодействию: отношение к взаимодействию посредством ИКТ (30% - положительное, 70% отрицательное); практическое использование ИКТ (20% родителей используют, 65% - используют иногда, 15% - не используют); наличие умений использования ИКТ (5% родителей уверенные пользователи, 65% иногда просят помощи, 30% - не умеют пользоваться ИКТ).

Нами была выявлена готовность родителей к взаимодействию с ДОО. Однако было установлено, что присутствует недостаточная информированность родителей о деятельности педагогов, негативное отношение к взаимодействию посредством ИКТ, обусловленное непониманием его возможностей.

Поэтому мы сделали вывод о необходимости разработки мероприятий для вовлечения  родителей в совместную деятельность с педагогами по использованию информационных технологий.

Комплекс мероприятий предполагает:

- создание сайта группы, электронного портфолио воспитателей;

- создание тематических мультимедийных презентаций;

- создание «семейной медиатеки»;

- создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.

Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу ДОО с родителями воспитанников:

- просмотр тематических презентаций по разным направлениям;

- консультации на сайте группы;

- знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОО;

- знакомство с портфолио воспитателей группы.

После реализации комплекса мероприятий 30% родителей стали относить себя к уверенным пользователям ИКТ (увеличение показателя на 25%); 55% родителей отметили, что при использовании ИКТ им требуется помощь (увеличение показателя на 25%); 15% родителей высказались о том, что умений пользоваться ИКТ у них нет (снижение показателя на 50% за счет увеличения количества родителей, умеющих пользоваться ИКТ).

Таким образом, результаты нашей работы показали, что родители стали заинтересованы в сотрудничестве с ДОО по вопросам воспитания детей посредством информационных технологий. У них расширились представления о возможностях использования ИКТ во взаимодействии с педагогами. Работа педагогов с родителями активизировалась и дала возможность вызвать у родителей желание стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

 

Список литературы:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2020. № 6. С. 66.
2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2019. № 9. С. 52.
3. Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016. № 2. С.28.
4. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 425 с.
5. Кораблёв А.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. 2019. № 2. С. 37–39.
6. Ушакова Е.В., Гагарина Н.В., Пахомова С.Е. Организация единого информационно-образовательного пространства // Управление ДОУ. 2018. № 9. С.10-24.