Бухгалтерский учёт поступления и выбытия основных средств: проблемы и перспективы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Бухгалтерский учёт поступления и выбытия основных средств: проблемы и перспективы
В процессе поступления основных средств предприятиям, для принятия объектов, которые в дальнейшем будут приниматься к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств, требуется сформировать комиссию, определяющую принадлежность имущества техническим условиям и надобность его изменений до статуса, пригодного к применению.
Но для создания такой комиссии, требуется присутствие не меньше двух людей в штатном расписании предприятия. Перед тем как имущественные объекты основных средств начинают применяться, комиссия выдаёт необходимое заключение по завершении осмотра этого объекта. Этот пункт отражается в определенном акте-приёмке передачи имущества в процессе оформления приобретённого объекта.
У предприятия имеет возможность появиться определенный вопрос, необходимо ли заполнять дополнительный акт в ходе поступления объекта основных средств кроме отданного акта прошлым собственником. Данный документ включает некоторые сведения об учёте предыдущего собственника, а для принятия имущественного объекта к бухгалтерскому учёту нового предприятия, нужно указывать информацию о новом владельце, таким образом, необходимо формирование некоторого дополнительного акта.
В процессе отражения имущества на счёте 08 «Вложения во вне оборотные активы», требуется указывать дату прибытия имущественного объекта; цену его приобретения; другую информацию поставщика.
В ситуации применения имущественного объекта в структуре основных средств на счёте 01 «Основные средства», акт обязан включать сведения о сроках полезного использования; амортизационных группах и методе зачисления амортизации; первоначальной стоимости; инвентарном номере. Составлять акт по форме № ОС-1 не потребуется в ситуации приобретения имущественного объекта для последующей продажи, такой объект предоставляется продуктом и не принимается к бухгалтерскому учёту в структуре основных средств [1].
В процессе поступления основных средств в организацию они будут отражены на счёте 08 «Вложения во вне оборотные активы». Этот счёт является копилкой, специально предназначенной для сохранения данных обо всём, что затрачено на дальнейшие основные средства.
Даже в ситуации не владения дополнительными расходами, бухгалтер должен будет отразить актив «Вложения во вне оборотные активы».
Пока расходы на получение имущества принимаются к бухгалтерскому учёту по дебету этого счёта, он не представляется основным средством, таки образом, нет возможности применить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость. Счёт 08 «Вложение во вне оборотные активы» будет отражать объект, который в будущем будет включен в структуру основных средств, а все основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту на счёте 01 «Основные средства» [2].
Исключения из данного правила представляют собой недвижимые объекты имущества, по отношению к которым исполняются такие условия, как:
- имущественный объект приобретено для реконструкции, ремонта, установки либо доведения оборудования до пригодного состояния;
- после выполнения работ имущественный объект будет использовано в деятельности, которая облагается налогом на добавленную стоимость.
Эти имущественные объекты необходимо исследовать в качестве имущества, приобретенного для исполнения строительно-монтажной деятельности [5].
Порядок применения налоговых вычетов в данном случае контролируется статьёй 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, по такому объекту входной налог на добавленную стоимость есть возможность принимать к вычету в продолжение трёх лет после того, как расходы на его приобретение являлись отраженными на счёте 08 «Вложения во вне оборотные активы». В ситуации если основные средства являлись переданными как вклад в уставный капитал другому предприятию, учредитель должен восстановить налог на добавленную стоимость, раньше включённый в структуру налоговых вычетов. Сумма восстановленного налога на добавленную стоимость определяется пропорционально остаточной стоимости объекта основных средств в его первоначальной стоимости.
Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 68 «Расчёты по налогам и сборам» – восстановление налога на добавленную стоимость, раньше принятому к вычету;
Дебет счета 91-2 «Прочие расходы» Кредит счета 19 «НДС по приобретенные ценностям» – восстановленный налог на добавленную стоимость внедрен в затраты.
В процессе безвозмездной передаче основных средств остаточная стоимость основного средства будет списана на счёт 91 «Прочие доходы и расходы». По этим имуществам будет начислен налог на добавленную стоимость, основой для вычисления которого будет принята рыночная стоимость отдаваемого безвозмездно имущества.
Безвозмездная передача объектов основных средств некоммерческим предприятиям на продолжение основной деятельности не признаётся реализацией, таким образом, и не признаётся объектом для налогообложения налог на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Подобным образом не признаётся объектом налогообложения передача безвозмездно основных средств органам государственной власти и управления, а еще органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям и государственным, муниципальным унитарным предприятиям.
Сведения, о том, на каком счёте нужно отразить принятые на учёт основные средства Налоговый Кодекс не включает. Следовательно, принимая к учёту поступления основных средств на счёте 08 «Вложения во вне оборотные активы» есть возможность использовать вычет по налогу на добавленную стоимость. Трёхлетний период времени, который отпущен для возмещения налога на добавленную стоимость, необходимо отсчитать именно с даты отражения стоимости имущества на счёте 08. Если между этой датой и датой внедрения имущества в структуру основных средств разница больше трёх лет, предприятие потеряет право на принятие вычета налога на добавленную стоимость [3].
