Статья:

Фотография как исторический источник по истории советской антирелигиозной пропаганды

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Потапова А.И. Фотография как исторический источник по истории советской антирелигиозной пропаганды // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(9).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Фотография как исторический источник по истории советской антирелигиозной пропаганды

Потапова Анастасия Ильинична
студент, Северный арктический федеральный университет, РФ, г. Архангельск
Тетеревлёва Татьяна Павловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Северный арктический федеральный университет, РФ, г. Архангельск

 

Фотография со времен своего появления на свет является, бесспорно, одной из основных форм запечатления истории. В настоящее время мы можем найти фотоматериалы практически по любому историческому событию, начиная с середины XIX века, когда технология фотографии получила широкое распространение [4]. Только на фотографии мы можем в точности увидеть момент времени, произошедший в прошлом, т.к. фотография является точной репродукцией действительности [3]. Это обуславливает её историческую ценность. В данной статье рассматривается возможность использования фотографии в целях изучения советской антирелигиозной пропаганды.

В период с 1918 по 1946 года в СССР осуществлялась активная антирелигиозная пропаганда. Большевистская власть различными способами пыталась очернить религию в глазах советских граждан и склонить их на сторону веры в светлое социалистическое будущее, в котором религия в привычном её понимании существовать не должна.

Разумеется, такой масштабный и длительный процесс не мог не оставить после себя след из фотодокументов. Один из актов, принятых советской властью против религии, иллюстрирует фотография рабочих, рубящих церковную утварь на металлолом, сделанная в Харькове в 1930 г. Данная фотография опубликована в пособии для студентов высших учебных заведений под редакцией Щагина Э.М. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века [5, с. 557].

 

Рисунок 1. Рабочие рубят церковную утварь на металлолом. Харьков. 1930 г.

 

При анализе данной фотографии в первую очередь нам следует описать, что на ней изображено. Смотря на эту фотографию, можно сказать, что снимок достаточно информативен. Мы видим и рабочих, ломающих церковную утварь, и саму утварь тех времён, и часть архитектуры здания. Также мы видим плакат с надписью, из которого можем сделать вывод, что церковная утварь сдавалась на металлолом. По разбросанным вокруг, лежащим в грязи иконам, по поломанной церковной утвари мы видим, что отношение к церкви в те годы было крайне негативным. Перейдём к более подробному анализу.

1.  Внешняя критика.

Фотография представлена в черно-белом цвете. Положение фотоснимка горизонтальное. В некоторых местах присутствует размытие, фото было сделано в движении. Четкость в целом хорошая, позволяет увидеть мелкие детали. Освещение неравномерное, левая часть фото более темная, правая часть более светлая. Согласно надписи под фото, оно было сделано в Харькове в 1930 году. Информация об авторе фотографии неизвестна.

2.  Внутренняя критика.

На фотографии изображена повседневная сцена из реальной жизни, что позволяет нам причислить её к типу жанровой фотографии, а также к портретному типу, т.к. на фотографии изображено несколько лиц. Очевидно, фотография не является постановочной, т.к. движения и лица рабочих выглядят непринужденно. Скорее всего снимок был сделан стихийно, без предварительной договоренности и подготовки.

Всего на фотографии изображено 3 человека мужского пола. Все они заняты разрушением церковного имущества. Мужчина слева держит один из предметов, в то время как мужчина посередине бьёт по предмету кувалдой. Третий человек справа, как мы можем предположить, ждёт своей очереди с кувалдой в руках. Все лица, изображенные на фото, одеты в рабочую одежду, мало различающуюся между собой. Все они одеты в стиле того времени. Также на снимке мы видим разбросанные повсюду иконы, кресты и прочую церковную утварь. На заднем плане запечатлено белое, местами облезлое здание, предназначение которого мы не можем предположить. Чуть ближе к нам располагается плакат, содержащий агитационный лозунг, призывающий людей сдавать церковное имущество на металлолом.

Проанализировав фотографию, мы можем сделать несколько выводов. Снимок позволил нам получить информацию о происходившей в СССР антирели­гиозной пропаганде. Также из этого снимка мы узнали о нескольких методах борьбы с религией – разрушении и разграблении церковного имущества, и распрос­транении пропагандистских плакатов. Помимо этого, мы можем сделать вывод о том, как одевались советские рабочие, какими орудиями они пользовались.

Рассмотрим также фотографию под названием «Экскурсанты рассматривают антирелигиозный музей в бывшей лавре», опубликованную в 6 номере журнала «Безбожник» в 1937 году [2, с. 7].

 

Рисунок 2 Экскурсанты рассматривают антирелигиозный музей в бывшей лавре

 

1.  Внешняя критика

Фотография представлена в черно-белом цвете, но присутствует газетная желтизна. Положение фотоснимка горизонтальное. Четкость плохая, но объекты на фото различимы. Освещение равномерное, ракурс легкий. Присутствует подпись. Информация об авторе фотографии неизвестна.

2.  Внутренняя критика

Фотография относится к портретному и бытовому жанрам. На ней изображена сцена из обычной жизни людей. Всего на фотографии изображено 4 человека. Все из них мужчины. По-видимому, они являются школьниками, так как ясно различимо, что их рост весьма невысок. Один из них выше остальных. Возможно, это ученик старших классов. Все они одеты в стиле советского периода. Их одежда мало отличается от взрослой. Заметим, что все из них одеты в кепки одинакового фасона. Также на фотографии изображена собственно лавра. Мы видим сохранившуюся часть её убранства.

На основе анализа этой фотографии мы можем сделать несколько выводов. Первый, и самый важный для нас, это то, что людям прививали идеи антирелигиозной пропаганды, начиная с самого юного возраста. Во-вторых, мы узнали, что в данный период основывались даже музеи антирелигиозной пропаганды, и они могли проводиться в помещениях бывших храмов. И в дополнение мы получили информацию о том, как выглядели советские школьники, во что они одевались.

Как видим, всего из нескольких фотографий мы смогли получить достаточно большое количество полезной информации. При правильном анализе фотография может быть использована как качественный исторический источник.

 

Список литературы:
1. Евграфов Е.М. Кинодокументы как исторический источник. Москва, 1973.
2. Краеведческий музей в гор. Загорске // Безбожник. 1937 г. №6. С. 7
3. Сексенбаева Г.А. Фотодокументы: источниковедческие аспекты [Электронный ресурс] URL: https://articlekz.com/article/7264 (23.04.2018)
4. Фотография. // Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фотография (23.04.2018)
5. Щагин Э.М. (ред.) Новейшая отечественная история. XX - начало ХХI века. Книга 1. Москва: ВЛАДОС, 2008 – 656 с.