Статья:

Направленность самоотношения подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бобылева Ю.О. Направленность самоотношения подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74446 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Направленность самоотношения подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости

Бобылева Юлия Олеговна
студент Оренбургского Государственного Педагогического университета, РФ, г. Оренбург

 

Отношение человека к самому себе, к своей личности очень важно для благополучного социального и психологического факторов развития человека. Когда человек проявляет себя как сознательный субъект, совершает действия по отношению к окружающему миру и окружающим людям, все это не обходится без отсылки на отношение личности к самому себе. Именно поэтому проблема самоотношения является такой важной для психологии.

М.И.Лисина писала: «Сформировавшееся самоотношение играет большую роль в восприятии человеком других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценке. И именно эмоционально–ценностное отношение к себе детерминирует развитие регулятивного компонента самосознания, а также обуславливает индивидуальный стиль поведения личности. Аффективный компонент определяет отношение субъекта к миру и задает смысловые ориентиры в жизнедеятельности человека».

Самоотношение – это совокупность эмоциональных и ценностных установок по отношению к собственному «Я». Оно определяется тем, принимает человек себя или не принимает. Это можно определить по внутренним оценкам личности. Человек может испытывать по отношению к себе чувство самоодобрения, самообвинения, самопохвалы или самопорицания.

Подростковый возраст начинается от 10–11 лет и, как правило, завершается в 14–15 лет. Главной характеристикой этого периода являются резкие качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития. На фоне всего этого у ребенка протекает психологический кризис. Подросток, согласно социальной ситуации развития совершает переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости и занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходит отделение от взрослых и присоединение к группам сверстников. Психологические особенности подросткового возраста складываются из образа жизни ребенка, общественных норм и условий, а также воспитания и характера его жизнедеятельности. У подростка часто меняются увлечения. От того какую в итоге ведущую деятельность для себя он выберет, будет зависть становление его как личности. В подростковом возрасте самоотношение складывается одновременно из двух составляющих: значимость оценок других людей, с другой стороны – ориентация на собственные внутренние критерии, на самооценку. Поэтому подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования самоотношения. Отклоняющееся от общепринятых норм поведение не является уникальным и новым, но исследование причин появления и профилактика становиться особенно актуальной в наше время, когда происходит переломный период развития общества.

В своем исследовании мы остановились подробнее на таком виде нарушений, как киберкоммуникативная зависимость. А.В.Тончева пишет: «Киберкоммуникативная зависимость – это зависимость личности от общения в наиболее популярной сегодня коммуникационной среде Интернет – социальной сети, которая может быть определена как виртуальная сеть личных веб-страниц пользователей, содержащих персональную информацию о пользователе, которая позволяет устанавливать и поддерживать связи с другими пользователями сервиса».

Интернет–зависимость становится все более глобальной в связи с ростом количества интернет пользователей в России и в мире. Ежедневно к Всемирной Паутине подключаются все больше пользователей. Это связано с тем, что в настоящее время практически все сферы жизни обязывают людей использовать компьютер и Интернет в своей деятельности, поэтому актуализировалась проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе   А. Голдбергом и К. Янгом еще в середине восьмидесятых годов. Интернет является увлекательным способом ухода от реальности. Особенно обостряется этот уход в подростковом возрасте.

В нашем исследовании приняло участие 63 респондента, в состав выборки входило 33 девочки и 30 мальчиков, возраст которых составляет 14-15 лет. Все респонденты учащиеся Дедуровской средней общеобразовательной школы.

Целью исследования являлось проведение сравнительного анализа направленности самоотношения подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости.

В данной статье мы ставим перед собой следующие задачи: провести теоретический анализ литературы по теме исследования, организовать и провести исследование уровня самоотношения подростков, а также уровня киберкоммуникативной зависимости с помощью выбранных нами методик, обработать результаты эмпирического исследования, провести сравнительный анализ влияния уровня киберкоммуникативной зависимости на самоотношение подростка.

Обследование проводилось при помощи следующих психодиагностических методик:

1. Опросник самоотношения (ОСО) авторы В.В. Столин, С.Р. Пантилеев

2. Опросник на киберкоммуникативную зависимость автор А.В. Тончева

Первая методика, которую мы применили в нашей работе, это Опросник самоотношения, разработанный В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым в 1985 году. Он направлен на определение уровня самоотношения личности к самому себе.

Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий или готовность к ним в отношении к своему «Я».

В качестве исходного мы принимаем различие содержания «Я-образа» - знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт и самоотношения. В.В. Столиным была предложена модель строения самоотношения, согласно которой: «Личное «Я», характер и качества оцениваются человеком по отношению к мотивам, которые выражают потребность в самореализации. На протяжении жизни человек узнает себя и собирает информацию о себе, которые в свою очередь составляют его представления о себе». Естественно, они не могут быть ему безразличны: то, что в них содержится, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его устойчивого отношения к самому себе. При помощи данной психодиагностической методики выявляются уровни развития следующих аспектов самоотношения: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других.

Данная методика позволила нам выявить уровень развития самоотношения той же самой выборки, состоящей из 63 учащихся 8-9 классов Дедуровской средней общеобразовательной школы.

В результате психодиагностической работы нами получены следующие результаты. Самоуважение как признак не выражен у 25,4% респондентов (16 человек), выражен у 65,1% респондентов (41 человек), ярко выражен у 9,5% респондентов (6 человек). Таким образом, почти 75% школьников уверены в себе, вполне самостоятельны, могут составить режим своего дня и следовать ему. Эти подростки вполне энергичны, находятся в гармонии с самим собой. Однако при этом, у одной четвертой данной выборки, а именно у 25,4% респондентов, субъективная эмоциональная оценка собственной значимости не выражена. Иными словами, эти подростки не удовлетворены собой, как личностью и чувство собственного достоинства у них снижено. Эта категория юношей испытывает чувство неполноценности, ущербности, чувство того, что не достойны того, что имеют. Это все оказывает негативное влияние на психическое состояние и поведение личности. Подростки очень ранимы и резко воспринимают все то, что касается их самооценки. Одобряют себя в целом и в существенных частностях, доверяют себе и имеют позитивную самооценку, согласно выбранным ответам, 34 человека, что составляет 54% от выборки. Такие дети, в нашем случае подростки, уверены в себе и своих силах и знают, что смогу справиться с критическими ситуациями.

Шкала «Самоинтерес» отражает интерес личности к своим чувствам и мыслям. Признак по шкале Самоинтерес выявлен в большей мере у 36,5% подростков, то есть 23 учащимся интересны собственные мысли и чувства, а 44,4% школьников (28 человек) не готовы признать интерес собственной личности и не уверены в том, что она интересны для окружающих.

Шкала «Аутосимпатия» — это основа психического здоровья индивида, его цельности. Признак Аутосимпатия отражает представление личности о себе, то, насколько человек себя ценит. У 14,3% респондентов (9 учащихся) данное ощущение не выражено, им свойственно не уважать себя, они часто не довольны своей жизнью, как правило застенчивы. Чувство аутосимпатии присуще 85,7% респондентов (средний (у 33 учащихся) и высокий (у 21 учащегося) уровни), из них у 33,3% оно выражено очень ярко - высокий уровень. Для данной группы подростков характерна хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, это служит источником устойчивой адекватной самооценки.

Шкала «Ожидаемое отношение от других» отражает то, что человек ожидает от других людей по отношению к себе, это могут быть позитивное или негативное чувства. Среди испытуемых 38,1% считают, что по отношению к ним окружающие не чувствуют симпатию. У 50,8% выражено ожидание позитивного отношения от других людей. И лишь у 11% данная характеристика ярко выражена.

Шкала «Глобальное самоотношение» отражает жизненную важность для человека быть принятым окружающими и характеризуется самоотношением. Субъект переносит внутрь себя то, как относятся к нему другие люди, принимают или отвергают его. Шкала Глобальное самоотношение показывает, что личность воспринимает себя, основываясь не только на свои качества, но и на оценку этих качеств. Оценка своих качеств в негативном ключе тоже может входить в Я-образ, например появление черты самокритичность.

Необходимо отметить, что человек, которые низко оценивает себя по какой-то черте, не будет утрачивать самоуважения только в одном случае. Если та самая заниженная черта менее важна для данного человека, чем искренность перед самим собой, самокритика и подобные черты личности. Низкий уровень глобального самоотношения выявлен у 27,5% респондентов (17 учащихся), средний уровень – у 55,5% (35 учащихся), высокий уровень глобального самоотношения выявлен у 17,5% (11 учащихся). Таким образом, мы наблюдаем, что у большинства подростков, которые участвовали в исследовании, шкала Глобальное самоотношение имеет средний уровень, что характеризует данных учащихся, как относящихся к себе в целом положительно. У 17,5% опрошенных подростков отношение к собственному «Я» имеет высокий уровень и ощущает собственную ценность. И 27,5% респондентов относятся к себе негативно.

