ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Конференция: CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CXCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация. В статье приводятся результаты проведенной методики по исследованию стиля деятельности руководителя, в том числе готовые результаты опроса. Производится интерпретация и анализ результатов. Выносятся рекомендации на основе анализа. Характеризуется практический смысл применения методики на реальном производстве.
Ключевые слова: менеджмент, стиль руководства, методика, опросник.
Стиль руководства — это способ управления командой. Можно принимать решения самостоятельно, прислушиваться к мнению сотрудников или вообще полностью полагаться на него. Можно мотивировать работников страхом наказания или поощрением, избегать неформального общения или проводить свободное время с подчиненными.
Респондент – менеджер низшего звена в бюджетной организации.
Первый этап - Опросник. Состоит из 35 утверждений. Респондент отметил по пятибальной шкале характерность утверждений для своей деятельности менеджера. Утверждения касаются взаимодействия руководителя с подчиненными и организацией.
Второй этап – Обработка результатов. Прежде всего из исследования были исключены нейтральные ответы со значением «3», поскольку никакого влияния на характеристику респондента они не оказывают. Теперь сгруппировали отметки 1 и 2 как «нет» или «-», 4 и 5 как «да» или «+».
С помощью ключа посчитали оценки, характеризующие респондента с точки зрения направленности на людей(демократический стиль). Получили показатель НЛ.
НЛ = 8
Теперь сложили оценки, характеризующие респондента с точки зрения направленности на дело(автократический стиль). Получили показатель НД.
НД = 13
Далее посчитали ПР по формуле:
ПР =
ПР = = 7
Общий показатель включенности в рабочую деятельность составил 7.
Интерпретация и анализ
Третий этап: Представим результат исследования графически (рис. 1).
Рисунок 1. Модель направленности стиля деятельности руководителя
Респондент показал бОльшую направленность на дело, то есть склонность к авторитарному стилю руководства. Это говорит о желании зацикливать больше процессов на себе, выстраивать более жесткую иерархию и проч. Высоки риски потери ценных кадров и их идей. Авторитарный стиль подавляет инициативу работников, им может быть некомфортно из-за ограничений. А значит, они могут потерять мотивацию или уйти. Ответственность на авторитарном руководителе больше и требования к его компетентности особенно высокие, в частности требования к способности не скатываться в «попустительский» стиль руководства.
Показатель ПР составил 7, что как раз таки говорит о склонности к необоснованно либеральному стилю руководства.
Ориентация на людей сравнительно слабая, взаимодействие с техническими системами респонденту даётся лучше.
Рекомендации. Испытуемому рекомендуется более осознанно подходить к выбору направленности стиля деятельности, стараться фокусироваться на решении конкретных задач и избегать «попустительского» отношения к руководству коллективом.
Анализ:
б) со стороны руководителя. В целях совершенствования сильных сторон респондента – направленности на авторитарный стиль руководства – ему следует: а) уделять внимание инициативным работникам, ведь они – ценный источник возможностей при любом стиле руководства; б) совершенствовать работу технических систем. Оба этих направления развиваются в ходе рутинной деятельности, а в ходе образовательного процесса – во время выполнения групповых проектов в роли руководителя.
в) со стороны администрации. Испытуемый покажет себя наиболее эффективно на должностях, которые в меньшей мере связаны с человеческими системами. В качестве руководителя респондент будет эффективней на должностях, сильно связанных с техническими системами, например менеджер по финансам.
Выводы
Исследованы, обработаны и проанализированы результаты проведенной практической работы. Определена направленность на тот или иной стиль руководства. Обозначены рекомендации респонденту и администрации. Методика подтвердила прогнозируемые склонности испытуемого.
Рассмотренная методика позволяет изучать стиль деятельности руководителя. Интерпретация полученных данных дает возможность принимать меры по развитию мотивации, прогнозировать эффективность профессиональной деятельности руководителей.
