Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Использование информационных технологий в работе ДОУ с родителями
Аннотация. В статье раскрываются понятие информационных технологий, особенности внедрения информационных технологий в работу дошкольной организации с родителями. Раскрыт комплекс мероприятий с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством информационных технологий.
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями воспитанников является актуальной, так как необходима общая стратегия воспитания и развития личности дошкольника. Семья – это главный институт социализации ребенка, однако в настоящее время в семьях снижается воспитательный потенциал в силу огромной занятости на работе. Поэтому родителям необходимо оказывать педагогическую помощь для изменения ситуации в положительную сторону в лице квалифицированных педагогов.
В повседневную жизнь как родителей, так и дошкольников прочно вошли компьютерные технологии. Педагоги должны идти в ногу со временем и стать для дошкольников проводником в мир информационных технологий. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), при их грамотном использовании, могут стать эффективным способом передачи знаний дошкольникам и качественно изменить воспитательной образовательный процесс. С помощью них развивается интерес дошкольников к обучению, развиваются интеллектуальные способности, самостоятельность.
Анализ трудов И.В. Волкова [3], О.Л. Зверева [4] и других показывает, что детский сад будет удовлетворять потребности родителей, если будет для них открытой системой, а сами родители будут выступать как субъекты взаимодействия с детским садом.
Исследования Е.П. Арнаутовой [2], Т. Антоновой, Е. Волковой, Н. Мишиной [1] и других показывают, что включение родителей как активных участников в воспитательно-образовательную среду дошкольной организации качественно изменят условия работы с родителями и их представления о сфере дошкольного воспитания детей.
Отмеченные выше обстоятельства обусловили наличие противоречия между необходимостью использования ИКТ в деятельности дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем разработанности данного вопроса.
Описанное противоречие обуславливает проблему исследования: как использовать ИКТ в работе с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации?
Современные дошкольники активно познают мир компьютерных технологий, что расширяет возможности интеллектуального развития, обогащения кругозора. Необходимо направить использование информационно-компьютерных технологий на развитие раскованности, раскрепощенности, открытости, самостоятельности, инициативности.
Согласно А.А. Кораблеву, воспитательно-образовательный процесс в детском саду должен быть построен так, чтобы дошкольник занимался с интересом и увлеченно. Организовать такой процесс педагог может, используя сочетание традиционных методов с ИКТ. ИКТ – это такая технология, которая сочетает в себе специальные электронные пособия, программные обеспечения и технические средства. Компьютерная технология не регламентирована специальными образовательными программами, поэтому педагоги самостоятельно внедряют ИКТ в практику работы с детьми. ИКТ реализует принцип наглядности, как одного из основных принципов педагогики [5].
К ИКТ относятся не только использование компьютера, но и интернета, телевизора, фотоаппарата, интерактивной доски, DVD, CD, мультимедиа и т.д. Использование ИКТ в работе с семьей становится жизненно необходимым. С помощью этих технологий родители могут оперативно получать интересующую их информацию, консультироваться со специалистами, педагогами по различным вопросам, занимать активную позицию в отношении с детским садом.
Применение ИКТ в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации в деятельности воспитателя могут дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста [6]. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие педагоги и специалисты ДОО – 20 человек, родители воспитанников – 20 человек.
Нами была определена цель: проверить использование информационно-коммуникационных технологий в работе с ДОО с родителями.
Нами было проведено анкетирование педагогов, в результате чего мы выяснили, что все педагоги обеспечены компьютерами, имеют доступ в интернет, используют в работе текстовые редакторы, мультимедийные диски, презентации и другие средства цифровых ресурсов.
ИКТ, используемые педагогами в работе с родителями: 35% педагогов не используют ИКТ в работе с родителями, 30% педагогов применяют мультимедийные презентации, форум сайта ДОО. Остальные 35% педагогов в работе с родителями используют связь через социальные сети).
По итогам анкетирования родителей мы определили следующие критерии и показатели готовности к информационному взаимодействию: отношение к взаимодействию посредством ИКТ (30% - положительное, 70% отрицательное); практическое использование ИКТ (20% родителей используют, 65% - используют иногда, 15% - не используют); наличие умений использования ИКТ (5% родителей уверенные пользователи, 65% иногда просят помощи, 30% - не умеют пользоваться ИКТ).
Нами была выявлена готовность родителей к взаимодействию с ДОО. Однако было установлено, что присутствует недостаточная информированность родителей о деятельности педагогов, негативное отношение к взаимодействию посредством ИКТ, обусловленное непониманием его возможностей.
Поэтому мы сделали вывод о необходимости разработки мероприятий для вовлечения родителей в совместную деятельность с педагогами по использованию информационных технологий.
Комплекс мероприятий предполагает:
- создание сайта группы, электронного портфолио воспитателей;
- создание тематических мультимедийных презентаций;
- создание «семейной медиатеки»;
- создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
Каким образом ИКТ могут оптимизировать работу ДОО с родителями воспитанников:
- просмотр тематических презентаций по разным направлениям;
- консультации на сайте группы;
- знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОО;
- знакомство с портфолио воспитателей группы.
После реализации комплекса мероприятий 30% родителей стали относить себя к уверенным пользователям ИКТ (увеличение показателя на 25%); 55% родителей отметили, что при использовании ИКТ им требуется помощь (увеличение показателя на 25%); 15% родителей высказались о том, что умений пользоваться ИКТ у них нет (снижение показателя на 50% за счет увеличения количества родителей, умеющих пользоваться ИКТ).
Таким образом, результаты нашей работы показали, что родители стали заинтересованы в сотрудничестве с ДОО по вопросам воспитания детей посредством информационных технологий. У них расширились представления о возможностях использования ИКТ во взаимодействии с педагогами. Работа педагогов с родителями активизировалась и дала возможность вызвать у родителей желание стать полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО.