Основные проблемы таможенного регулирования в Российской Федерации на современном этапе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Основные проблемы таможенного регулирования в Российской Федерации на современном этапе
MAIN PROBLEMS OF CUSTOMS REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
Marina Kldiashvili
Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. В данной статье рассмотрены общие итоги и структура внешней торговли РФ за январь-март 2019-2020 гг. Кроме того, изучены основные проблемы таможенного регулирования в России.
Abstract. This article discusses the overall results and structure of foreign trade of the Russian Federation for January-February 2019-2020. In addition, the main problems of customs regulation in Russia were studied.
Ключевые слова: таможенное регулирование, внешняя торговля, РФ.
Keywords: customs regulation, foreign trade, Russian Federation.
Таможенное регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. Таможенное регулирование на территории РФ осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
По данным таможенной статистики в январе-декабре 2019 года внешнеторговый оборот России составил 672,0 млрд. долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2018 года снизился на 3,0%.
Рассмотрим общие итоги внешней торговли Российской Федерации таблица 1 [5].
Таблица 1.
Итоги внешней торговли Российской Федерации за январь-март 2019-2020 гг, млн. долл. США
Показатель |
Январь-март 2019 г. |
Январь-март 2020 г. |
Темп роста,% |
Оборот |
159 352,4 |
143 485,7 |
90,0 |
Экспорт |
105 235,9 |
89 472,9 |
85,0 |
Импорт |
54 116,5 |
54 012,9 |
99,8 |
Сальдо |
51 119,4 |
35 460,0 |
- |
Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что торговый оборот за январь-март 2020 года составил 143 485,7 млн. долл. США, что на 15 866,7 млн. долл. США меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Экспорт за период снизился на 15 763 млн. долл. США, что соответствует темпу роста в 85%, темп роста импорта за рассматриваемый период составил 99,8%.
Далее рассмотрим структуру внешней торговли Российской Федерации (рисунок 1 [5]).
Рисунок 1. Доля в обороте внешней торговли Российской Федерации основных групп стран за январь-март 2020 года, %
Проанализировав данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что наибольшую долю в обороте внешней торговли Российской федерации имеет Европейский Союз 41,3%, далее доля АТЭС составляет треть от всего оборота 33,2%. Наименьшая доля у ЕАЭС 8%.
Рассмотрим основные проблемы, связанные с таможенным регулированием в Российской Федерации на современном этапе.
1. Проблема соблюдения запретов и ограничений.
Одним из важных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение соблюдения запретов и ограничений. В этой части должностные лица данной государственной структуры, в первую очередь, обеспечивают документальный контроль в целях установления легитимности представляемых документов и правильности их составления, а также содержащихся в них сведений на предмет их достоверности. С 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [2], предусматривающий перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК, а также упрощение таможенных процедур для бизнеса.
Для реализации планов мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования и поддержки доступа на рынки зарубежных стран и экспорта, ФТС России проводится работа по сокращению перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров.
Согласно статистике, приведенной УТОВиЭК ФТС России, по работе сервисов различных ведомств, на сегодняшний день 100 % - й результат поступления документов в автоматическом режиме таможенные органы имеют от сервиса Роскомнадзора РФ (заключения на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) и ФСБ России (зарегистрированные нотификации на ввоз шифровальных (криптографических) средств). В настоящее время не функционируют реестры Министерства сельского хозяйства, Росздравнадзора и Росстандарта России. Следовательно, получение от них электронных разрешительных документов является невозможным. На сегодняшний день остаются не найденными на сервисе Росаккредитации около 2 % сертификатов и деклараций о соответствии и еще 2% приходится на технические ошибки системы.
Важной задачей для практического претворения в жизнь положений законодательства в области экспортного контроля является распознавание рисков и решение проблем осуществления экспортных операций. Для этого участнику внешнеэкономической деятельности необходимо:
- знать о запретах (незнание о запретах делает любую легальную внешнеторговую сделку ничтожной);
- знать об обязанности получения разрешений, для возможности своевременного их получения;
- учитывать запреты и обязанности получения разрешений уже при составлении договора и планировании производства (не учитывать это является риском в бизнесе);
- знать, что несоблюдение предписаний наказывается с применением уголовно-правовых санкций, что, в свою очередь, может привести к потере репутации предприятия, действующего на международном рынке.
2. Антимонопольное регулирование в Евразийском экономическом союзе.
Чтобы рынок функционировал эффективно в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), нужно устранить преграды на пути продвижения товаров и услуг, а также обеспечить полное соблюдение всех общих правил конкуренции в союзных странах. Базовой целью интеграции Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России является создание единого рынка товаров и услуг.
Формирование единой конкурентной политики на территории ЕАЭС уже преодолело большую часть, в которой уклон был на гармонизацию национальных антимонопольных органов и дополняя к этому информационный обмен, а так же проведение совместных расследований нарушений правил конкуренции.
Принятие Четвертого антимонопольного пакета в РФ концептуально направлено на либерализацию антимонопольного регулирования, так же на расширение тех норм, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны в области предупредительного контроля, на подробную регламентацию института пресечения недобросовестной конкуренции (была введена специальная глава в законе), уточнение норм, запрещающих злоупотребление своим положением. Евразийская экономическая комиссия является наднациональным антимонопольным органом, уполномоченным проводить антимонопольные расследования только в отношении компаний – резидентов государств-членов Союза.
