ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
FEATURES OF THE FORMATION OF PSYCHOEMOTIONAL SELF-REGULATION OF PRESCHOOLERS WITH ASD AS A CONDITION OF PREPARATION FOR SUCCESSFUL SCHOOLING
Alena Kabanova
Undergraduate, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky - BSU, Russia, Bryansk
Аннотация. В статье говорится о детях с расстройством аутистического спектра, что для них характерно. Также рассматривается проблема обучения детей и их готовность к успешному преодолению трудностей, возникших в его процессе. Описывается исследование о сформированности навыка умения ориентироваться на указания взрослого и осуществлять учебную задачу. В исследовании сравниваются результат.
Abstract. The article talks about children with autism spectrum disorder, which is typical for them. It also considers the problem of teaching children and their readiness to successfully overcome the difficulties that have arisen in its process. The article describes a study on the formation of the skill of being able to orientate itself on the instructions of an adult and to carry out an educational task. The study compares the outcome.
Ключевые слова: Расстройство аутистического спектра (РАС), образовательная деятельность, дошкольники с РАС, нейротипичные дошкольники.
Keywords: Autism spectrum disorder (ASD), educational activities, preschoolers with ASD, neurotypical preschoolers.
На сегодняшний день расстройство аутистического спектра (РАС), наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте, потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и, что именно нарушается у такого ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Образование и «вхождение в жизнь социальную» особенного ребенка остается трудноразрешимой задачей семьи, в которой живет особенный ребенок. Следовательно, нет четкой системы его лечения/помощи, а также дальнейшей адаптации и реабилитации [2].
Актуальность изучения проблемы психоэмоциональной саморегуляции детей с РАС в процессе обучения в школах обусловлена постоянно растущими статистическими данными, ведь детей, которые имеют проблемы в поведении и, соответственно, в саморегуляции, учителя не любят, поэтому у детей с РАС высокая вероятность быть «нелюбимым» в классе. В последние годы количество детей с РАС значительно выросло, и вместе с ней улучшилась диагностика и организация работы по оказанию специализированной помощи особенным детям и их семьям. Под организацией оказания помощи детям с РАС подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психологических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют РАС. Особое значение предается психокоррекционной помощи и реабилитации, которые способны изменить качество жизни ребенка с РАС и его семьи, также и улучшить его социальную жизнь, адаптацию, далее интеграцию в общество сверстников [2,3].
Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться комплексно и системно при работе всех органов чувств (каналов восприятия) с учетом ресурсов ребенка.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ должна иметь непрерывный целесообразно-организованный характер, при этом учитывая особенности развития ученика и его особые потребности на разных возрастных этапах. Процессы обучения, воспитания и социализации личности ребенка будут эффективными при условии их интеграции и взаимодействии с друг другом [1].
Самое главное правило в работе с ребенком с РАС, которое нужно всегда помнить! Ребенка с РАС надо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой!
При обучении в школе дошкольникам с РАС необходимо много сформированных навыков, один из них это умение ориентироваться на указания взрослого и осуществлять учебную задачу. Сформированность данного навыка у дошкольников с РАС мы проверили с помощью методики «Выкладывание елочки» (У.В. Ульенкова), сформированность данного навыка мы проверили еще и у дошкольников нейропитичного развития. Полученные данные мы сравнили и описали.
По результатам проведенной методики, мы видим, что у нейротипичных дошкольников умение ориентироваться на указания взрослого и принятие учебной задачи наиболее развито, по сравнению с дошкольниками с РАС.
У большинства нейротипичных дошкольников уровень успешности по методике соответствует второму уровню 42%, а у большинства дошкольников с РАС уровень успешности соответствует третьему уровню 42%.
К первому уровню, по данной методике, относятся дошкольники, которые уверенно оценивали результат своего труда, с самого начала они поняли принципы выполнения задания. С помощью установленных правил проводили сравнение своей работы с заданным взрослым образцом выполнения задания. В группе нейротипичных дошкольников на данном уровне 25%, а в группе дошкольников с РАС 8%.
Дети, которые спешили начать выполнение задания, желая только сложить елочку, относятся ко второму уровню. Нужного результата не достигли, но самостоятельно этого не поняли, так как не сравнивали свою работу с данным образцом, выполняли задание без опоры на образец. Сравнивать начинали и вообще начинали обращать внимание на образец только после подсказки взрослого. Затем дошкольники начинают устранять допущенные ошибки, притом самостоятельно, а также исправление ошибок сопровождают объяснением, опираясь на правила выкладывания фигур. В группе нейротипичных дошкольников на данном уровне 42%, а в группе дошкольников с РАС 33%.
К следующему уровню, относятся дети, которые как бы примеряют/прикладывают, но, тем не менее, допускают ошибки при выполнении задания. Ошибок не замечают, даже после подсказки взрослого. Последовательность своих действий объяснить не могут, помнят только одно правило – сложить елочку. Третьему уровню в группе нейротипичных дошкольников соответствует 25%, в группе дошкольников с РАС соответствует 42%.
На четвертом же уровне дошкольники понимали цель выполнения задания частично. Понимали только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, без опоры на образец, который им вообще был не важен. Дошкольники выкладывали «любую» елочку, выполненным заданием и получившимся результатом были очень довольны: «Хорошо получилось», «Хорошо» (слово/ жест), «Красивая, мне нравится», «Елка получилась» и другие. В группе с нейротипичными дошкольниками на данном уровне 8%, а в группе дошкольников с РАС 17%.
Данные, полученные в ходе исследования можно увидеть в наглядном виде на рис. 1.
Рисунок 1. Результаты исследования умения ориентироваться на указания взрослого и принятия учебной задачи у нейротипичных дошкольников и дошкольников с РАС по методике «Выкладывание елочки» (У.В. Ульенковой) – в %
Таким образом, основываясь на данные, полученные при диагностике, можно сделать следующие выводы. У дошкольников с нормальным развитием данный навык сформирован и они готовы к успешному обучению в школе. У дошкольников с РАС умение ориентироваться на указания взрослого и принятие учебной задачи только формируется, это указывает на необходимость вмешательства в формирование данного навыка и внесения своевременной корректировки, чтобы в дальнейшем при обучении в школе избежать трудностей и приобрести успешность в преодолении их.