Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовых коммуникаций – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. Сегодня доступ к СМК - это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны в современном мире. Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.). Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты- конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.
Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук. Каждая из наук выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и проявлением определенной морали и нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и в качестве характеристики политической жизни при выборах в органы публичной власти, и социально-психологическим коммуникативным явлением.
Эффекты проявляются как: возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.); коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории; переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.
В связи с этим выделяются критерии эффектов на личностном уровней уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести: приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности; изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.); приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров; социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде; осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.
Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации, что актуализирует изучение массовой коммуникации. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс для развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций. Отдельные исследователи начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» – власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам.
Рассматривая роль коммуникации, без преувеличения можно утверждать, что без коммуникации общество как социальная система вообще не может существовать, вне ее есть лишь отдельно существующие личности.
Ведь общество – сеть отношений, возникающих и поддерживаемых главным образом благодаря коммуникации.
Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. Общество, как совокупность отношений и различной людской деятельности, требует соответствующего четкого управления и регулирования. В жизни современного общества все большую роль играет информация. В народе даже бытует выражение: «кто владеет информацией, тот владеет миром».
Информацию относят к числу основных стратегических ресурсов общества, а информационный потенциал рассматривается как важнейший элемент глобальных информационно-коммуникационных ресурсов и технологий, использование которых способствует успеху в политической сфере и благоприятствованию в области социальной.