Религиозные конфессии города Михайловка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Религиозные конфессии города Михайловка
Влияние религии на современные процессы модернизации в различных регионах мира и в частности Российской Федерации сегодня трудно переоценить. В современном глобальном мире происходит усиление одних религиозных направлений и ослабление других. А процесс глобализации приводит к размыванию национальной и культурной идентичности и обособлению национально-культурного взаимодействия. Последние несколько лет показали, что проблемы религиозной толерантности или наоборот – религиозного экстремизма – становятся важным политическим инструментов в руках политических сил.
Очевидным является тот факт, что определенные политические структуры используют религиозные воззрения как средство дискриминации и разделения народов (примером является современная ситуация на Ближнем Востоке). А религиозно окрашенные лозунги используются в целях дестабилизации социокультурного климата в различных регионах планеты. Религиозный экстремизм – как явление XXI века становится головной болью мирового сообщества. И если справиться с ситуацией в Сирии или Ираке рядовым россиянам не под силу, то создать атмосферу веротерпимости и толерантности в границах собственных вполне посильная задача.
В результате распада СССР, Нижнее Поволжье получает статус пограничного региона. Сюда идёт активное переселение российских граждан и беженцев из бывших южных республик Советского Союза. Это и объясняет, почему изучение деятельности религиозных конфессий приобрело в нашем регионе одно из приоритетных направлений, а мониторинг религиозной ситуации сегодня – важная и своевременная задача, способная выявить малейшие изменения в религиозном климате отдельного российского региона и принять меры для сохранения стабильности и веротерпимости.
Если проблема взаимоотношений религиозных организаций по области в целом, хотя бы частично исследована, то по Михайловке и Михайловскому району никаких данных нет.
Начиная исследование, мы ставили перед собой простые цели, это:
определить виды религиозных организаций, находящихся в городе, узнать историю их появления, способы существования.
При проведении исследовательской работы, мы столкнулись с рядом проблем:
- опасение глав религиозных организаций в беседах за возможность использования полученных сведений против них самих,
- страх верующих из-за возможности их преследования.
Гипотеза исследования: в г. Михайловке существуют разнообразные религиозные организации, которые остаются важными социальными институтами, которые профессионально занимаются духовым и нравственным воспитанием и сохраняют высокую степень доверия граждан.
Методы исследования:
1. Эмпирический - получение информации путём опроса, беседы с представителями и духовными наставниками религиозных организаций и общин.
2. Теоретический - анализ и обобщение собранной информации.
Одной из проблем являлась разница подходов в литературе к различным направлениям христианских конфессий. Так в более ранних изданиях направления христианства, возникшие как протестантские, трактуются как секты. В изданиях, вышедших в свет после принятия Закона о свободе совести, эта трактовка уходит. Так, Ю.С. Садченков, заведующий отделом по связям и содействию религиозным организациям при аппарате главы администрации Волгоградской области, считает, что пора отказаться от этого негативного ярлыка, который «чаще ассоциируется не с новыми духовными движениями, а с религиозными объединениями российских граждан-протестантов».
С данным заявлением не согласны представители русской православной церкви. Они по- прежнему считают «протестантские ответвления христианского вероисповедания вредными и сектантскими».
Одним из источником сведений стали беседы с представителями и духовными наставниками религиозных организаций и общин. Не все из них доброжелательно встречали интерес, проявленный к их деятельности. Многие пытались свести разговор об истории их конфессии к проповедованию христианских догм. Наиболее быстро и с пониманием проблемы, которая нас интересует, пошли на контакт представители православной, баптистской церквей и адвентисты седьмого дня.
Ограниченные по времени сроки исследования не позволили выявить всех аспектов государственно-религиозных отношений в Михайловке. Поэтому выбор был остановлен лишь на официально зарегистрированных христианских конфессиях.
Работая над темой исследования, мы выяснили, что:
1) В нашем городе существует 5 религиозных христианских конфессий. Все они имеют официальный статус и культовые здания для отправления своего вероисповедания. Но также существуют и нелегальные секты , такие как свидетели Иеговы*.
2) Четыре конфессии - баптисты, пятидесятники, свидетели и адвентисты - являются протестантскими христианскими вероучениями.
3) Наиболее распространённой по числу последователей продолжает быть Русская православная церковь. За ней идут баптисты и пятидесятники . Самыми малочисленными являются Староправославная церковь и община Адвентистов, объединяющие в своём составе не только жителей Михайловки и района, но и жителей соседних районов.
4) В Михайловке в полном объёме исполняется Закон о свободе совести и вероисповедания. Никто из представителей религиозных конфессий не отмечал преследования со стороны государства и других религиозных конфессий. Хотя все они отмечают, что нападки все же есть со стороны людей, не принимающих их вероучения. Это и факты вандализма, и даже избиение верующих. Но сами члены конфессий воспринимают это как подтверждение истинности их учения. Ведь истина всегда воспринимается с трудом. А «Бог был гоним на протяжении всей своей жизни. И эта мысль укрепляет верующих в их правоте».
5) После распада СССР в нашем городе появилась только одна конфессия - «Церковь христиан Адвентистов Седьмого дня». Все иные действовали в городе в качестве сект и в годы Советской власти.
6) Каждая конфессия считает, что спасение возможно лишь через исповедание их догм, и использует любую возможность для пропаганды своего учения.
В ходе исследования у нас возник вопрос: «Почему люди, верующие в одного Бога, не могут примириться друг с другом?», ведь все они в своих беседах отмечали, что Бог - это, прежде всего, добро и путь к спасению. Так почему же, идя по одному пути, они торят разные дорожки, затаптывая тропы, идущих рядом?
Эта исследовательская работа найдет свое продолжение. Ведь в истории религиозных конфессий ещё достаточно «белых пятен», недомолвок и недоразумений, которые ждут своих объяснений.
*(Свидетели Иеговы – экстремисткая организация, запрещенная в России - прим.ред.)