Статья:

Научное и обыденное познание

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Яхиев И.И. Научное и обыденное познание // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73959 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Научное и обыденное познание

Яхиев Ильгиз Искандерович
студент, Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Обсуждение вопросов взаимосвязи обыденного и научного познания приобрело в последнее десятилетие особую остроту в связи с активным изучением разнообразных форм соотношения языка и сознания, мышления и речи. В статье рассматриваются сходства и различия научного и обыденного познания.

Люди всегда считали себя венцом творения. Именно способность мыслить возвела человечество на этот почетный пьедестал. Овладение речью, активное познание мира и его закономерностей и, как высшая форма мыслительной деятельности, – научные достижения человеческой цивилизации.

За всеми этими плодотворными возможностями лежит обыденное познание человека как основная форма обработки информации, поступающей извне. На языке философии такое познание означает систему процессов, процедур и способов, при помощи которых человек наблюдает явления окружающего мира и извлекает полезные знания из наблюдаемых процессов и явлений.

Это лишь одна из нескольких форм познавательной деятельности человека. При этом считается, что прародителем всех существующих форм стало житейское познание.

Обыденное исследование ограниченно практическими задачами человека и направлено на изучение явлений с утилитарной позиции.

Научное – проникновение в суть вещей, открытие законов и теорий существования тех или иных явлений объективной реальности.

Важно отметить, что знания о различиях и сходствах предметов выполняют разные функции в познавательном процессе. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами [5].

Обыденное познание можно характеризовать как здравый смысл. Опираясь именно на здравый смысл, человек принимает решения относительно текущей действительности и прогнозирует будущие события. Весь процесс имеет логически обоснованную структуру.

В связи с тем, что обыденное знание не выходит за рамки практических задач выживания человека, основные проблемы, которые поднимаются познающим – решение краткосрочных житейских проблем. Науке же в принципе неинтересно, как сегодня живет человечество.

Основными познавательными инструментами являются понятия, проработанные суждения и связки, при помощи которых познающий получает определенные выводы об объекте изучения.

Формы обыденного знания характеризуются теми способами, которые применяют познающие при исследовании тех или иных явлений окружающего мира.

Основные способы: способ проб и ошибок, индуктивное обобщение, обыденные наблюдения, широкие аналогии, объединение рационального и иррационального.

Некоторые из перечисленных способов использует не только обыденное, но и научное познание. Так, например, индукция является одной из основных форм построения умозаключений для выведения новых гипотез при исследовании научных проблем.

Выводы, которые получает познающий, обрабатывая поступающую информацию указанными инструментами, вполне жизнеспособны и обеспечивают людям не только безопасность и выживание в разных условиях, но и относительную независимость и альтернативу при выборе разных средств для достижения определенных утилитарных целей.

Самый первый из освоенных человеком методов житейского овладения знаниями. Благодаря ему еще наши первобытные предки определяли, какие действия несут положительные результаты, а какие – отрицательные [3].

С течением веков не поменялось то обстоятельство, что метод проб и ошибок дает только относительные результаты, которые могут использоваться ограниченным числом людей в ограниченных по условиям обстоятельствам.

Принцип индукции, который заключается в следовании от частного опыта к выведению общих правил и закономерностей, – один из самых распространенных при обыденном способе получения знаний. Ведь несложно сделать обобщенный вывод, что если зажженная спичка обжигает пальцы, то любое соприкосновение с огнем вызовет у человека ожоги.

Существенное отличие научного исследования от обыденного познания — различия в методах познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, как правило, не осознаются субъектом в качестве специфического метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу.

Обыденные наблюдения всегда несли в себе позитивный познавательный заряд, и на всех этапах истории развития человеческой мысли служили пищей для активного интереса человека к окружающей действительности.

 

Список литературы:
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – М.: 2004. Разд. 2.
2. Вебер М. Наука как призвание и профессия – М.: 1979 г.
3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: 2002. Гл. 2.1, 2.5.
4. Кезин В. А. Идеал научного знания. – М.: 1993.
5. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: 2003. Гл.I. 
6. Философия и методология науки. – М.: 1994.
7. Философия науки и техники. – М.: 1995.