Статья:

Проблема доступности медицинских услуг и реализация принципа социальной справедливости

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Гусева Е.А. Проблема доступности медицинских услуг и реализация принципа социальной справедливости // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 24(117). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/117/75304 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема доступности медицинских услуг и реализация принципа социальной справедливости

Гусева Екатерина Алексеевна
студент ФГБОУ ВО Минздрава РФ Кировского государственного медицинского университета, РФ, г. Киров
Михайлова Марина Васильевна
научный руководитель, доцент ФГБОУ ВО Минздрава РФ Кировского государственного медицинского университета, кандидат философских наук РФ, г. Киров

 

PROBLEM OF ACCESSIBILITY OF MEDICAL SERVICES AND IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SOCIAL JUSTICE

 

Ekaterina Guseva

Student FSBEI HE Ministry of Health of the Russian Federation Kirov State Medical University, Russia, Kirov

Marina Mikhailova

Scientific director, docent, FSBEI HE Ministry of Health of the Russian Federation Kirov State Medical University, Russia, Kirov

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема доступности медицинских услуг и реализация принципа социальной справедливости.

Abstract. The article considers the problem of accessibility of medical services and the implementation of the principle of social justice.

 

Ключевые слова: Доступность, медицинские услуги, социальная справедливость.

Keywords: Accessibility, medical services, social justice.

 

Цель работы. Выявить наиболее эффективные механизмы решения проблемы доступности медицинских услуг в РФ и в Кировской области, в частности.

Материалы и методы. Основу исследования составил анализ обращений граждан в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и в министерство здравоохранения Кировской области за 2018 и 2019 гг. А также анализ программ Правительства РФ и Правительства Кировской области предусматривающих мероприятия по улучшению качества медицинских услуг, их доступности.

Результаты. Наиболее часто заявители обращались в Росздравнадзор по вопросу ненадлежащего качества медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях, находящихся в ведомстве субъекта Российской Федерации – 72,1%, федеральных медицинских организаций 7,4% обращений, в 17,3% обращений содержались жалобы на частные медицинские организации, 3,2% обращений поступило с жалобами на ведомственные медицинские организации. Именно доступность медицинских услуг выступает одним из главных элементов содержания принципа социальной справедливости. Об этом свидетельствует и тот факт, что Президент России выступил с поддержкой озвученного ранее предложения о закреплении в Конституции доступности медицинской помощи для граждан, которую должны обеспечивать в рамках своей компетенции местные органы власти. Президент Национальной медицинской палаты, глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, выступая с докладом, отметил, важность одобренных в рамках рабочей группы поправок, которые выстраивают вертикаль управления здравоохранением в стране. Эти поправки наряду с увеличением финансирования здравоохранения, решением кадровой проблемы, углублением материально-технической базы и революцией в первичном звене позволят в недалеком будущем российскому народу реально почувствовать улучшение здравоохранения. Как решается эта проблема в Кировской области? За последние два года в Кировской области были открыты 12 фельдшерских здравпунктов и 7 фельдшерско-акушерских пунктов. Все они оснащены современным оборудованием и мебелью в соответствии со стандартами и подключены к единой комплексной медицинской информационной системе. В 2020 году в рамках национального проекта «Здравоохранение» запланировано приобретение 7 модульных фельдшерских пунктов и 2 врачебных амбулаторий в 9 районах области. Конечно необходимо открывать новые ФАПы, привлекать волонтеров-медиков, создавать Центры здоровья. В регионе продолжается работа по организации мобильной медицинской помощи жителям малых населенных пунктов. В 2019 году центральные районные больницы, а также медучреждения города Кирова получили 15 передвижных мобильных комплексов для проведения флюорографии, маммографии, оказания стоматологической помощи и профилактической работы. Кроме того, в рамках национального проекта «Демография» в центральные районные больницы и в Кировский клинико-диагностический центр переданы 34 автомобиля для доставки пациентов старше 65 лет в медицинские учреждения для диспансеризации и обследований. С начала года машины, полученные по федеральному проекту «Старшее поколение», совершили свыше 750 выездов, благодаря чему медицинскую помощь смогли получить более 4300 пожилых жителей области. Одна из нерешенных проблем – это обеспечение медицинских учреждений региона квалифицированными кадрами. На сегодняшний день по договору о целевом обучении в Кировском ГМУ на разных курсах обучаются более 700 будущих врачей, свыше 140 выпускников проходят подготовку по программам ординатуры. Все они в ближайшие годы придут работать в медицинские организации региона. Параллельно в рамках программы развития первичной медико-санитарной помощи продолжается работа по укреплению материально-технической базы медучреждений Кировской области. Программа включает в себя закупку современного оборудования, создание комфортных условий для работы специалистов и посещения пациентов, а также внедрения бережливых технологий.

Выводы. Особым показателем результативности проводимой работы по соблюдению прав граждан в рассматриваемой сфере, а также показателем качества медицинской помощи являются обращения граждан. Их анализ способствует выявлению негативных факторов в работе медицинских организаций, аптек, производителей медицинских изделий в субъектах РФ и принятию мер, направленных на повышение качества предоставления и доступности медицинской помощи, на обеспечение ее безопасности. Высокие показатели обращаемости граждан в соответствующие органы свидетельствуют в том числе о неэффективности работы органов управления здравоохранением в части организации оказания медицинской помощи населению, соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения их бесплатной медицинской помощью в рамках государственных гарантий. Внимательное рассмотрение обращений и анализ поступающих жалоб является одним из основных направлений деятельности Росздравнадзора в сфере защиты и восстановления нарушенных прав граждан. Для оперативного оказания помощи гражданам действует справочная служба Росздравнадзора, "горячая линия" по вопросам лекарственного обеспечения, электронная почта, функционирует официальный сайт Росздравнадзора, на котором имеются разделы "обращения граждан" и "приемная руководителя", на которых гражданам предоставлена возможность направлять обращения в режиме "on-line".

 

Список литературы:
1. Данные о поступивших обращениях в министерство здравоохранения Кировской области в 2018 году// http://www.medkirov.ru/docs/view/regional-by-date-desc (дата обращения: 05.02.2020).
2. Обзор обращений граждан и организаций, поступивших в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, в сентябре 2019 года // http://www.roszdravnadzor.ru/feedbackbutton (дата обращения: 05.02.2020). 
3. Обзор обращений граждан и организаций, поступивших в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения в III квартале 2019 года// http://www.roszdravnadzor.ru/feedbackbutton (дата обращения: 05.02.2020).