Статья:

Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Головинская Я.О. Нетарифные методы регулирования внешней торговли // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72590 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Головинская Яна Олеговна
студент, Калининградский филиал МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В статье автор анализирует нетарифные меры регулирования внешней торговли. Раскрывает основные научные категории, содержание целей нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, их классификацию и методы применения.

 

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Евразийский экономический союз (EAЭC), импорт, квотирование, контингентирование, лицензирование.

 

После присоединения России в 2012 г. ко Всемирной торговой организации (далее - BTO) значительную роль во внешне-экономической деятельности (далее - BЭД) играют меры таможенного регулирования: таможенно-тарифные и нетарифные. Их цель в регулировании ВЭД состоит в том, что посредством их применения обеспечивается защита экономических интересов государства и поддержание его национальной безопасности.

В 60-х годах XX  в. Ответственный Секретарь Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) объединил научные категории мировой экономики: тарифное и нетарифное регулирование. Такой синтез послужил причиной сформулировать понятие «нетарифное регулирование». Звучало оно следующим образом: «любые действия кроме тарифных, которые препятствуют свободному перемещению международного товарооборота, называются нетарифным регулированием»  [1]

В федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» нормами права определена дефиниция «нетарифное регулирование», которая трактуется как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, реализуемыми посредством введения количественных ограничений и иных запретов экономического характера.

Кроме того, нетарифное регулирование, в международном экономическом праве, представляет собой совокупность мер ограничительно-запретительного характера, которые каким-либо образом мешают проникновению иностранным товарам на местный  рынок. [2]

Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются запреты и ограничения, систематизируется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). В рамках ЕАЭС действует единая система запретов и ограничений, т.е. для государств-участников Союза установлен единый перечень мер нетарифного регулирования. Государства-участники ЕАЭС в лице глав государств или через своих представителей в специальной комиссии вводят и корректируют меры нетарифного регулирования, тем самым устанавливают запреты и ограничения на наднациональном уровне. [3]

Целями применения нетарифных ограничений являются:

  1. Защита национального рынка, посредством ограничения ввоза товаров.
  2. Усиление конкурентных условий в импортирующих странах.
  3. Охрана жизни и здоровья населения страны, а также окружающей среды, с помощью применения запретов, ограничений ввоза и/или вывоза какого-либо опасного товара.
  4. Сохранность культурных и моральных ценностей.

Все нетарифные барьеры создают дискриминационный фискальный или административный режим для импортных товаров, тем самым усиливая позиции национальных производителей.

В то же время, необходимо отметить, что нетарифное регулирование реализуется на основании следующих принципов:

  1. Принцип гласности – представляет собой политику максимальной открытости, а также подразумевает прозрачность сведений о внешнеторговой деятельности;
  2. Принцип недискриминации - означает то, что любому государству предоставляются равные экономические условия на территорию другого государства [4]

Список мер нетарифного регулирования очень разнообразен, по данным исследований профессора П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования, которые по различным критериям коснулись ¼ части мирового импорта. [5] B рамках научной статьи рассмотрим некоторые из них.

В экономической теории меры нетарифного регулирования характеризуются как сочетание экономических, административных и технических мероприятий (Рис. 1.)

 

Рис. 1. Меры нетарифного регулирования

 

Меры нетарифного регулирования административного характера основаны на конкретном ограничении экспорта и/или импорта товаров, посредством применения системы лицензий, квот и т.д.

Меры нетарифного регулирования экономического характера основаны на следующих аспектах: антидемпинговые меры (включают в себя: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, а также специальные импортные налоги и сборы), валютные и финансовые меры.

К мерам нетарифного регулирования технического характера относятся специальные требования к качеству и характеристики товаров. Так, в частности, можно выделить следующие компоненты технических препятствий: технические требования (стандарты, технические условия, требования к содержанию местных компонентов), специальные требования (контроль к качеству, требования к маркировке и упаковке), таможенные требования (товаросопроводительные документы, предотгрузочная инспекция, таможенная экспертиза).

Кроме вышеперечисленных мер таможенного регулирования административного и экономического характера можно отнести следующие экономические инструменты:

a) кредитование участников внешнеторговой деятельности;

b) использование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

c) подготовка торговых выставок и ярмарок, а также тематических симпозиумов и конференций и участие в них;

d) проведение мероприятий (в том числе рекламных) по продвижению местных товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности на мировые рынки;

e) организация работы по поддержанию экспорта [6].

При осуществлении ВЭД в таких условиях, как приграничная торговля, торговля в особых экономических зонах, а также в условия бартерных сделок используются меры экономического и административного характера.

Приграничная торговля - ограниченный вид международной торговли с иностранным государством или же с группой определённых государств, который осуществляется на основании международного договора Российской Федерации. Этот вид торговли предусматривает предоставление особого благоприятного режима ВЭД в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемый исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенные для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. [7]

Деятельность на территориях особых экономических зон регулируется Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 № 16-ФЗ.