Полученные в результате применения Опросника данные представим в виде таблицы.

Таблица.

Полученные результаты

          Аспекты самоотношения

 

Уровень развития признака

Глобальное самоотношение

Самоуважение

Аутосимпатия

Самоинтерес

Ожидаемое отношение от других

Низкий

уровень

27

25,4

14,3

44,4

38,1

Средний уровень

55,5

65,1

52,4

19

50,8

Высокий уровень

17,5

9,5

33,3

36,6

11

 

Вторая методика, которую мы применили в нашей работе, это Опросник на киберкоммуникативную зависимость автор А.В. Тончева.

Одной из задач исследования было разделить испытуемых на три группы по степени выраженности киберкоммуникативной зависимости. Для выявления степени выраженности этой характеристики, а также для последующего разделения испытуемых на группы была проведена математическая обработка данных исследования. Полученные показатели киберкоммуникативной зависимости представим в виде таблицы.

Таблица 2.

Полученные показатели киберкоммуникативной зависимости

п/п

Уровни, виды, типы

Абсолютное значение (человек)

%

1

Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости

23

36,5

2

Средний уровень киберкоммуникативной зависимости

22

35

3

Высокий уровень киберкоммуникативной зависимости

18

28,5

 

При проведении математической обработки данных выборка была поделена на три группы по показателю киберкоммуникативной зависимости. В первую группу вошли 23 респондента с низкой склонностью к киберкоммуникативной зависимости, во вторую группу – 22 респондента с средней склонностью к киберкоммуникативной зависимости и в третью группу – 18 респондентов с высоким уровнем киберкоммуникативной зависимости.

Всегда в беспрерывном режиме «онлайн» более 2-х часов в сутки находятся 8% респондентов (5 человек), 11,1% респондентов (7 человек) – очень часто, часто в беспрерывном режиме «онлайн» - 20,6% (13 человек), иногда – 47,6% (30 человек), очень редко – 12,7% (8 человек), 

Отвечая на вопрос «Как часто Вы испытываете непреодолимое желание использовать социальную сеть?», опрашиваемые школьники отметили следующие варианты: всегда – 4,8% (3 человека), очень часто – 8% (5 человек), часто – 30,2% (19 человек), иногда – 46% (29 человек), очень редко – 11,1% респондентов (7 человек). Очень часто используют социальную сеть, чтобы уйти от личных проблем, 6,3% респондентов (4 человека), часто – 14,3% (9 человек), иногда – 27% (17 человек), очень редко – 52,4% (33 человека), при этом вариант ответа «Всегда» не был отмечен ни одним учащимся.

Общий вывод, который можно сделать на основе результатов.  полученных по данной методике, таков:

– Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости (от 0 до 49 баллов) выявлен у 23 подростков, что составляет 36,5% всех опрошенных школьников;

– Средний уровень киберкоммуникативной зависимости (от 50 до 79 баллов) выявлен у 22 подростков что составляет 35% всех опрошенных школьников;

– Высокий уровень киберкоммуникативной зависимости (от 80 до 100 баллов) – у 18 подростков, что составляет 28,5% всех опрошенных школьников.

Таким образом, социальные сети оказывают влияние на повседневную жизнь современных школьников и являются причиной некоторых проблем у 35% опрошенных девятиклассников; а значительные проблемы в жизни вызывает использование социальных сетей у 28,5% опрошенных подростков.

