Статья:

Творческое мышление у студентов, обучающихся в условиях вынужденного дистанционного обучения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Лактионова Д.Е., Яворская М.В. Творческое мышление у студентов, обучающихся в условиях вынужденного дистанционного обучения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75045 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Творческое мышление у студентов, обучающихся в условиях вынужденного дистанционного обучения

Лактионова Диана Евгеньевна
студент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации, РФ, г. Владивосток
Яворская Марина Владимировна
старший преподаватель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В данной статье изучается творческое мышление у студентов, обучающихся в условиях вынужденного дистанционного обучения. Было выявлено, что у большинства студентов креативность находится на нормальном и выше среднего уровнях в условиях вынужденного дистанционного обучения. Вербальное и образное мышление находится в пределах нормы и студенты не отмечают ярких изменений в своей творческой деятельности, однако есть и те, у которых наблюдается повышенная креативность и творческость в связи со сложившейся ситуацией.

 

Ключевые слова: мышление, креативность, студент, дистанционное обучение, творческое мышление.

 

Актуальность данной темы связана с необходимостью изучения творческого мышления у студентов, так как в связи с общей сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире, следствием которой стал переход учащихся на формат дистанционного обучения, можно предполагать снижение уровня творческого мышления, которое напрямую зависят от отношения к процессу обучения и окружающей обстановкой индивида.  Когда студент находится на очном обучении, чувствует себя комфортно в его процессе, существует возможность личного общения с людьми и миром, можно говорить о повышенной креативности, обучаемости и нормальном творческом мышлении, что в перспективе влияет на уровень будущего специалиста. И наоборот, если студент тяготится обучением находясь в ситуации обучения дистанционно, не понимает его требований и чувствует дискомфорт, можно говорить о дальнейшем развитии неприязни к проявлению творческих навыков, креативности, нежелании обучаться  будущей профессии и  дальнейшему учению.

По данным международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под обучением понимается  индивидуальное получение знаний или модификация информации, знаний, понимания, мироощущений, ценностных установок, навыков, компетенций или поведения на основе опыта, практики  или преподавания. [1] Полат Е.С. понимает дистанционное обучение, как взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [2] Э. Боно говорит о том, что творческое мышление - это мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. [3] По Е.П.Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов. [4] По Б. Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.[5]

Российские ученые заинтересованы темой дистанционного обучения и отношением студентов к нему, но еще не проводилось ни одно исследование направленное на влияние дистанционного обучения на креативность и творческое мышление студентов и учащихся.

Таким образом, можно говорить, что творческое мышление у студентов изменяется в условиях дистанционного обучения, отсутствия выбора, поэтому большую роль в этом формировании играют сами студенты и преподаватели, идущие на контакт и способные помочь студентам с помощью новых Интернет-технологий. Данное исследование проводилось с целью определить уровень творческого мышления у студентов, обучающихся в условиях вынужденного дистанционного обучения. Исследование проводилось на студентах Приморского края, в нем приняли участие 30 человек, 17 девушка и 13 юношей, возрастом от 18 до 23 лет.

Материалы и методы. Диагностика проводилась при помощи следующих методик: Опросник креативности Джонсона, адаптированный Е.Е.Туник, направленный на фокусировку  внимание на элементах, которые связанных с творческим самовыражением. Это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Психодиагностика творческого мышления, Креативные тесты Е.Е Туник, данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса

Результаты, полученные при использовании среди всех студентов представлены в Диаграмме №1.

 

Рисунок 1. Результаты исследования по методике в «Опросника креативности» Б. Джонсона абсолютных значениях

 

Анализ результатов методики Б.Джонсона определил, что 15 студентов имеется нормальный, средний уровень креативности. Это говорит о том, что на творческое мышление половины исследуемых формат дистанционное обучение не повлияло или повлияло минимально. У 8 студентов понизился уровень креативности, но нельзя отрицать тот факт, что он мог быть низким изначально. На данный момент известно, что 8 студентов имеют низкий уровень креативности на дистанционном обучении. На высоком уровне креативности находятся 6 человек, что́ характеризуется хорошим приспособлением к удаленному обучению. И лишь у 1 студента замечен очень высокий уровень креативности, связанный с акцентуацией характера в период дистанционного обучения 

Результаты «Психодиагностики творческого мышления, Креативные тесты» Е.Е Туник представлены на Диаграммах №2 - №8.

 

Рисунок 2. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 1; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Рисунок 3. Субтест 2. Последствия ситуации (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 2; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Рисунок 4. Субтест 3. Выражение (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 3; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Рисунок 5. Субтест 4. Словесная ассоциация (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 4; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Рисунок 6. Субтест 5. Составление изображений (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 5; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Рисунок 7. Субтест 6. Эскизы (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 6; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Рисунок 8. Субтест 7. Спрятанная форма (первое число – баллы, полученные студентами за субтест 7; второе число – количество человек получившие данные баллы)

 

Качественный анализ полученных данных показал следующее:

  • Субтест на использование предметов показал, что большинство студентов (12 человек) набрали 22 балла по тесту, что говорит о хорошем креативном и творческом мышлении без отклонений связанных с пандемией;
  • Субтест 2 показал, что 10 человек имеют высокий уровень креативности, так как имеют максимальный балл за данное задание (7 баллов);
  • Субтест на составление выражений из определенных букв показал, что наибольшее количество испытуемых (14 человек) способны на проявление своей творческости в период дистанционного обучения и проявляют свои способности;
  • Субтест 4 направлен на ассоциирование и 10 из 30 студентов получили максимальное количество баллов (30 баллов) за данный вид работы, что говорит о повышенной креативности у испытуемых;
  • Креативность и проявление творческого мышления по субтесту 5 находится на среднем уровне (10 человек набрало 26 баллов), что говорит о функционировании творческого мышления в норме
  • Также в пределах нормы находятся и результаты субтеста 6 (53, 55 баллов набрало 9, 11 испытуемых соответственно), творческое мышление у этих студентов не снижено и не находится в акцентуации;
  • И говоря о результатах субтеста 7, в среднем значении (12 баллов) набрало 12 человек, то есть уровень креативности остался прежним даже в связи с удаленным обучением

Вывод: Таким образом, было выявлено, что у большинства студентов не был замечен спад и рост творческой активности и проявления творческих способностей в связи с изменением творческого мышления в период дистанционного обучения. Ситуация изоляции в основном не влияет на творческое мышление и уровень креативности студентов. И только у некоторых вызывает спад или подьем данных уровней, что может быть связано не только с изоляцией, но и ряда других второстепенных факторов.

 

Список литературы: 
1. Международная стандартная классификация образования. ЮНЕСКО. 2013. 89 c.
2. Полат Е.С., Бухракина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. Акадения. 2004. 416 с.
3. Э. де Боно Латеральное мышление. Учебник //Попурри, 2012 г. С. 25
4. Туник Е.Е. Елена Туник: Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант // Речь, 2006 г. 15 с.
5. Б. Джонсон Мне есть, что вам сказать //Альпина Диджитал 2012 г. с. 13