Статья:

Физическая реабилитация как важнейший компонент в системе медицинской реабилитации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Ахметова Н.Ф., Галимов Ф.Х. Физическая реабилитация как важнейший компонент в системе медицинской реабилитации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74304 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Физическая реабилитация как важнейший компонент в системе медицинской реабилитации

Ахметова Нарина Фаритовна
студент, Башкирский государственный медицинский университет РФ, г. Уфа
Галимов Фидан Хатыбалович
КМС по лёгкой атлетике, старший преподаватель, Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа

 

Введение. Согласно определению экспертов Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда, реабилитация - система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных и психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и лиц с ограниченными возможностями в социум, к общественно полезной жизни [5]. Выделяют следующие виды реабилитации:

1. Медицинская реабилитация;

2. Физическая реабилитация;

3. Психологическая реабилитация;

4. Социальная реабилитация;

5. Трудовая реабилитация.

Каждый из перечисленных видов реабилитации выполняет свои функции, но все они преследуют общие цели в виде эффективного и раннего возвращения пациентов и лиц с ограниченными возможностями к трудовой, повседневной и социальной жизни, а также восстановления эмоционально-психологического статуса [1]. В задачи реабилитации входит полноценное восстановление функционального потенциала органов и систем, развитие адаптационных механизмов к осуществлению бытовых и профессиональных функций, реализация мер вторичной профилактики - то есть предупреждение дальнейшего развития патологических процессов в организме индивидуума. Реабилитация сконцентрирована вокруг трёх фундаментальных проблем: медико-биологических последствий болезней, снижения трудоспособности, социальной дезадаптации. Достижение положительных результатов происходит при комплексном воздействии медицинских, психологических, педагогических, социальных, трудовых мероприятий, а также мероприятий физической культуры.

Фундаментом реабилитационного процесса является медицинская реабилитация, которая направлена на полное или частичное восстановление утраченных человеком функций, предотвращение инвалидности, подготовку человека к дальнейшему возвращению к привычным бытовым и трудовым нагрузкам и социуму. Физическая реабилитация входит в состав медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, и способствует улучшению адаптационных резервов организма посредством активных, пассивных и психорегулирующих средств [3]. В свою очередь активные средства включают в себя разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьбу, бег, работу на тренажерах, трудотерапию и т.д.; пассивные средства - массаж, мануальную терапию, физиотерапию, природные факторы; психорегулирующие - аутогенную тренировку, мышечную релаксацию и т.д.

Существуют следующие физиологически обоснованные педагогические принципы реабилитации:

1. Индивидуальный подход;

2. Сознательность;

3. Принцип постепенности;

4. Систематичность;

5. Цикличность;

6. Поочередность;

7. Новизна и разнообразие;

8. Умеренность воздействия.

Несмотря на то, что к настоящему времени существует множество разных способов физической реабилитации, далеко не все они соответствуют перечисленным педагогическим принципам: в реальных условиях нередко игнорируется индивидуальный подход к лицу, проходящему реабилитацию, нарушаются принципы постепенности и систематичности, отсутствует единые требования к проведению реабилитации, что подчёркивает актуальность данной проблемы [2].

Организация и методы исследования. Цель исследования - провести анализ литературных данных о современных аспектах физической реабилитации, её роли в системе медицинской реабилитации. Методы исследования - теоретический анализ и обобщение имеющихся актуальных научно-методических источников литературы. Были использованы отечественные и зарубежные публикации, размещённые в научной базе данных PubMed [6].

Результаты исследования. Для начала автором статьи был выполнен поиск в научной базе PubMed медицинских публикаций о физической реабилитации. Запрос осуществлялся по словосочетанию "physical rehabilitation". Был выявлен существенный рост числа публикаций по данной теме: так, в 2005 году по такому запросу было 4,947 публикаций, в 2010 - 7,372 публикаций, в 2015 - 12,773, а в 2019 - 13,888 научных публикаций. Данные цифры свидетельствуют о возрастающем интересе к физической реабилитации со стороны медицинских специалистов, а также более широком распространении физической реабилитации в медицинской сфере [6].

Согласно отечественным и зарубежным медицинским научным источникам, физическая реабилитация демонстрирует свою эффективность в следующих отраслях медицины:

1. Травматология и ортопедия: при переломах костей конечностей, таза, позвоночника, повреждениях суставов, челюстно-лицевых травмах, ожогах, нарушениях осанки, разнообразных спортивных травмах и др.;

2. Кардиология: при атеросклерозе, ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, гипо- и гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии, приобретённых пороках сердца, заболеваниях вен и др.;

3. Пульмонология: при бронхиальной астме, эмфиземе лёгких, бронхите, бронхоэктатической болезни, пневмонии, пневмосклерозе, плевритах и др.;

4. Хирургия: при операциях на органах брюшной полости, на сердце, крупных сосудах и легких;

5. Неврология: при цереброваскулярной патологии, поражении спинного мозга, остеохондрозе позвоночника, заболеваниях и травмах периферической нервной системы, черепно-мозговых травмах, неврозах и др.;

6. Педиатрия: у детей с врождёнными аномалиями развития, при кардиологических, пульмонологических, неврологических детских заболеваниях;

7. Акушерство и гинекология: в периоде беременности, родов и послеродовом периоде;

8. Гастроэнтерология: при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах, опущениях брюшной полости;

9. Эндокринология: при ожирении, сахарном диабете;

10. Ревматология: при заболеваниях суставов, подагре;

11. Уронефрология: при заболеваниях органов мочевыделения.

