Современные проблемы сообщества безопасности АСЕАН на фоне новых вызовов и угроз
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Современные проблемы сообщества безопасности АСЕАН на фоне новых вызовов и угроз
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы формирования, существования и развития сообщества безопасности АСЕАН в новом неспокойном мире. Автор пытается охарактеризовать особенности этого сообщества, подходы к решениям проблем Ассоциации или отдельных государств АСЕАН на фоне различных угроз безопасности, вызванных как активными действиями по укреплению спорных островов, предпринимаемых Пекином, разворачивающейся российско-американской конфронтацией, так и существованием квазигосударственного образования ИГИЛ...Цель работы состоится в том, чтобы выяснить и укрепить стратегическую ценность для сообщества безопасности АСЕАН, а также способы улучшения взаимоотношений между странами внутри и вне региона.
Ключевые слова: АСЕАН, сообщество безопасности, территориальный спор, политика, экономика.
Введение. С развитием и углублением интеграции региональной экономики уровень зависимости стран в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) увеличивается. Странами-членами больше чем когда-либо интересуется вопросом о формировании сообщества безопасности АСЕАН. Однако формирование регионального сообщества безопасности - это не только эмоции, но и внимательное рассмотрение самого процесса. Необходимо продумать решения возникающих проблем, а также препятствий.
Методы. В статье применялись методы: аналогия, анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение.
Результаты
1. Характеристика сообщества безопасности
Определение сообщества безопасности в теории международных отношений обсуждалось Ричардом У. Ваном Вагененом [8]. Кроме того, Карл У. Дойч изучил эту концепцию и рассматривает сообщество безопасности как механизм в формировании и развитии наций в регионе. В соответствии с этим механизмом важно, чтобы среди членов сообщества не было «агрессивности»; Они будут использовать различные меры для разрешения конфликтов между государствами-членами [7]. Сообщество безопасности можно разделить на две категории: объединённое и плюралистическое.
Европейский союз является хорошим примером плюралистического сообщества безопасности. Тогда как цель объединённого сообщества безопасности слишком обширна и трудна для реализации, плюралистическое сообщество безопасности легче внедрять и поддерживать. Таким образом, сообщество безопасности в международных отношениях часто является плюралистическим. И АСЕАН также движется по этому направлению.
2. Проблемы создания сообщества безопасности АСЕАН
АСЕАН является одним из динамичных регионов с высоким экономическим ростом и одной из крупнейших областей, привлекающих иностранные инвестиции. АСЕАН является важным направлением для глобальных ПИИ, получая около 16% от общего объема мировых ПИИ среди развивающихся стран с общим притоком ПИИ в размере 120 млрд. долларов США в 2015 году.
В рамках 12 саммита на Филиппинах (Чебу, 9-15 января 2007 г.) лидерами стран АСЕАН был принят ряд документов, среди которых Декларация об ускоренном создании сообщества АСЕАН к 2015 г. В соответствии с планами Ассоциации, Сообщество АСЕАН должно основываться на трех опорах: сообществе безопасности, экономическом сообществе и социокультурном сообществе [6].
2.1. Сложность территориальных споров
Территориальные споры являются одним из важнейших факторов, ведущих к внутренним и международным конфликтам в АСЕАН. С момента прибытия европейцев в регион АСЕАН пограничные споры всегда были важной проблемой в политике Юго-Восточной Азии. Споры можно разделить на две широкие категории:
(1) Территориальные споры в регионе. Этот тип спора можно разделить на два типа. Первый - земельный, морской и островной спор. В случае земельного спора включаются храм Преах Вихеар между Таиландом и Камбоджей; островной спор Сипадана и Лигитана между Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Второй - спор о границе между странами. Например, вопрос о морских границах и суверенитете над островами в Сиамском заливе между Камбоджей и Вьетнамом. Можно отметить, что конфликт морского суверенитета между Вьетнамом и Камбоджей в истории очень сложный [4].
(2) Территориальные споры между странами АСЕАН и странами за пределами региона. В качестве таковых можно назвать территориальные споры между Вьетнамом и Китаем, между Китаем и Филиппинами, Малайзией и Брунеем. Кризис в Южно-Китайском море подчеркнул ограничения АСЕАН. Роль примирения и участия в урегулировании региональной напряженности в АСЕАН относительно слаба. Это может косвенно вызвать несогласие и привести к внутриблочным разобщениям, что затрудняет процесс интеграции АСЕАН [3].
2.2. Для больших государств вне региона АСЕАН
Юго-Восточная Азия имеет особую геополитическую позицию, стратегическую значимость , является объектом геополитических интересов великих держав в мире, таких как США, Китай, Индия, Япония и т. д. В этом плане есть определенные стратегические цели и выгоды.
Китай активно использует экономическую мощь и политический авторитет в расширении своих многогранных отношений с АСЕАН. С точки зрения местоположения, большинство исключительных экономических зон Китая, городов, морских портов и дельтовых районов сосредоточено на юго-востоке, рядом с АСЕАН. Кроме того, в регионе проживает более 22 миллионов человек. Для некоторых стран, таких как Сингапур, Малайзия, Китай играет важную роль в экономике, торговле, независимо от времени или изменений политического режима [2]. Это можно рассматривать как абсолютное преимущество страны в регионе вкупе с другими большими полномочиями за пределами АСЕАН.
Ключевое значение придается взаимодействию с «десяткой» АСЕАН в области политики и безопасности, в фокусе которого – вопросы формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе равноправной, сбалансированной и транспарантной архитектуры межгосударственных отношений. В практическом плане важное направление совместных усилий, в том числе по линии Ассоциации национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ) – борьба с глобальными угрозами и вызовами: терроризмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, а также обеспечение информационной безопасности [1].
2.3. Для стран АСЕАН
В отличие от трех держав, у АСЕАН нет ведущей экономики и достаточно сильной валюты для руководства регионом. В период 2000-2010 годов экономический рост Индонезии превзошел все другие страны с развивающейся экономикой, за исключением Китая и Индии, даже превысив остальные страны БРИКС, такие как Россия, Бразилия и Южная Африка [5].
Чтобы региональное сообщество по вопросам безопасности сформировалось и развивалось, страны АСЕАН должны найти способы сократить экономическое неравенство и постепенно стабилизировать свою социальную ситуацию и политику в области безопасности. В то же время АСЕАН должна стремиться поддерживать политическую стабильность во всем регионе. Абсолютно избегать недопонимания, конфликтов, которые ведут к гонке вооружений или местной войне. Постоянно укрепить доверие друг к другу и в то же время решить кризисные проблемы региона. Таким образом, у нового АСЕАН достаточно оснований и условий для создания настоящего сообщества безопасности.
Заключение
В связи с развитием региональной экономики, страны АСЕАН все более и более зависят друг от друга. В последние годы государства-члены постоянно корректировали свою политическую дифференциацию в соответствии с интеграционными тенденциями региона, шаг за шагом укрепляя сотрудничество для создания общей ценности АСЕАН. Поэтому региональная интеграция все шире внедряется и тщательно распространяется странами-членами. Помимо естественных преимуществ и консенсуса стран-членов, все еще наблюдается множество расхождений, которые АСЕАН должна будет решить в будущем. Однако у нас есть все основания верить и быть оптимистами в отношении будущего сообщества безопасности Юго-Восточной Азии в ближайшем будущем.