Межведомственная группа осуществляемая свою деятельность под руководством ЮНКТАД рассматривает меры нетарифного регулирования как политические меры, которые не причастны к таможенно-тарифным мерам и могут оказывать воздействия на международную торговлю товарами, с помощью регулирования товарооборота или цены товаров. Классификация ЮНКТАД содержит в себе следующие методы:

  1. Меры ценового контроля.
  2. Меры финансового контроля.
  3. Автоматическое лицензирование.
  4. Количественные ограничения.
  5. Монопольные меры.
  6. Технические меры.
  7. Меры, применяемые в отношении чувствительных товаров.

B системе BTO была разработана своя классификация мер нетарифного регулирования:

  1. Участие государства в торговом обороте страны.
  2. Ограничительная практика и государственная политика общего характера.
  3. Таможенные процедуры, а также административные формальности.
  4. Технические препятствия в торговле.
  5. Количественные и специфические ограничения аналогичного характера.
  6. Ограничения, заложенные в механизме платежей [8].

Что касается ЕАЭС, то в рамках этого интеграционного объединения сформулирован свой комплекс мер нетарифного регулирования. Так в приложении №7 «Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», которое находится в «Договоре о Евразийском экономическом союзе», рассматривается следующая классификация мер нетарифных ограничений:

  1. Запрет на ввоз и вывоз товаров;
  2. Количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров;
  3. Исключительное право на экспорт и импорт товаров;
  4. Автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и импорта товаров;
  5. Разрешительный порядок экспорта и импорта товаров. [9]

Европейская экономическая комиссия ООН (далее - ЕЭК ООН) тоже не осталась в стороне и предложила свою классификацию нетарифных ограничений:

  1. Меры прямого ограничения:

a) квотирование;

b) лицензирование;

c) специальные защитные меры.

  1. Таможенные и административные формальности:

a) сертификация;

b) санитарно-эпидемологический контроль;

c) ветеринарный надзор;

d) карантинный фитосанитарный контроль;

  1. Прочие нетарифные методы:

a) валютный контроль.

Все меры нетарифного регулирования реализуются с помощью специальных инструментов, таких как: сертификация, лицензирование, квотирование, паспортизация, таможенные режимы, заключение экспертов, контролируемая поставка, установление ценового диапазона.

Квотирование - это инструмент нетарифного регулирования, который ограничивает в стоимостном или количественном выражении объем товаров при экспорте и (или) импорте, также при этом соблюдая принцип недискриминации.

Количественные препятствия используются вне зависимости от страны происхождения товаров, а только по причинам расследования долей импорта товаров между заинтересованными странами, также принимаются во внимания предыдущие импортные операции.

Квота - представляет собой количество товара в стоимостном или натуральном виде. Распределением квот занимается Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли. Каждый год Правительством РФ устанавливается определённый объём квот.

Существуют следующие разновидности квот:

  1. Глобальная квота - квота, которая устанавливает размер общего ввоза конкретного товара.
  2. Индивидуальная квота - вычисляется пропорционально доле каждого поставщика за базовый период согласно двустороннему договору.
  3. Сезонная квота - предусмотрена только на определённый период в году. Как показывает практика, зачастую такая квота затрагивает сельскохозяйственную промышленность.
  4. Тарифная квота - это преференции, которые позволяют провести через границу определённый вид товара беспошлинно либо по сниженной ставке [11].

Существуют положительные и отрицательные стороны квотирования. К положительным моментам квотирования относятся: во-первых, это гарантия, того что ограничение ввоза товаров установлено только до конкретной определённой величины, а, во-вторых, поддержка местных предприятий, при помощи выборочного установления квот государством. Что касается недостатков, то квота содействует монополизации экономики страны, а также затрудняет ценовую конкуренцию.

Под лицензированием понимается государственное воздействие на ввоз и вывоз товаров, при помощи выдачи участникам ВЭД специальных разрешений – лицензий. Чаще всего лицензируются те виды деятельности, которые могут нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, национальной безопасности, культурному наследию страны, а также регулирование которых не осуществляется другими методами нетарифного регулирования.

Также стоит отметить, что лицензирование осуществляется в следующих случаях:

  • установление временных количественных ограничений на импорт или экспорт отдельных видов товаров;
  • реализация разрешительного порядка ввоза и/или вывоза отдельных категорий товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность страны, жизнь или здоровье населения, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • предоставления исключительного права на ввоз и/или вывоз отдельных видов товаров;
  • выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Лицензия - это разрешающий документ на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров в специально установленные сроки. Также в лицензии могут быть прописаны такие моменты как: порядок ввоза и/или вывоза определённых товаров, разрешение на ввоз и/или вывоз товара в конкретном объёме (в данном случае лицензирование является составной частью квотирования). B Евразийском экономическом союзе перечень лицензированных товаров устанавливается решением комиссии ЕАЭС. Лицензия является одним из главных компонентов при совершении таможенных операций лицензируемых товаров.

