Статья:

Преимущества и недостатки двух информационных источников: электронной и классической книги

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Лидер О.И. Преимущества и недостатки двух информационных источников: электронной и классической книги // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/62968 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Преимущества и недостатки двух информационных источников: электронной и классической книги

Лидер Ольга Игоревна
студент, Алтайского государственного педагогического университета, РФ, г. Барнаул

 

В современном обществе большинство читателей просто перетекло в разряд потребителей информации. Книги перетекли в понятие контекста, а читатели — в его потребителей. Контекст не читают, его просматривают, прослушивают, прокручивают.

На вопрос об актуальности бумажных книг пусть отвечают будущие поколения, но уже сегодня можно носить с собой всю свою любимую библиотеку, и при наличии нескольких свободных минут погружаться в мир литературы.

Формат электронных книг дает уникальный шанс использовать все известные мультимедийные возможности: трейлеры, ссылки, подстрочники, интервью, читающих стихи актеров и т.д. Все это больше заинтересует, конечно, издателей, чем производителей ридеров.

Электронные книги — это, несомненно, сам по себе большой и красивый плюс, но у них есть и минусы, о которых не надо забывать. Потому что для кого-то один минус может перевесить все плюсы. И наоборот.

Ридеры — это сложный прибор, и ему присущи все недостатки электронных устройств, в числе которых восприимчивость к воздействию внешней среды.

Для многих людей очень важно, чтобы у них в руках была настоящая, «физическая» книга, имеющая определенную форму в пространстве, в которой можно перелистывать страницы, слышать их шуршание и видеть, сколько ты уже прочитал.

Сегодня в современном информационном обществе роль книги видоизменяется, увеличивается скорость социально-экономических процессов, скорость восприятия информации. Наряду с печатным словом мы используем новые информационные телекоммуникационные и электронные технологии.   Некоторые специалисты считают, что книга конкурирует и даже конфликтует с новейшими электронными средствами информации, а другие утверждают, что эти носители знаний мирно сосуществуют. Вопрос оценки места традиционной книги в современной жизни среди новых информационных продуктов, анализ ее перспектив и уникальности являются, безусловно, актуальными.

Целью данной работы является оценка роли книги в современных условиях развития электронных технологий.

Предмет исследования группа детей 11 лет и группа подростков 16 лет (учащихся 5 и 10 классов МБОУСОШ №4 города Алейска)

Для проведения этого исследования была разработана анкета «Информационные источники: электронная и классическая книги». Анкета представлена в виде 10 вопросов, на которые учащиеся должны ответить, учитывая свои предпочтения и интересы.

Анкета

«Информационные источники: электронная и классическая книги».

 

1.Что чаще ты используешь для подготовки к уроку?

         Книга                    интернет

 

2.Что ты считаешь лучше для восприятия?

         Печатная книга           электронная книга

 

3.Как часто ты бываешь в библиотеке?

         Часто         раз в месяц         не бываю

 

4.Когда в последний раз ты читал художественную книгу?

          Месяц назад     год назад      не читаю книги

 

5.От какой книги ты получаешь больше удовольствия?

         Печатной                электронной

 

6.Каково твое отношение к электронной книге?

   Положительное        отрицательное       нейтральное

 

7.Как ты считаешь, исчезнут ли в будущем печатные книги из нашей жизни?

                   Да                                Нет

 

8. Есть ли у тебя электронная книга?

                          Да                Нет

 

9.Есть ли у тебя дома художественные книги?

                   Да                      Нет

 

10.Хотел бы ты заменить печатные книги электронными?

                         Да                 Нет

 

Пол____________________________

 

Возраст_________________________

       

По результатам исследования использование информационных источников в целом, выглядит так:

  • Чаще используют для подготовки к уроку книгу (60-80%)
  • Лучшим для восприятия считают классическую книгу (70-90%)
  • Дети редко бывают в библиотеке (20-50 %)
  • Художественную литературу читают все (для подготовки к уроку, 70%)
  • Большее удовольствие дети получают от классических книг (50-70%)
  • Отношение детей к электронной книге в основном положительное (50-80%)
  • Большинство учеников считают, что классические книги в будущем не исчезнут (60-75%)
  • Меньше половины ребят имеют электронные книги (35-45%)
  • Практически у всех учеников дома имеются художественные книги (90-100%)
  • Большинство учеников не хотели бы заменить классические книги электронными (55-90%)

Хочется заметить, что некоторые дети (20-30%) вообще не ходят в библиотеку, и не проявляют большого интереса к художественной литературе вне школьной программы. На вопрос: хотели бы вы заменить печатную книгу электронной? - «да» ответили те дети, которые при подготовке к уроку используют интернет, в 10 классах. Были и такие дети, которые нейтрально относятся, и к художественной, и к электронной книгам (2 %).

Оценивая, результаты исследования между мальчиками и девочками, среди учащихся 5 классов, разногласий нет. Старшеклассники расходятся в своих мнениях. Так, юноши отдают свои предпочтения классической книге, а девушки - электронной книге.

Если сравнивать полученные данные детей, с разницей в возрасте в пять лет, то можно заметить, что процент читаемости и ценности книги, как таковой, снижается. Хочется надеяться, что все - таки классическая книга не утратит своей ценности и значимости в жизни детей.

 

Список литературы:
1. Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная книга // Книга: исслед. и материалы. - М.: ТЕРРА. - 1999. - С. 5-15.
2. Гиляревский Р.С. О тенденциях развития электронных изданий // Книга: исслед. и материалы: в 2ч. Ч.2 - М.: Наука. -  2007. - С.17- 29.
3. Никандров С.В. Научно-техническая информация в русскоязычной части Интернета: цели, методика и результаты изучения / Науч. Эл. Б-ка ГПНТБ России. - 2017. - С. 34- 45.
4. Нуччи Д. Могут ли электронные книги заменить издания на бумаге? // ComputerWorld. -  2001. -  №39. - С. 15 - 20.