Статья:

Влияние темперамента на характер общения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Жукова Д.А., Макова А.П. Влияние темперамента на характер общения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81308 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние темперамента на характер общения

Жукова Дарья Александровна
студент, Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза
Макова Анна Павловна
студент, Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

Темперамент – индивидуальные особенности личности, определяющиеся ее активностью и эмоциональностью в их динамических проявлениях (интенсивность, темп, ритм, подвижность психических процессов) [3].

Свойства темперамента – индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряжённость волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности [2].

Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию. [4]

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Целью нашего исследования является изучить влияние типа темперамента на характер общения студентов. Исследование проводилось на базе Пензенского государственного педагогического института имени В.Г. Белинского среди студентов 2 курса, направления «Русский язык. Литература» с помощью онлайн-тестов. В исследовании приняли участие 20 человек. Для достижения поставленной цели использовались следующие методики: тест-опросник «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому) и  тест-опросник «Формула темперамента» (по А. Белову).

В результате проведения методики В.Ф. Ряховского, направленной на определение уровня общительности у студентов двух групп, были получены следующие данные.

Таблица 1.

Результаты методики В.Ф. Ряховского

Уровень общительности

Количество студентов

1 группа

2 группа

Патологическая общительность

1 (10%)

0 (0%)

Высокая общительность

2 (20%)

1 (10%)

Повышенная коммуникабельность

4 (40%)

5 (50%)

Нормальная коммуникабельность

3 (30%)

2 (20%)

Развитая коммуникабельность

0 (0%)

1 (10%)

Пониженная коммуникабельность

0 (0%)

0 (0%)

Низкая коммуникабельность

0 (0%)

0 (0%)

 

По данным таблицы делаем следующие выводы.
В 1 группе 10 % от общего числа опрошенных составляют студенты с патологической общительностью, 20% с высокой общительностью, 30% с нормальной коммуникабельностью. Наибольшее количество студентов 1 группы с повышенной коммуникабельностью, которая составляет 40 %. В 1 группе отсутствует люди с развитой, пониженной и низкой коммуникабельностью. Во 2 группе процентное соотношение уровней общительности меняется. 10% студентов имеют высокую и развитую общительность, 20% - нормальную коммуникабельность и 50% исследуемых имеют повышенную коммуникабельность. Отсутствуют люди с патологической, пониженной и низкой коммуникабельностью.

Мы приходим к выводу о том, что у студентов обеих групп наибольшее преобладает повышенная коммуникабельность. Если рассматривать уровни общительности всех опрошенных студентов направления «Русский язык. Литература», то повышенная коммуникабельность составляет 45%. Это означает, что большинство студентов общительны, разговорчивы и любопытны, открыты для новых знакомств.

С помощью методики А. Белова, которая служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов, были получены следующие данные.

Таблица 2.

Результаты методики А. Белова

Степень преобладания

Тип темперамента

Холерик

Сангвиник

Меланхолик

Флегматик

Доминирующий тип

0%

20%

20%

10%

Ярко выраженный тип

20%

30%

20%

10%

Средне выраженный тип

50%

40%

20%

30%

В малой степени выраженный тип

30%

10%

40%

50%

 

Методика А. Белова позволила сделать вывод о том, что среди студентов нет человека со свойствами только одного типа темперамента.

Самое большое количество студентов оказалось с качествами темперамента сангвиник, однако только у 10% респондентов качества имеют доминирующий показатель. У 30% качества этого темперамента выражены ярко, у 10% в малой степени. У респондентов флегматического темперамента доминирующий показатель составил 10%. У 20% исследуемых доминируют качества меланхолика. Такой же процент составляют ярко и средне выраженные качества темперамента.

В группе нет людей с доминирующим показателем темперамента холерик. Качества холерика ярко выражены у 20% исследуемых, а у 30% в малой степени. 50% студентов обладают средне выраженными качествами этого типа темперамента.

Результаты показали, что у студентов преобладают черты сангвинического и флегматического типа темперамента. Это означает, что большинство респондентов с сильной и уравновешенной нервной системой, они общительны и обладают высокой работоспособностью. Такие качества позволяют студентам вливаться в коллектив и с легкостью справляться с трудностями в учебе.

Таким образом, по результатам двух методик мы можем сделать вывод о взаимосвязи темперамента и характера общения. Первая методика показала, что большинство студентов имеют высокую коммуникабельность, они общительны, открыты для новых знакомств, умеют высказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссиях. Результаты второй методики также показали, что респонденты общительны и обладают высокой работоспособностью, у студентов не возникает проблем с высказыванием своей точки зрения или с участием в дискуссиях благодаря сильной и уравновешенной нервной системе. Большинство респондентов - сангвиники и флегматики. Методика В.Ф. Ряховского и методика А. Белова дали схожие результаты, что говорит о влиянии темперамента на характер общения.

 

Список литературы:
1. Болучевская В.В., Рыбалкина С.А. Теоретические основы изучения взаимосвязи типа темперамента и уровня тревожности. – Волгоград: АНО ВПО «Московский государственный экономический институт», 2016. – 2730 с.
2. Кейн С. Как использовать особенности своего характера. – М.: Манн, 2013. – 384 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Academia, 2013. – 304 с.
4. Пономаренко К.Г. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. – Новосибирск: ООО «Академия упражнения», 2015. – 134 с.