Отдельного внимания заслуживает применение физической реабилитации у лиц с инвалидностью: показано, что она может быть эффективна у лиц с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата (например, после ампутаций), с нарушениями интеллекта, с сенсорно-речевыми нарушениями (например, нарушением слуха или зрения).

Для разработки единого подхода к организации физической реабилитации австралийским учёным Тимоти Старком была предложена иерархическая схема общих принципов физической реабилитации. По мнению учёного, предложенная пирамида обеспечит врачу и пациенту лучшее понимание всего процесса реабилитации, каждого предпринимаемого шага, а также позволит отслеживать весь процесс реконвалесценции и движения вперёд по пути к восстановлению функциональных резервов [4]. Пирамида состоит из пяти ступеней: на начальном этапе реабилитации врач-реабилитолог и пациент находятся на низшей ступени, в процессе лечения поднимаются всё выше и выше. Выделяются следующие ступени пирамиды физической реабилитации (перечисление от низшей ступени к высшей):

1. Щадящие физические и психические нагрузки на организм;

2. Умеренные нагрузки на сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы;

3. Прогрессирующая стабилизация достигнутого состояния;

4. Активизация ресурсных систем организма;

5. Возвращение к привычным повседневным нагрузкам.

Соблюдение порядка и выполнения перечисленных простых ступеней может быть полезным для пациента при различных соматических патологиях, однако все процессы реабилитации, включая и пирамиду Старка, должны проводиться строго под контролем специалиста во избежание непредвиденных последствий.

Для контроля за проводимой физической реабилитацией используют следующие методы:

  • Медицинская диагностика, включающая стандартный комплекс врачебных исследований, таких как сбор анамнеза, физикальный осмотр, клинико-лабораторные методы;
  • Функциональная диагностика, включающая использование инструментальных методов (ЭКГ, спирографии, функциональных проб и т.д.) для оценки витальных показателей;
  • Мотодиагностика, включающая определение двигательных возможностей пациента, его способности к выполнению трудовых и бытовых функций с помощью различных проб, двигательных тестов и других методик;
  • Психодиагностика, включающая экспериментально-психологическое исследование, позволяющее оценить изменения психических функций, комплаенс пациента и его эмоционально-психический статус [3].

Заключение. За последние десятилетия увеличился интерес со стороны общественности к такому направлению медицинской реабилитации, как физическая реабилитация. Физическая реабилитация, включающая довольно обширный комплекс средств: лечебную физическую культуру, физиотерапию, лечебный массаж, трудо- и механотерапию, - успешно дополняет проводимые лечебные мероприятия и позволяет пациенту сохранить трудо- и дееспособность, восстановить временно утраченные функции, своевременно вернуться к привычной повседневной жизни. Физическая реабилитация требует как индивидуального подхода к каждому пациенту в зависимости от имеющегося заболевания, степени потери дееспособности, социально-демографических факторов, так и комплексного подхода, который может быть реализован посредством подключения других видов реабилитации и медицинских специалистов.

 

Список литературы:
1. Быковская Т. Ю. Основы реабилитации: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. Б. В. Кабарухина – Ростов н/Д :Феникс, 2015. – 430 с.
2. Медицинское обслуживание и реабилитация: деятельность ВОЗ. - 2020 [Электронный ресурс] - URL: https://www.who.int/disabilities/care/activities/ru/ (дата обращения 03.04.2020).
3. Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 1 : учеб. для студ. учреждений высш. мед. проф. образования / [С. Н. Попов, О. В. Козырева, М.М.Малашенко и др.] ; под ред. С.Н. Попова. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
4. Шахлина Лариса Ян-Генриховна Физическая реабилитация. Современные аспекты // ППМБПФВС. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-reabilitatsiya-sovremennye-aspekty (дата обращения: 16.04.2020)
5. National Center for Biotechnology Information. PubMed. - 2020 [Электронный ресурс] - URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/ (дата обращения 05.04.2020).
6. Stark TW. Introduction of a pyramid guiding process for general musculoskeletal physical rehabilitation. Chiropr Osteopat. 2006;14:9. doi: 10.1186/1746-1340-14-9.