Статья:

Гегелевская система: Философия духа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Алексеева К.П. Гегелевская система: Философия духа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74263 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гегелевская система: Философия духа

Алексеева Кристина Петровна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются философия духа по гегелевской системе.

 

Ключевые слова: дух, философия, Гегель.

 

Учение о субъективном духе, в состав которого входят такие науки, как феноменология, антропология, психология, посвящено характеристике индивидуального сознания. Гегель связывает духовное развитие личности с интеллектуальным развитием человечества. Другими словами, полезная мысль сделана о социально-исторической природе сознания.

Предметом изучения феноменологии являются такие важные понятия, как разум, самосознание и сознание. Согласно Гегелю, высшей точкой субъективности духа является психологическая доктрина личности, раскрываемая с помощью таких понятий, как репрезентация, восприятие, память, счастье, желание и  другие.

Предметом антропологии является душа. Немецкий мыслитель сосредотачивает большую часть своего внимания на вопросе о специфике духовного расположения человека во взаимодействии с его распространением по всей земле, о различиях людей по возрасту, полу и расе.

В разделе «Объективный дух» Гегель изучает социально-историческую жизнь человечества. Основными понятиями в этом разделе являются понятия морали, семьи, общей истории мира, государства, права, гражданского общества, добра и зла. В главе «Всемирная история» Гегель выражает продуктивные представления о единстве и разнообразии исторического процесса, о его регулярности, о диалектической, целостной, прогрессивной природе истории, о прогрессе и критериях прогресса, о диалектике свободы. и необходимость, о важности использования диалектического метода в изучении истории и некоторых других. [1]

Согласно Гегелю, наиболее важной частью деятельности людей является экономическая деятельность, которая сама по себе означает труд (преобразование труда, изменение природы с помощью инструментов). Гегель говорил, что, используя свои инструменты, человек приобретает власть над внешней природой, но для своих собственных целей он будет ей подчинен.

При изучении мировой истории Гегель выявляет слабости: идеализм, национализм, «герметический историзм» (конец истории в «немецком мире»), затенение социальных противоречий, «мнимая критика» - апологетика существующего, другое.

Для немецкого мыслителя абсолютный дух предстает как форма общественного сознания, которой он уделял особое внимание. В главе «Абсолютный дух» все формы общественного сознания рассматриваются во взаимосвязи, взаимодействии между собой и другими аспектами общественной жизни. [2]

Согласно Гегелю, абсолютный дух был представлен в трех основных формах: философия, искусство, религия. В философии - в форме концепции, в качестве соображения мышления, в искусстве - в форме созерцания, в религии - в форме репрезентации. В то же время философия находится над частными научными знаниями: Гегель показывает ее как «науку о науке».

История философской мысли была изображена Гегелем не как «список мнений», а как фундаментальный процесс движения мысли к истине. В этом процессе определяются категории, которые являются основными для конкретной философской системы. Предыдущее учение о философии в «удаленной форме» включено в более поздние учения. В историко-философской концепции Гегеля одним из серьезных недостатков является «отслеживание материализма». Кроме того, провозглашение своей философской системы «венцом развития» мировой философской мысли можно считать недостатком. [3,144]

 

Список литературы:
1. Гегель Г. В.Ф. Сочинения, т. I-XIV.М. - Л., 1929-1959. -437 с.
2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976. -146 с.
3. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998. -130 с.