Существует 3 вида лицензий, такие как:

1. Разовая лицензия - выдаётся для осуществления внешнеторговой сделки и предоставляет право на ввоз и/или вывоз какого-либо определённого товара в конкретном объёме. Данная лицензия имеет срок действия до 12 месяцев.

2. Генеральная лицензия - выдаётся участнику ВЭД на определённый вид товара в указанном количестве, при этом в лицензии не указывается продавец и покупатель. Период действия генеральной лицензии составляет не более одного года.

3. Исключительная лицензия - даёт исключительное право на ввоз и/или вывоз определённых видов товаров. В данном случаи период действия данной лицензии определяется индивидуально.

Обязанность по выдачи лицензий возлагается на федеральный орган исполнительной власти. Решение о выдачи или об отказе в выдачи лицензий осуществляются в пределах 15 дней с момента подачи полного необходимого пакета документов. Отсутствие лицензии является причиной для отказа в выпуске товаров с таможенной границы.

Согласно международным соглашениям в рамках EAЭC при импорте товаров также могут применятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры для поддержки и защиты экономических интересов местных предприятий, которые определены нормами права ТК ЕАЭС [11].

Для применения таких мер следует соблюдать следующие условия:

  1. Ввоз на таможенную территорию какого-либо определённого товара должен быть в большом объёме (к выводу о том, что объём товара огромен, приходят исходя из статистических данных ввоза идентичных товаров в схожий период).
  2. Ввоз определённого товара может нанести ущерб или же создаёт угрозу причинения серьёзного ущерба российской экономике. В данном случае специальные меры будут действовать столько сколько потребуется, чтобы восполнить ущерб национальной экономике.

Специальные защитные меры реализуются посредством введения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.

Антидемпинговая пошлина - это пошлина которая применяется, в случае когда на территорию страны ввозятся товары, являющиеся предметом демпингового импорта, то есть завозятся товары по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране. Вторым условием для применения антидемпинговой пошлины является - урон местным производителям аналогичных товаров или препятствия организациям в области расширения национального производства таких товаров. Максимальный срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать 5 лет со дня начала ее применения. Размер и срок действия данной пошлины устанавливает компетентный орган и зависит он от необходимых обстоятельств для устранения ущерба отрасли экономики, возникшего под действием демпингового импорта.

Компенсационная пошлина - это особая ввозная пошлина на товар. Данная пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии иностранного государства, при этом такой ввоз:

a) наносит существенный ущерб от импорта товаров;

b) угрожает причинить материальный урон отечественным производителям аналогичных товаров;

c) затрудняет организацию или расширение производства подобных товаров.

Срок действия компенсационной пошлины также не должен превышать 5 лет.

Специальная пошлина - это исключительная пошлина, которую взимают при возросшем импорте товара, угрожающем нанести ущерб отечественным производителям, по результатам проведенного расследования. Причинами для применения данной пошлины являются: ущерб или угроза урону определенной отрасли экономики в случаях импорта товаров на таможенную территорию ЕАЭС в возросших количествах. Максимальный срок действия специальный пошлины – 4 года [12]

В данной связи необходимо отметить, что антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины вводятся дополнительно и независимо от ввозных таможенных пошлин.

В Российской Федерации внешнеторговую деятельность также можно ограничивать с помощью предоставления исключительного права на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров.

Например, экспортная субсидия - это финансовая помощь государства, которая предоставляется определённым предприятиям с целью поддержки национальных экспортёров. [13]

Решением Евразийской экономической комиссии разрабатывается список товаров, на который распространяется исключительное права на экспорт и/или импорт.

А перечень предприятий, которым должны предоставлять исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров, разрабатывается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, можно утверждать, что в современном мире экономическое значение и торгово-политическая роль мер нетарифного регулирования значительно взросла. Все большее количество государств заинтересованы в применении ограничительных мер для использования их против недобросовестных иностранных поставщиков.

 

Список литературы:
1. Олифер А. Проблемы и перспективы нетарифного регулирования международой торговли // Международное сотрудничество. - 2012. - № 3. - С. 77-81.  
2. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила Всемирной торговой организации, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №2.
3. Приложение №7 к Договору о ЕАЭС. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
4. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебник для магистр. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019 . - С. 94.
5. Цит. по: Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран). - М.: ЦППИ, 2010. - С. 3
6. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 21.05.2020 г.).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 21.05.2020 г.).
8. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебник для магистр. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019 . - С. 304.
9. Приложение №7 к Договору о ЕАЭС. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
10. Азарова Ю.Ф. Основы таможенного дела в Российской Федерации: учебное пособие. Т.1 - М.: РИО РТА, 2015. - C. 250.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 21.05.2020 г.).
12. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (посл. ред.) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45398/ (дата обращения: 25.05.2020 г.).
13. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила Всемирной торговой организации, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №2. - С. 3-20.