Статья:

Развитие общества при переходе из биосферы в ноосферу

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Кандина А.А. Развитие общества при переходе из биосферы в ноосферу // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73968 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие общества при переходе из биосферы в ноосферу

Кандина Анастасия Алексеевна
студент, Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Переход человечества в эпоху ноосферы В.И. Вернадский рассматривал как один из актов «адаптации» человечества. По его мнению, переход биосферы в ее новое состояние будет сопровождаться разработкой новых принципов координации ее действий и нового поведения человека, новой морали и потребует изменения стандартов и идеалов. По сути, это главная проблема, стоящая сегодня перед человечеством: как обеспечить совместную эволюцию биосферы и человека и вместе с тем дальнейшее развитие цивилизации? Сам термин «ноосфера» появился в 1926 году в Париже во время обсуждения доклада В.И. Вернадского, где он изложил концепцию развития биосферы. Это было предложено французским исследователем Э. Leroy. Ноосфера - это новое эволюционное состояние биосферы, в котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Впервые В. И. Вернадский используется этот термин в письме Б. Лихков в 1936 году: «Я принимаю Leroy «s идея ноосферы. Он разработал мою биосферу глубже. Ноосфера была создана в эпоху , когда человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы в новом пути, и как результат, активная энергия биосферы увеличивается. » Публично В. И. Вернадский использовал термин„ноосфера “в 1937 году в своем докладе„О значении радиогеологии для современной геологии“, где он писал:«Ноосфера является последним из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние нашего дня. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное состояние биосферы, то есть мы входим в ноосферу. « В той же статье В.И. Вернадский показал, что факторами последней перестройки биосферы являются научная мысль и коллективная работа человечества, которая давно стала мощной геологической силой [1]. Ноосфера характеризует важный аспект фокуса целенаправленного развития. важно также , чтобы определить прогнозы развития ноосферы. в и. Вернадский полагал , что формирование ноосферы представляет собой длительный процесс , который займет время жизни более чем одного поколения людей. концепция Ноосфера предполагает разработку ведущей модели оптимального взаимодействия природы и общества по всем основным параметрам метаболических процессов, происходящих между ними: материи, энергии, информации. Основным направлением оптимизации взаимодействия общества и природы является увеличение жизнеспособность окружающей природной среды для существования общества. анализ различных аспектов философской и социальной концепции «Ноосфера» показывает ее чрезвычайно сложный характер. Эта концепция не может быть классифицирована как чисто социальная или естественная концепция. Он является социоэстественным , включает в себя социальные и природные явления в их оптимальном единстве. В последние годы под ноосферой понимается планетарное и космическое пространство (природная среда), которое трансформируется и контролируется человеческим разумом, что гарантирует всестороннее поступательное развитие человечества. Ноосфера характеризуется тесной взаимосвязью между законами природы и законами мышления, а также социально-экономическими законами. Возвращаясь к Вернадскому, ноосфера - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда у Разума есть возможность приспособить развитие биосферы в интересах человека будущего. Поэтому более уместно говорить об эпохе ноосферы, когда человек может разумно распорядиться своей силой и обеспечить такое взаимодействие с окружающей средой, которое позволит развиваться как человеку, природе, так и обществу. Сочетание «человек и общество» означает, что человек раскрывает свою сущность. Он осознает себя, достигает своей универсальности и целостности как публичный человек, коллективист. Природа человека, носящего гордое имя «Homo Sapiens» или « Homo Sapiens », носит социальный, социальный характер. Каждая историческая эпоха имеет свой уникальный дух и облик. Сегодня повестка дня человеческой цивилизации все чаще включает историческую перспективу непрерывной борьбы и титанических усилий за каждый дополнительный день существования на планете, за любой ресурс жизни, сражения индивидуально для каждого человека [2]. У каждой нации этнос живет своим индивидуальным путем, накапливая уникальный опыт, закрепленный в геноме социокультурного кода этноса, доступный любому представителю этого этноса. Именно здесь лежит общая основа менталитета любой этнической группы. Человеческая онтология основана на «Мы существуем» или «Мы являемся онтологией». Это «мы - онтология» человека проявляется через социогенетику , через механизмы социокультурного наследия, включая семью, образование, культуру, различные механизмы социализации человека в обществе. У каждого человека есть линия своего рода, где его предки вносили свой индивидуальный вклад в его развитие и выживание. Человек получает последнее биосоциокультурное информационное сообщение от его родителей - отца и матери. Все, что они собрали, накопили - передало ребенку, участвует в его формировании [3]. Следовательно, формирование новой личности с доминирующей духовно-нравственной ориентацией требует не только правильных теорий и совершенных педагогических технологий обучения, но и благоприятных социальных условий, целенаправленной государственной политики и совместных усилий общества и всех его институтов. Ноосферное развитие определяет человеческую мораль как главный фактор равновесия мира. На рубеже двух тысячелетий был определен доминирующий фактор - это духовно-нравственное развитие. «... в ноосфере, писал Вернадский В.И., решающим и определяющим фактором является духовная жизнь человека, его социальная идентификация» [4]. Духовно-нравственное воспитание личности связано с систематической организацией всех социальных институтов и, прежде всего, образования. По словам Егорычева А.М., главной задачей системы образования является формирование культурной личности, а культура - это феномен и процесс духовного развития человека и человечества. Без сомнения, понятие культуры включает в себя сущность духовного. Духовное развитие человека является основой его интегральной культуры: моральной, социальной, экономической, правовой и т. Д., И именно из духовного принципа вытекают нравственные и творческие особенности личности. В 1996-1997 годах А.И. Субетто вводит термин « ноосферизм » в научный оборот . Ноосферизм - это формирование такого «рефлексивного сознания» человечества, поднимающего его разум до уровня ответственности за поддержание Жизни на Земле [5]. Ноосферная Россия - движение, направленное на достижение этой цели. Таким образом, «Человек и общество» в их единстве, в их коллективистском, соборном измерении, пути предоставления всех систем жизнеобеспечения, в результате воспроизводством «жизненных сил» общество, является условием для достижения параметров ноосферного развития России [6].

 

Список литературы:
1. Вернадский В.И. Филосовские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988. 520с. 
2. Батурин В.К. Философско-экономические источники ноосферного развития/ Человек и общество: ноосферное развитие. Монография (по ред. В.Н. Василенко, С.И. Григорьева, В.И. Патрушева, А.И. Субетто). Санкт-Петербург. 2010. 492с. Научный альманах • 2017 • N 1-2(27) | Философские науки 297 https://ukonf.com/na ISSN 2411-7609 Science Almanac 
3. Егорычев А.М. Человек в ноосферном измерении/ Человек и общество: ноосферное развитие. Монография (по ред. В.Н. Василенко, С.И. Григорьева, В.И. Патрушева, А.И. Субетто). Санкт-Петербург. 2010. 492с.
4. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: 1986. 132с. 
5. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. Спб.: Астерион, 2001; 2003. 538с. 
6. Григорьев С.И. Человек и общество: ноосферное развитие. Монография (по ред. В.Н. Василенко, С.И. Григорьева, В.И. Патрушева, А.И. Субетто). Санкт-Петербург. 2010. С. 15.