Статья:

Коммуникативные технологии в системе высшего образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ахмадуллина С.И. Коммуникативные технологии в системе высшего образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 30(123). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/123/77376 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникативные технологии в системе высшего образования

Ахмадуллина Сюмбель Ирековна
студент магистрант 2 курс, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Лямина Людмила Васильевна
научный руководитель, канд. псих. наук, доц., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Стремительное развитие инновационных процессов в сфере образования предполагает использование вспомогательных средств, для улучшения, ускорения и дополнения образовательного процесса. К таким средствам относятся не только компьютеры и вычислительная техника, но и средства связи и коммуникаций.

На сегодняшний день внедряются все более новые образовательные технологии, оптимизирующие процесс подготовки будущих профессионалов к нестандартным и сложным производственным ситуациям [2, с.502]. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, требующие усвоения не только знаний, но и навыков его получения. Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что те, кто обучаются предстают на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.

С модернизацией системы высшего образования, где основным направлением является формирование и развитие профессиональных компетенции субъектов образовательного процесса, на первое место выходит вопрос об организации эффективной коммуникации на всех его уровнях, так как задача организаторов высшего образования состоит в том, чтобы сохранить и развить у подрастающего поколения ценностный потенциал живого межличностного общения.

Образовательный процесс можно представить, как систему коммуникаций, групп, имеющих разные функции, статусы, потребности, ценности, и как процесс передачи информации от одного субъекта, таких как студенты, преподаватели и администрация, к другому. Обучение в вузе не ограничено только передачей знаний, умений и навыков, но также и немаловажную роль играет взаимодействие обучающих и обучающихся при передаче знаний.

Большое значение нужно принять организации педагогического общения с соответствующей ему поведенческой стороны взаимоотношений, с применением определенных коммуникативных технологий, согласно педагогическим целям [3, С.272-273].

В педагогике, термины «педагогическое общение», «педагогическое взаимодействие» используют для характеристики взаимоотношения тех, кто преподает и тех, кто обучается, так как в высшем учебном заведении их характер взаимодействий при передаче и приобретение знаний отличается по сравнению со школой. На первый план выступает самостоятельная работа студентов, с использованием других современных технологий таких, как дистанционная форма обучения, метод проектов, требующие широкого использования новых коммуникационных технологий.

Рассматривая коммуникацию, как педагогическое взаимодействие, обозначим, что продуктивность профессиональной деятельности преподавателя высшего образования во многом предопределяется уровнем овладения им технологией педагогического общения. Ошибочное применение технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб, ошибок и конфликтов. Полагаем, что педагогическое общение может быть рассмотрено в таких основных аспектах как содержательном и, так и технологическом.

На уровне содержания оно рассматривается как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между преподавателями и обучающимися, обусловленный целями и содержанием обучения и воспитания. Здесь коммуникация представляет собой взаимную передачу и принятие значений участниками образовательного процесса, поэтому она непосредственно определяется их совместной деятельностью по решению общей учебно-воспитательной задачи. Этот уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений, при этом существенными становятся: стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т.д. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных ее участников.

С технологической точки зрения, педагогическое общение можно определить как систему приемов и навыков социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, построение взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Исходя из этого, коммуникативную технологию можно рассматривать как процесс организации педагогического общения.

Сущность коммуникативных технологий заключается: во-первых, в постановке целей коммуникации, предполагающим возможность объективного контроля качества достижения поставленных целей, во-вторых, в выборе оптимальных методов и средств общения для достижения коммуникативных целей и создания педагогически целесообразных взаимоотношений, в-третьих, в наличии обратной связи, которое позволит своевременно и оперативно корректировать процесс обучения и педагогического взаимодействия.

Эффективность достижения образовательных целей высшем образовании зависит в первую очередь от того, насколько коммуникативно-компетентными являются основные организаторы учебно-воспитательного процесса [1, с.367].

Таким образом, коммуникативную технологию можно определить, как совокупность методов, способов и средств общения между людьми, возникающих в результате информационного обмена, и выделить в ее структуре два основных компонента, первое это - модели коммуникации, раскрывающие особенности общения в различных педагогических взаимодействиях и второе, через процесс организации общения, которое зависит от вида учебного занятия, такие как лекции, представляющие собой одно из основных в системе высшего образования, семинары, практические или лабораторные занятия, итоговой контроль и т.п.

Знание преподавателем вуза особенностей коммуникативных моделей позволяет определить специфику общения, грамотно использовать жанр и коммуникативные средства; получить планируемый результат; более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности; разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации педагогического общения и учесть особенности аудитории.

 

Список литературы:
1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик- 1996. - 367 с.
2. С.А. Смирнов, И.Б.Котова и др.; Педагогика: педагогические теории, системы, технологии //: Изд. центр «Академия»- 2001- 512 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос- 2003- С. 272-273.