Статья:

Создание единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Губоглу К.Ф. Создание единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75236 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Создание единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей

Губоглу Карина Фаганизовна
студент, Калининградский филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В статье рассматривается использование информационных таможенных технологий и их влияние на развитие внешней торговли. Представлены задачи создания единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей. Даны решения проблемы формирования единого механизма таможенного и налогового администрирования.

Abstract. The article describes the use of information customs technologies and their impact on the development of foreign trade. The objectives of creating a single mechanism for the administration of customs and tax payments are presented. The solutions to the problem of forming a single mechanism for customs and tax administration are given.

 

Ключевые слова: администрирование, таможенные платежи, таможенная технология.

Keywords: administration, customs payments, customs technology.

 

Администрирование таможенных платежей не является новой темой для научных дискуссий. Исследованием данной тематики занимается целый ряд отечественных ученых.

В настоящее время приведение к единообразию применения таможенного законодательства является важнейшим критерием рационализации администрирования таможенных операций в целях развития внешней торговли. При построении информационных таможенных технологий учитывались многочисленные правила, которые закреплены в таможенном законодательстве. Данные технологии обязаны обеспечивать единообразие в применении правил и требований к оценке каждой внешнеторговой сделки. Особую важность этот вопрос приобретает в функционировании Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), который требует для его членов единой унифицированной нормативно - правовой базы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через его границу.

Комплексная программа развития ФТС России до 2020 года заявляет, что путем введения перспективных информационных технологий таможенные органы будут стараться развивать внешнюю торговлю с помощью повышения качества жизни участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Одним из главных нововведений, которое пока имеет множество трудностей, станет применение единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности. Принцип действия вышеупомянутого счета состоит в том, что для учёта таможенных платежей будут использоваться не отдельные платёжные документы, а движение средств на лицевом счёте плательщика.

Применение современных информационных технологий, посредством использования денежных средств, внесенных на один лицевой счет, даст возможность участникам ВЭД совершать таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе, централизованно получать необходимые сведения и отчетность о перемещении денежных средств по результатам осуществления таможенных операций, выполнять все операции по движению денежных средств, в том числе подачу заявлений о возврате денежных средств, в электронном виде путем применения WEB-технологий, что в результате приведет к форсированию расчетов по таможенным платежам, сокращению финансовых издержек и количества документов, которые представляются в таможенные органы на бумажном носителе.

Формирование и усовершенствование системы единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей - это одно из главнейших мероприятий по совершенствованию администрирования таможенных платежей, направленное на развитие внешней торговли.

Необходимость взаимодействия Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) с Федеральной налоговой службой (далее - ФНС) в Российской Федерации предопределена тем, что одно из преимуществ государства, а точнее содействие развитию внешней торговли, может быть достигнуто только при выработке руководителями сбалансированных позиций как налоговых, так и таможенных органов, базирующихся на преимуществе соблюдения законных прав субъектов внешней торговли.

Поставленная Президентом Российской Федерации задача по разработке единого механизма таможенного и налогового администрирования на основе планов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации предприимчиво осуществляется ФТС России.

Единый механизм администрирования таможенных и налоговых платежей, а также валютного контроля, который основан на создании и применении объединенных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, создается в следующих целях:

-улучшения продуктивности осуществления таможенного и налогового контроля;

-обеспечения полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей;

-обеспечения контроля за деятельностью участников ВЭД с помощью оперативного обмена информацией и координацией проведения проверок;

-разработки совместных нормативно-правовых актов по реализации проверок участников ВЭД.

Проблемы формирования единого механизма таможенного и налогового администрирования в краткосрочной и среднесрочной перспективах будут решены благодаря созданию нижеперечисленных систем:

-электронного досье, содержащее в себе не только сведения о субъектах, являющихся налогоплательщиками, совершающими ВЭД, но и о контрагентах этих лиц;

-реализации субъектно-ориентированной модели управления рисками, которая основана на ранжировании организаций по степеням уровня риска в зависимости от оценки допустимости несоблюдения ими таможенного и налогового законодательства, для осуществления выбора объектов таможенного контроля;

-прослеживаемости товаров, единообразной для всех государств - членов ЕАЭС и сформированной на идентификации товаров в соотношении с его кодом по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, номером декларации на товары и порядковым номером товара.

Зачастую возникают ситуации, когда участники ВЭД исполняют схемы, так именуемого «серого» импорта, то есть ввоза товаров в страну с занижением их таможенной стоимости путем недостоверного декларирования.

В частности, уменьшение размеров таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости товаров является ещё одной проблемой администрирования таможенных платежей, влияющей на развитие внешней торговли.

Для импортеров величина таможенной стоимости товара, который ввозится на территорию России имеет особое экономическое значение, так как влияет и на размер таможенных платежей, и на сумму налогов, подлежащих уплате при дальнейшей реализации товара.

Очевидно, что импортеры заинтересованы в том, чтобы таможенные пошлины и налоги были как можно меньше.

В целях предотвращения таких схем таможенные органы должны осуществлять более тщательную проверку документов, использовать прямые доказательства в качестве оснований для признания таможенными органами недействительности документов, а при наличии соответствующих оснований запрашивать дополнительные подтверждающие документы у участника ВЭД.

В свою очередь, введение системы тотального контроля также сыграет немаловажную роль в борьбе с занижением таможенной стоимости товаров. Она позволит следить за перемещением товаров по всему ЕАЭС, выявлять компании, занижающие размер таможенных пошлин и налогов. Таким образом, Федеральная таможенная служба России планирует проводить масштабную работу по совершенствованию системы администрирования таможенных платежей в целях развития внешней торговли страны.

Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время в области таможенного дела успешно применяются современные информационные технологии. В целях либерализации и облегчения администрирования таможенных платежей надлежит осуществлять модернизацию применяемых технологий, благодаря этому станет возможным значительно снизить время совершения таможенных операций, что в свою очередь будет содействовать внешнеторговой деятельности, обеспечению полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет РФ.

Путем введения данных технологий, совершенствования системы единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей, таможенные органы РФ будут содействовать развитию внешней торговли с помощью повышения качества жизни участников ВЭД.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Собрание законодательства РФ. − 2020.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности"// "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
3. Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О специальных экономических мерах и принудительных мерах"// "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 44.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3586.
5. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 24.06.2019) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 11.08.2014, N 32, ст. 4470.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"// "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2902.
8. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 (ред. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"// Собрание законодательства РФ. − 2020.− КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Щипцова Е.В. Актуальные вопросы совершенствования механизма администрирования таможенных платежей//В сборнике: Новые вызовы высшего образования в области общественных наук: предмет, методы и технологии Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции. Под общей редакцией В.И. Бархатова. 2019. С. 276-283.