РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Система сбалансированных показателей (ССП, BSC, Balanced Scorecard) представляет собой метод стратегического управления организацией, который основывается на измерении и оценке ее эффективности с использованием набора тщательно подобранных показателей. Система сбалансированных показателей является инструментом стратегического управления, который помогает интегрировать операционные процессы компании со стратегическими целями.
Система сбалансированных показателей представляет собой инструмент, с помощью которого может быть оптимальным образом реализована имеющаяся стратегия так, как она сама по себе не предназначена для того, чтобы формировать новые стратегии.
Оценка управления позволяет определить [1, с. 44]:
- слабые и сильные стороны стратегического плана;
- направления работы;
- факторы, которые могут оказать негативное влияние на стратегию;
- ключевые показатели, которые потребуют корректировки.
По результатам оценки эффективности системы управления составляется матрица, которая представляет из себя свод показателей по следующим блокам [3, с. 10]:
- Стратегический анализ компании.
- Стратегия развития компании
- Стратегические мероприятия.
- Реализация стратегии предприятия.
- Контроль реализации стратегии предприятия.
При проведении оценки системы управления (анкетирования), желательно, чтобы в нем принимали участие как руководители всех ключевых подразделений, так и рядовые работники.
Существующие подходы разработки и внедрения сбалансированной системы показателей не отражают четкий алгоритм действий по реализации стратегии. Остается открытым вопрос о том, какие стратегические методы нужно использовать при выборе стратегических целей, разработке системы показателей, определения мероприятий для достижения стратегически целей [2, с. 19]. Кроме этого, в существующих подходах отсутствует специфика рынка, на котором организация ведет свою деятельность.
Изучение теоретических подходов к применению CCП позволило классифицировать их на 4 основные группы:
- CCП - как система управления;
- CCП как методология управления компанией;
- ССП как система управления;
- CCП как инструмент управления.
Для оценки обоснованности каждой группы взглядов на систему сбалансированных показателей был проведен анализ подходов, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Оценка содержания ССП на основе различных признаков
Подход к ССП |
Сущность содержания ССП |
Наличие в ССП |
ССП как система управления |
Система взглядов с точки зрения способов понимания процессов, явлений, принципов управления |
+ |
ССП как метод управления |
Совокупность способов решения стоящих перед компанией задач на основе исследования процессов |
+ |
ССП как система управления |
Множество элементов, связанных между собой, образующее определенную целостность |
+ |
ССП как инструмент управления |
Средство решения поставленных перед компанией задач |
+ |
Таким образом можно сделать вывод о том, что в ССП существуют атрибуты концепции, метода, системы и инструмента.
Проведем анализ эффективности такой модели подходов к системе сбалансированных показателей:
- применение ССП как концепции целесообразно, поскольку содержит четкое изложения способов понимания, принципов внедрения и разработки$
- использование ССП как метода целесообразно, так как в результате предусматривается достижение поставленных целей путей каскадирования, декомпозиции, формализации, мотивации;
- использование ССП как системы целесообразно, так как в данной системе содержится множество элементов, которые находятся в взаимосвязи друг с другом и в целом они направлены на достижение целей развития компании;
- использование ССП как инструмента целесообразно, так как данная система средств обеспечения решения как стратегических так и текущих целей развития компании через формирование и оценку ключевых показателей эффективности.
Следовательно, использование каждого подхода является целесообразным и должно применяться в комплексе.