Учитывая, что Комиссия активно заключает меморандумы о взаимопонимании с антимонопольными органами других стран, а также включает вопросы конкуренции в соглашения о свободной торговле, следующим шагом может стать закрепление в торговых соглашениях положений, стимулирующих или даже обязывающих начать переговоры о разработке договоренностей, предусматривающих наиболее продвинутые формы сотрудничества в этой сфере.
3. Проблемы взаимодействия таможенных органов и органов внутренних дел в современных условиях.
Правоохранительная деятельность в сфере борьбы с контрафактной продукцией, с контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является многосубъектной. Оперативно-розыскными силами, средствами и методами ее осуществляют, в частности, органы Федеральной службы безопасности (в том числе пограничной службы), Федеральной таможенной службы (ФТС), внутренних дел (ОВД) Российской Федерации, многосубъектность сложилась в силу ряда причин, среди которых:
- историческая преемственность отнесения тех или иных преступлений к подведомственности определенных правоохранительных органов;
- развивающиеся теоретические и законодательные представления об контрабанде, как государственном или, в противовес этому, - экономическом преступлении (ст. 188 УК РФ до декабря 2011 г.), или преступлении против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 226.1 УК РФ [3]);
- специфика внешнеэкономической деятельности и таможенно-пограничного режима, требующие от субъекта оперативно-розыскной деятельности специальных знаний в области таможенного дела.
Наиболее важный момент правового регулирования взаимодействия ОВД и ТС заключается в том, что с его помощью:
- обеспечивается целенаправленность и упорядоченность совместной деятельности;
- устанавливается определенные допустимые пределы отношений, деятельности, каких-либо действий;
- учитываются особенности и возможности взаимодействующих сторон.
Анализируя изложенное, можно отметить, что совершенствование правовых основ взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы, а также ликвидации большинства из названных упущений возможно с помощью принятия специального межведомственного нормативного правового документа на уровне ОВД и ФТС России, регулирующего порядок исследуемого взаимодействия.
Представляется необходимой разработка и двухсторонняя подготовка межведомственного Положения (Инструкции) по вопросам борьбы с уголовно наказуемой контрабандой, обозначенной в УК РФ [3]. Подобный нормативный документ будет отражать объективную потребность в совершенствовании правовой основы регулирования проблем взаимодействия ОВД и ТО в борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой.
В предлагаемом межведомственном нормативном правовом документе необходимо обосновать потребность в совершенствовании правовой основы взаимодействия, определить его направления и формы. Кроме того, необходимо закрепить подготовку и проведение совместных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию контрабанды на основе совместного анализа оперативной обстановки, складывающейся в этой сфере.
4. Проблема борьбы с контрафактами товарами очень актуальна на сегодняшний день. Все большую популярность приобретает подделка продуктов питания, одежды, бытовой химии и так далее. Контрафакт нарушает права обладателей объектов интеллектуальной собственности. Контрафактная продукция наносит вред здоровью граждан, ведь контрафактные продукты питания зачастую не соответствуют должному качеству, в некоторых случаях такие подделки приводят к отравлениям и даже летальному исходу. [4, с.357-362].
Вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности посвящена глава 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). ТК ЕАЭС является рамочным законом для государств-членов ЕАЭС, на основании которого каждое из них разрабатывает нормы и положения в соответствии с национальными принципами. ТК ЕАЭС определено несколько важнейших задач, решаемых таможенными органами. Одной из них является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на территории ЕАЭС.
Следовательно, таможенные органы осуществляют борьбу с перемещением контрафактных товаров. Согласно ст.1515 ГК РФ [1] товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Необходимо отметить следующие основные проблемы борьбы с контрафактной продукцией таможенными органами:
1. Пассивность правообладателей. Таможенные органы выявляют контрафактную продукцию также и по заявлению обладателя объекта интеллектуальной собственности. Но таких заявлений достаточно мало, если бы сами правообладатели участвовали в борьбе с контрафактом, результаты были выше.
2. Ограничения приостановления выпуска товаров в отношении физических лиц. Существуют случаи, когда сами граждане перемещают через границу контрафактные товары, но тогда таможенные органы не имеют полномочий в приостановлении таких перемещений.
3. Трудности в экспертизе контрафактной продукции, в определении сходности до степени смешения. Существуют необходимость в высококвалифицированных специалистах со знаниями и опытом в данной сфере. Также существуют необходимость в установлении специализированных на данном виде экспертиз организациях, работа которых будет предусматривать проведение самих экспертиз и выдачу заключения.
4. Ограниченность таможенных органов в привлечении к ответственности нарушителей. Ведь данные органы могут привлекать лиц лишь к административной ответственности.
5. Многие граждане осознанно покупают и используют контрафактную продукцию, так как она имеет более низкую цену.
Таким образом, по повышению эффективности борьбы с контрафактной продукции таможенными органами предлагаются следующие мероприятия:
1. Активное привлечение правообладателей объектов интеллектуальной собственности к сотрудничеству с таможенными органами.
2. Вовлечение в борьбу с контрафактной продукцией потребителей.
3. Привлечение к ответственности лиц, которые осознанно использую и хранят контрафактную продукцию.
4. Создание специальных учреждений, проводящих экспертизы контрафактной продукции.
5. Расширение полномочий таможенных органов в отношении приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, физических лиц.
6. Расширение полномочий таможенных органов по возбуждению уголовных дел в отношении лиц, перемещающих контрафактные товары.
Таким образом, на сегодняшний день борьба с контрафактной продукцией очень актуальна на сегодняшний день. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют такую борьбу, но необходимо дальнейшее расширение их полномочий. Ведь контрафактные товары наносят ущерб не только экономике, но и здоровью и жизни граждан.