Влияние темперамента на характер общения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Рубрика: Психология
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Влияние темперамента на характер общения
Темперамент – индивидуальные особенности личности, определяющиеся ее активностью и эмоциональностью в их динамических проявлениях (интенсивность, темп, ритм, подвижность психических процессов) [3].
Свойства темперамента – индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряжённость волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности [2].
Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию. [4]
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Целью нашего исследования является изучить влияние типа темперамента на характер общения студентов. Исследование проводилось на базе Пензенского государственного педагогического института имени В.Г. Белинского среди студентов 2 курса, направления «Русский язык. Литература» с помощью онлайн-тестов. В исследовании приняли участие 20 человек. Для достижения поставленной цели использовались следующие методики: тест-опросник «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ряховскому) и тест-опросник «Формула темперамента» (по А. Белову).
В результате проведения методики В.Ф. Ряховского, направленной на определение уровня общительности у студентов двух групп, были получены следующие данные.
Таблица 1.
Результаты методики В.Ф. Ряховского
Уровень общительности |
Количество студентов |
|
1 группа |
2 группа |
|
Патологическая общительность |
1 (10%) |
0 (0%) |
Высокая общительность |
2 (20%) |
1 (10%) |
Повышенная коммуникабельность |
4 (40%) |
5 (50%) |
Нормальная коммуникабельность |
3 (30%) |
2 (20%) |
Развитая коммуникабельность |
0 (0%) |
1 (10%) |
Пониженная коммуникабельность |
0 (0%) |
0 (0%) |
Низкая коммуникабельность |
0 (0%) |
0 (0%) |
По данным таблицы делаем следующие выводы.
В 1 группе 10 % от общего числа опрошенных составляют студенты с патологической общительностью, 20% с высокой общительностью, 30% с нормальной коммуникабельностью. Наибольшее количество студентов 1 группы с повышенной коммуникабельностью, которая составляет 40 %. В 1 группе отсутствует люди с развитой, пониженной и низкой коммуникабельностью. Во 2 группе процентное соотношение уровней общительности меняется. 10% студентов имеют высокую и развитую общительность, 20% - нормальную коммуникабельность и 50% исследуемых имеют повышенную коммуникабельность. Отсутствуют люди с патологической, пониженной и низкой коммуникабельностью.
Мы приходим к выводу о том, что у студентов обеих групп наибольшее преобладает повышенная коммуникабельность. Если рассматривать уровни общительности всех опрошенных студентов направления «Русский язык. Литература», то повышенная коммуникабельность составляет 45%. Это означает, что большинство студентов общительны, разговорчивы и любопытны, открыты для новых знакомств.
С помощью методики А. Белова, которая служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов, были получены следующие данные.
Таблица 2.
Результаты методики А. Белова
Степень преобладания |
Тип темперамента |
|||
Холерик |
Сангвиник |
Меланхолик |
Флегматик |
|
Доминирующий тип |
0% |
20% |
20% |
10% |
Ярко выраженный тип |
20% |
30% |
20% |
10% |
Средне выраженный тип |
50% |
40% |
20% |
30% |
В малой степени выраженный тип |
30% |
10% |
40% |
50% |
Методика А. Белова позволила сделать вывод о том, что среди студентов нет человека со свойствами только одного типа темперамента.
Самое большое количество студентов оказалось с качествами темперамента сангвиник, однако только у 10% респондентов качества имеют доминирующий показатель. У 30% качества этого темперамента выражены ярко, у 10% в малой степени. У респондентов флегматического темперамента доминирующий показатель составил 10%. У 20% исследуемых доминируют качества меланхолика. Такой же процент составляют ярко и средне выраженные качества темперамента.
В группе нет людей с доминирующим показателем темперамента холерик. Качества холерика ярко выражены у 20% исследуемых, а у 30% в малой степени. 50% студентов обладают средне выраженными качествами этого типа темперамента.
Результаты показали, что у студентов преобладают черты сангвинического и флегматического типа темперамента. Это означает, что большинство респондентов с сильной и уравновешенной нервной системой, они общительны и обладают высокой работоспособностью. Такие качества позволяют студентам вливаться в коллектив и с легкостью справляться с трудностями в учебе.
Таким образом, по результатам двух методик мы можем сделать вывод о взаимосвязи темперамента и характера общения. Первая методика показала, что большинство студентов имеют высокую коммуникабельность, они общительны, открыты для новых знакомств, умеют высказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссиях. Результаты второй методики также показали, что респонденты общительны и обладают высокой работоспособностью, у студентов не возникает проблем с высказыванием своей точки зрения или с участием в дискуссиях благодаря сильной и уравновешенной нервной системе. Большинство респондентов - сангвиники и флегматики. Методика В.Ф. Ряховского и методика А. Белова дали схожие результаты, что говорит о влиянии темперамента на характер общения.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)