Чтобы уйти от возможных дискуссий с проверкой, есть возможность применить норму ПБУ 6/01, которая дает возможность принимать к бухгалтерскому учёту имущественные объекты основных средств на счёте 01 до начала их использования. Следовательно, предприятие обладает правом занести на счёт 01 стоимость основного средства, которое ещё не используется. Основное, чтобы данный объект являлся готовым к эксплуатации и не потребовал доработок до состояния пригодности, монтажа и тому подобное.
Все другие основные средства при поступлении сразу же списываются со счёта 08 на счёт 01.
Зависимо от метода приобретения основного средства предопределяется порядок образования его первоначальной стоимости. В ситуации получения основного средства предприятием за оплату, или его производства, в налоговом учёте необходимо внести затраты на получение, доставку и доработки его до требуемого состояния в первоначальную стоимость имущества. К затратам, взаимосвязанным на получение есть возможность относить затраты на производство и возведение основного средства. Затраты на доставку определяют стоимость услуг транспортного предприятия. К затратам на доработки до состояния, пригодного к применению есть возможность относить издержки на ремонт, монтаж и другое.
Сразу же у предприятия имеет возможность появиться вопрос по поводу ввода в первоначальную стоимость затрат на доставку, в ситуации, если она реализовалась вместе с другим объектом, кроме этого имущества. В данном случае нужно включить доставку лишь в части, напрямую взаимосвязанной с доставкой этого объекта [1].
Закон не устанавливает порядок выявления части затрат в аналогичной ситуации. Однако он имеет возможность являться разработанным самостоятельным образом и закреплён в учётной политике предприятия. Перераспределение имеет возможность осуществляться выходя из стоимости отдельных объектов, или из веса одной единицы доставленного объекта и другое.
В ситуации если имущественный объект не будет использоваться в работе организации, то налог на добавленную стоимость и акцизы, которые предъявлены поставщиками, необходимо включить в его первоначальную стоимость.
Во всех остальных ситуациях налог на добавленную стоимость и акцизы первоначальную стоимость основного средства не повышают. Проведем анализ ситуации выбытия основного средства в результате уничтожения.
Предположим, основное средство является комплексом конструктивно сочлененных предметов. В такой ситуации, есть возможность уничтожить такую часть имущества, которая не имеет возможности восстановиться или не обладает экономической целесообразностью применения. К примеру, помещение есть возможность уничтожить не совсем, а только один корпус. По итогам частичного уничтожения осуществляется смена разных характеристик сооружения, первоначально указанных при его государственной регистрации. Эти перемены нужно зарегистрировать в государственном реестре. Месячную сумму амортизации необходимо вычислять выходя из измененной первоначальной стоимости. Срок полезного использования имущества пересмотру не подлежит, за исключением уничтожения в пределах реконструкции. В этой ситуации срок полезного использования имеет возможность являться увеличенным.
Затем рассмотрим поподробнее то, на какой размер требуется понизить первоначальную стоимость имущества по завершении его частичного уничтожения, и каков размер ежемесячной амортизации. Порядок снижения этой стоимости не установлен законом, таким образом, предприятие имеет право самостоятельным образом его прорабатывать. В данной ситуации самым оптимальным методом является вычисление первоначальной стоимости доли объекта основных средств, которое подлежит уничтожению по учётным сведениям. Размер амортизационных отчислений имеет возможность являться определенный, как пропорция первоначальной стоимости уничтожаемой части имущества к первоначальной стоимости всего имущества, умноженный на начисленную амортизацию на момент завершения уничтожения. Если первоначальная стоимость уничтожаемой части имущества не имеет возможности являться определенной выходя из учётных сведений, то её есть возможность определить при помощи комиссии, созданной из работников предприятия либо независимый оценщик. Причем обязана являться определенной часть уничтожаемого объекта основного средства в процентном взаимоотношении к какому-нибудь физическому параметру, который характеризует основное средство. С учётом данной части рассчитывают стоимость и размер амортизации, которые приходятся на уничтожаемый объект основного средства. С 2015 года в Налоговом кодексе Российской Федерации сформировалась выгодная норма, освобождающая от налога на имущественный объект оценочные обязательства, которые входят в стоимость основного средства [4].
Для многих основных средств данный резерв формировать не нужно. Его должны сформировать организации, которые из-за специфики своей работы обязаны осуществлять природоохранные меры, взаимосвязанные с применением основных средств, а также осуществлять демонтаж и ликвидацию их по завершении применения. Чтобы не появились сомнения со стороны налоговых органов, таким предприятиям необходимо отражать оценочное обязательство и ввести его в стоимость основных средств. В бухгалтерском учёте осуществляются такие записи, как: Дебет счета 08 «Вложения во вне оборотные активы» Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» – является признанным уничтожаемое обязательство. Если объект основных средств был приобретен предприятием до 2015 года, резерв имеет возможность являться созданным в 2015 году и отраженным такой бухгалтерской проводкой, как:
Дебет счета 91-1 «Прочие расходы» Кредит счета 96 – является признанным уничтожаемое обязательство.