Гегелевская система: Философия духа
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Гегелевская система: Философия духа
Аннотация. В данной статье рассматриваются философия духа по гегелевской системе.
Ключевые слова: дух, философия, Гегель.
Учение о субъективном духе, в состав которого входят такие науки, как феноменология, антропология, психология, посвящено характеристике индивидуального сознания. Гегель связывает духовное развитие личности с интеллектуальным развитием человечества. Другими словами, полезная мысль сделана о социально-исторической природе сознания.
Предметом изучения феноменологии являются такие важные понятия, как разум, самосознание и сознание. Согласно Гегелю, высшей точкой субъективности духа является психологическая доктрина личности, раскрываемая с помощью таких понятий, как репрезентация, восприятие, память, счастье, желание и другие.
Предметом антропологии является душа. Немецкий мыслитель сосредотачивает большую часть своего внимания на вопросе о специфике духовного расположения человека во взаимодействии с его распространением по всей земле, о различиях людей по возрасту, полу и расе.
В разделе «Объективный дух» Гегель изучает социально-историческую жизнь человечества. Основными понятиями в этом разделе являются понятия морали, семьи, общей истории мира, государства, права, гражданского общества, добра и зла. В главе «Всемирная история» Гегель выражает продуктивные представления о единстве и разнообразии исторического процесса, о его регулярности, о диалектической, целостной, прогрессивной природе истории, о прогрессе и критериях прогресса, о диалектике свободы. и необходимость, о важности использования диалектического метода в изучении истории и некоторых других. [1]
Согласно Гегелю, наиболее важной частью деятельности людей является экономическая деятельность, которая сама по себе означает труд (преобразование труда, изменение природы с помощью инструментов). Гегель говорил, что, используя свои инструменты, человек приобретает власть над внешней природой, но для своих собственных целей он будет ей подчинен.
При изучении мировой истории Гегель выявляет слабости: идеализм, национализм, «герметический историзм» (конец истории в «немецком мире»), затенение социальных противоречий, «мнимая критика» - апологетика существующего, другое.
Для немецкого мыслителя абсолютный дух предстает как форма общественного сознания, которой он уделял особое внимание. В главе «Абсолютный дух» все формы общественного сознания рассматриваются во взаимосвязи, взаимодействии между собой и другими аспектами общественной жизни. [2]
Согласно Гегелю, абсолютный дух был представлен в трех основных формах: философия, искусство, религия. В философии - в форме концепции, в качестве соображения мышления, в искусстве - в форме созерцания, в религии - в форме репрезентации. В то же время философия находится над частными научными знаниями: Гегель показывает ее как «науку о науке».
История философской мысли была изображена Гегелем не как «список мнений», а как фундаментальный процесс движения мысли к истине. В этом процессе определяются категории, которые являются основными для конкретной философской системы. Предыдущее учение о философии в «удаленной форме» включено в более поздние учения. В историко-философской концепции Гегеля одним из серьезных недостатков является «отслеживание материализма». Кроме того, провозглашение своей философской системы «венцом развития» мировой философской мысли можно считать недостатком. [3,144]