Статья:

Государственная защита прав потребителей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рудьева В.А. Государственная защита прав потребителей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74027 (дата обращения: 12.05.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная защита прав потребителей

Рудьева Владислава Анатольевна
магистрант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, РФ, Санкт-Петербург

 

THE USE OF MEDIATION IN CONSUMER DISPUTES

 

Vladislavа Rudyeva

Master’s degree student of Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются формы защиты прав потребителей при участии государства.

Abstract. The article discusses the forms of consumer protection with the participation of the state.

 

Ключевые слова: защита прав, государственная защита прав потребителей, способы защиты.

Keywords: protection of rights, state protection of consumer rights, methods of protection.

 

Сам факт того, что существует Закон РФ «О защите прав потребителей», говорит о важности потребительских правоотношений для государства и необходимости их защиты.

Главой IV Закона предусмотрена государственная и общественная защита прав потребителей. Помимо этого, из смысла всего нормативного акта исходит ясность государственного участия в потребительских отношениях, это выражается по тексту Закона, где установлены права и обязанности субъектов, формы и порядок защиты прав, а в целом - применение императивных и диспозитивных методов регулирования отношений между покупателем и продавцом .

Прямой обязанностью государства является предоставление потребителю права обращения в суд для восстановления и защиты нарушенных прав. Законодательно установленное право на обращение в суд (ст. 17 Закона) [1], конституционные принципы судебного производства – это части системы государственного механизма по защите прав граждан, которые обеспечивает государство как участник потребительских правоотношений.

В связи с этим, потребитель при подаче иска о защите его прав, может предъявить его по своему выбору по месту нахождения организации (ответчика), в случае, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, по месту его его жительства, по месту жительства или пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 3 ст. 333.36 НК РФ. [2]

Право потребителя на государственную защиту обязывает органы государственной власти осуществлять государственный надзор за соблюдением продавцами и изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг обязательных для них требований, обеспечивать доступ потребителей к правосудию, обеспечивать условия для исполнения органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей установленных законодательством полномочий по защите прав потребителей (ст. 40 - 45 Закона).

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти - Роспотребнадзором и включает проверки соответствия деятельности контрагентов потребителя и предлагаемых ими товаров, работ и услуг обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ или в соответствии с ними, пресечение выявленных нарушений, учет и анализ исполнения обязательных требований контрагентами потребителя и вреда, причиненного потребителям в результате их деятельности, ежегодную оценку эффективности всех перечисленных выше надзорных полномочий и подготовку по результатам их исполнения государственного доклада о защите прав потребителей (ст. 40 Закона).

В наиболее проблемных секторах потребительского рынка, таких как финансовые и жилищно-коммунальные услуги, наряду с Роспотребнадзором государственный надзор осуществляют и другие органы власти: Банк России, создавший в своей структуре Службу по защите прав потребителей финансовых услуг, государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Кроме этого, существуют федеральные органы надзора в сферах транспорта, связи и коммуникаций, образования, здравоохранения и др., куда граждане вправе обращаться в случаях нарушения их потребительских прав в соответствующих сферах.

На государственную защиту прав потребителей уполномочены также высшие органы исполнительной власти субъектов РФ. Однако их обязанности определены в Законе весьма общим образом, без какой-либо конкретизации: они осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимают определенные меры. Так что фактически деятельность этих органов в системе защиты прав потребителей определяется ими самими и никому не подконтрольна.

Полномочия органов местного самоуправления конкретнее: рассмотрение жалоб и консультирование потребителей, обращение в суды в их защиту, извещение органа государственного надзора при выявлении по жалобе потребителя товаров, работ, услуг, не соответствующих обязательным требованиям. По мнению Шелищ П.Б. и Мясина Е.Б. [3] исполнение перечисленных полномочий является правом, а не обязанностью этих органов, что не позволяет говорить о праве потребителя на муниципальную защиту, хотя именно эта власть наиболее близка к нему и именно она несет ответственность за его обеспечение жизненно важными товарами и услугами.

Органы государственной власти и местного самоуправления признают и защищают установленные Законом права общественных объединений потребителей, включая права на участие в нормотворчестве в интересах потребителей, на проведение независимой экспертизы товаров, работ и услуг, проверку соблюдения прав потребителей и правил их обслуживания, обращение в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, распространение правовой, товароведческой и иной полезной для потребителей информации, участие в разработке нормативных правовых актов и внесение в федеральные органы исполнительной власти, в организации и в органы прокуратуры предложений в целях защиты прав потребителей.

Общественные объединения потребителей, орган государственного надзора, органы местного самоуправления вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

После удовлетворения судом такого иска его решение обязательно для всех судов, рассматривающих иски потребителей о защите их прав, нарушенных этими действиями, в части оценки, имели ли место такие действия и, кто их совершил.

За нарушение прав потребителя нарушитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с российским законодательством.

Таким образом, государственная защита прав потребителей заключается в создании различных органов государственной власти, наделении специальными полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также в четкой регламентации и разграничении областей защиты, надзоре и контроле за соблюдением прав и интересов потребителей, рассмотрении обращений граждан и принятии эффективных мер по борьбе с нарушениями в области потребительских правоотношений.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» Российская газета, N 8, от 16.01.1996;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, «Парламентская газета», N 151-152, 10.08.2000;
3. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях? М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 4. 176 с.
4. Семенихин В.В. Защита прав потребителей. 4-е изд., перераб. и доп. М. ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. 199 с.;