Подростки с повышенным уровнем зависимости характеризуются высокой социальной пластичностью и эмоциональностью. Также им характерны обособленность от окружающих, равнодушие, импульсивность, неаккуратность. Школьники с высоким уровнем киберкоммуникативной зависимости не настойчивы, как правило безответственно подходят к решению каких-либо вопросов, беспечно относятся к своей жизни и к проблемам близких людей. Для них характерны постоянное пребывание в социальной сети, а также наличие эмоциональных и поведенческих компонентов зависимого поведения. Таким образом, подростки с повышенной зависимостью предпочитают держать дистанцию в общении с людьми в реальном мире, иметь обособленную позицию, склонны к необдуманным поступкам. Группа с высоким показателем зависимости характеризуется неумением, а в некоторых случаях нежеланием, настоять на своем. Школьники из этой группы не выполняют свои обязанности, не следуют принятым в обществе нормам поведения, не принимают новые правила или традиции. Отсутствует душевная теплота и присутствует низкая потребность в общении. Высокий уровень киберкоммуникативной зависимости всегда сопровождают негативные проявления, такие как - агрессия и нервоз при отсутствии возможности посетить «страницу» в социальной сети. Такие респонденты, столкнувшись с проблемой выхода в интернет, испытывают раздражение и злость. Для данной группы подростков социальные сети становятся убежищем от проблем и сложностей в реальной жизни.

Подростки, у которых выявлен пониженный уровень зависимости, как правило, отличаются низкой социальной пластичностью, уважают других, хорошо себя контролируют, аккуратны, настойчивы и ответственны. Такие школьники характеризуются привязанностью, теплотой, хорошо контролируют свое поведение, предусмотрительны и любознательны, отличаются высоким социальным темпом.

Те подростки, у которых выявлен средний уровень киберкоммуникативной зависимости демонстрируют периодическое проявление признаков зависимости. У таких школьников могут быть периоды беспрерывного пребывания в социальной сети, которые резко меняются полным отсутствием в них.  

Полученные данные в результате диагностического исследования и результаты статистической обработки этих данных позволяют нам сделать следующие выводы. Школьники, у которых имеется киберкоммуникативная зависимость, отличаются заниженной самооценкой, у них отсутствует уверенность в себе, они скрытны, замкнуты в себе, им сложно устанавливать межличностные контакты. Такие подростки ведут себя отчуждённо, депрессивны, эмоциональной неустойчивы, отказываются нести ответственность за свои поступки, неорганизованные, у них постоянное чувство вины, постоянно недовольны собой. Для них характерны зависимость от мнения окружающих людей, они не могут самостоятельно принять решение, импульсивность, низкий самоконтроль, низкая дисциплинированность, неумение контролировать эмоции и поведение. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования была подтверждена.

Полученные результаты сравнительного анализа профилей самоотношения подростков с различным уровнем киберкоммуникативной зависимости позволяют нам сделать вывод о негативном влиянии высокого уровня Интернет–зависимости на уровень глобального самоотношения. В процессе обработки данных мы обнаружили, что отсутствует связь между показателями киберкоммуникативной зависимости и показателями Самоуважение и Самоинтерес. Это говорит о том, что среди числа зависимых могут оказаться подростки с разным уровнем самооценки. Так же школьники не признают того факта, что у них имеются проблемы с контролем времени, проведенного в социальных сетях и наличие сложностей в реальном общении. Киберкоммуникативная зависимость не ведет к снижению самооценки, поскольку виртуальное общение в среде сверстников оценивается как необходимый атрибут современного человека. Так же выявлено, что высокий уровень киберкоммуникативной зависимости негативно влияет в целом на направленность самоотношения подростков. Чем выше показатель киберкоммуникативной зависимости, тем ниже уровень глобального самоотношения. Необходимо отметить, что в социальных сетях существуют свои правила общения. Они основаны не только на общении, но и на то, как человек себя презентует, какой образ создает. Большинство людей используют социальные сети для того, чтобы посмотреть и изучить презентацию других. Все это приводит к тому, что реальное общение постепенно исчезает из жизни человека, а виртуальное занимает приоритетное место и существует риск, что восприятие своего Я в интернете будет высок на уровне с самооцениванием себя. В то время, как в реальном общении образ Я не будет соответствовать виртуальному восприятию себя.

Таким образом существует серьезная проблема, связанная с тем, что общение с реальными людьми уходит из жизни подростка и происходит его замена на виртуальное. Еще одна опасность – это неумение выражать свои мысли и чувства, трудности в адаптации в новой компании, повышенная чувствительность к критике и обидчивость. Есть подростки, которым трудно высказывать свои мысли, свою точку зрения, потому что присутствует страх, что их осудят реальные люди. Однако в виртуальном мире он описывает свои чувства, эмоции, не боясь, что его не поймут. Все это подросток пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями.