Статья:

Методы и факторы оценки себестоимости продукции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Заречнова В.В. Методы и факторы оценки себестоимости продукции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74407 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы и факторы оценки себестоимости продукции

Заречнова Вера Владимировна
магистрант, ФГБОУ ВО Самарский государственный экономический университет, РФ, г. Самара

 

METHODS AND FACTORS FOR ASSESSING THE COST OF PRODUCTION

 

Vera Zarechnova

Master’s student, Samara state University of Economics, Russia, Samara

 

Аннотация. В статье рассмотрены методы и показатели оценки себестоимости, факторы, влияющие на себестоимость продукции.

Abstract. The article discusses the methods and indicators of cost estimation, factors affecting the cost of production.

 

Ключевые слова: себестоимость продукции; методы учета затрат; калькулирование; факторы, влияющие на себестоимость продукции.

Keywords: the cost of production; cost accounting methods; costing; factors affecting the cost of production.

 

Каждое предприятие, которое выпускает продукцию или оказывает услуги, обязательно производит расчет себестоимости выпущенной продукции или оказанных услуг. Это делается на разных стадиях, начиная от этапа проектирования и, продолжая в течение всего жизненного цикла продукции, работ и услуг.

Себестоимость продукции — это объективная экономическая категория, которая характеризует уровень производства и управления, может быть определена в сфере снабжения, производства, сбыта в соответствии с целевым назначением и может быть использована для оценки результатов во всех видах деятельности: снабженческой, производственной, сбытовой и инвестиционной. Данная категория образует основу цены товаров (работ, услуг) и представляется одним из главным элементов, определяющих величину прибыли. [1, с. 265]

Для контроля за уровнем производственных затрат, планирования доходов и расходов, определения фактической себестоимости продукции используются различные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Рассматривая подходы в современной экономической литературе, посвященные вопросам управления себестоимостью продукции, можно выделить основные методы управления и учета затрат и представить «итоговую» классификацию на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Методы учёта и управления затратами

 

Стоит отметить и зарубежные методы учета затрат, такие как Standard Costing, Absorption Costing, Direct Costing, метод АВС, Just In Time, метод LCC, Target costing, Kaizen costing.

В Германии, например, широко используется такой метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), как контроллинг. В организации существует служба контроллинга, в которую поступает информация из бухгалтерии, плановой и финансовой служб. На основании проведенных расчетов главный контроллер предлагает руководству организации рекомендации по сокращению затрат и увеличению прибыли и сбыта продукции.

Таким образом, видно насколько разнообразны методы учета затрат, применяемых в отечественном и зарубежном бухгалтерском учете.

Для любого предприятия качество решений, которые принимаются относительно управления себестоимостью, является гарантией ее эффективной работы. Себестоимость продукции является комплексным понятием, и она зависит от влияния большого числа различных факторов.

Классификация факторов, которые влияют на себестоимость продукции:

1. Факторы, которые влияют на себестоимость продукции можно подразделить на технические и технологические. К техническим относят: внедрение новых технологий, техники и современного оборудования, автоматизацию производства и т. п. К технологическим можно отнести: использование новых видов ресурсов, изменение ассортиментного ряда продукции, изменение цикла производства продукции, безотходное производство, совершенствование технологии и т. д.

2. По времени возникновения выделяют планируемые (ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов) и внезапные факторы (производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий).

3. По месту возникновения факторы делятся на:

  • Внутрипроизводственные – это те факторы, на которые непосредственно влияет руководство предприятия (мотивация сотрудников, высвобождение рабочих и т. д.);
  • Внепроизводственные – это факторы внешней среды, на которые данное предприятие не может оказать влияния (стоимость сырья, топлива, оборудования и т. д.).

4. С помощью производительности труда можно определить какой объем работ выполняет один рабочий за единицу времени. Еще одним важным способом снижения себестоимости является экономия на таких видах ресурсов как сырье материалы и топливно-энергетические ресурсы.

Также можно снизить себестоимость, если увеличить масштаб производства, производить больший ассортимент продукции. Этого можно достичь с помощью механизации и автоматизации производственных процессов.

Таким образом, важным моментом в изучении себестоимости является рассмотрение факторов, которые влияют на показатель себестоимости и определение основных направлений по её снижению. От того, как предприятие решает данный вопрос, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. [2, с. 414]

 

Список литературы:
1. Адлер, Ю. П. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? / Ю. П. Адлер, С. Н. Щепетова, Стандарты и качество, 2017. № 12. - C. 265
2. Андруша, В. А. Пути снижения себестоимости продукции/ В. А. Андруша, И. А. Серебряная// Строительство и архитектура – 2015: материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 26-27 нояб. 2015 г. – Ростов-на-Дону : Редакционно-издательский центр РГСУ. - С. 414-415
3. Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник для бакалавров / В. Э. Керимов. - 8-е изд., перераб., и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 384 с.
4. Чалдаева, Л. А. Экономика организации: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Л. А Чалдаевой, А. В. Шарковой – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 339 с.