Статья:

Развитие креативного мышления в рамках реализации ФГОС ООО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(12)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гревцев И.А. Развитие креативного мышления в рамках реализации ФГОС ООО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 12(12). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/12/25154 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие креативного мышления в рамках реализации ФГОС ООО

Гревцев Иван Анатольевич
магистрант ОГУ имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Разум, единожды раздвинувший свои границы,

никогда не сможет вернуться в границы прежние.

А. Эйнштейн

Современное образование в Российской Федерации перестроилось на государственный стандарт второго (ФГОС). В основу ФГОС последнего поколения совершенно новая идеология. Перед образовательными организациями (ОО) поставлена новая задача, которая опирается на воспитание гражданина развитого информационного общества, человека, который будет развиваться и учится не только в ОО, но и за ее пределами, человека который будет мыслить не стандартно. Основная цель ФГОС вращается вокруг условий, позволяющих реализовывать поставленную идеологию Российского современного образования - повышение качества образования. Создание индивидуальных условий для проявления самостоятельности обучающихся.

Что же такое мышление, и что есть креативное мышление? Так почему же одни обучающиеся обучаются быстро, а некоторые достаточно долго?

В получении новых знаний, умений и навыков (ЗУН) и их обособленном восприятии важное значение принимает развитие креативного мышления обучающихся.

Креативное  мышление является необходимостью, чтобы стать уникальным в повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере, ведь это позволит открывать различные возможности. Человек с необычным мышлением избавлен от стереотипов, активно реагирует на любую сложившуюся ситуацию, тут же находя правильный и в большей степени нестандартный выход, поражая окружающих находчивостью. Преимущества такого типа мировосприятия очевидны. Но как же развить креативное мышление  у школьников и возможно ли это в принципе?

Обучающихся достаточно легко научить чему-либо, нужно только их заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог реализует одновременно сразу несколько задач.

Во-первых, он развивает у ребенка нетривиальное мышление, без стереотипов, что очень помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, учитель делает ум обучаемого подвижным и гибким.

В-третьих, в совокупности с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость. Каждый же знает, что, если дети какой-то задачей, то они могут заниматься ее в течение долгого времени, если эта задача им интересна.

Поэтому креативное мышление у обучающихся — полезно, хорошо, нужно.

Важно, чтобы каждый школьник в меру своих возможностей овладел креативностью, был к решению проблем, с работать с информацией.

Существуют различные методики обучения, развивающие навыки «новой» идеи, но они в большем случае создаются, для взрослых людей. Но ведь основы мышления у ребенка закладываются еще с детства, учить мыслить необходимо как минимум со школы, а еще лучше с дошкольного возраста. Ведь школа позволяет обучающемуся учится в рамках школьных предметов, значит, освоение креативных приемов просто очень важно  связать с преподавания различных школьных дисциплин.

Ведь креативные личности всегда независимы во всех суждениях, открыты, оригинальны, любопытны, самоуверенны, сопротивляются подавлению, с чувством и богатой фантазией.

 Все эти объекты заложены в каждом человеке с момента его рождения, но под действием объективных и субъективных причин (привычки, предрассудки, страх и претерпеть неудачу, быть не понятым обществом) мы сами их подавляем, и не осмеливаемся их раскрывать.

Способность мыслить нестандартно всегда рассматривается важнейщим механизмом любого человека. Но период обучения в школе – это основа для развития и становления личности. Главной задачей в обучении становится обеспечение условий для развития и формирования индивидуальности учащихся.

Как же нам построить деятельность обучающихся, дабы развивать их особое мышление?

Основной новых путей не всегда легок и требует от педагога огромные временных и ресурсов. Именно поэтому не каждый учитель хочет и развивать мышление у обучающихся. В условиях экономического кризиса в нашей стране образовательный вектор смещается в сторону получение финансов для дальнейшего выживания, а не развития личности и креативного мышления как самого педагога, так и обучающихся. Но надо не забывать, что  уровень развития обучающихся является наградой в деятельности каждого учителя: увеличение интереса к преподаваемому предмету, самооценка своих возможностей, отсутсвие боязни перед проверкой знаний, психологического напряжения на уроках, и установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, повышение качества ЗУН, а так же подключение и заинтересованность не успевающих и слабых обучающихся.

Поэтому на учителю для креативного необходимо использовать следующее методы:

1. Мозговой штурм (Брейнсторминг).

2. Проблемное обучение (Синектический).

3. Фокальных бъектов. 

4. «Примеривания на себя».

5.  Интроспективного анализа.

6.  Дискуссии.

7. Операционные и ролевые игры. 

8. Методы сотрудничества.

При обучении педагог должен обращать внимание на важные моменты моменты:

· Самому быть креативным. Ведь обучая, мы сами должны демонстрировать образцы поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь не творческая личность  сформировать творца не может.

· Заражать обучающихся своей любовью к творчеству.

· Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если та более справедлива, пойти на компромисс.

· Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у обучающегося не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, не творческим решениям (обучающимся свойственно подражать учителю, воспроизводить информацию, полученную от него).

· Всячески поддерживать самостоятельность и нестандартные модели ребёнка.

Главное не перепутать и не поставить креативность превыше всего, так как мы рассматриваем креативность как всего лишь для качественного и эффективного различных поставленных перед собой задач.

В заключении хочется отметить, что ФГОС ООО – это ориентация на будущее. При внедрении ФГОС ООО руководствоваться образовательными реформами, запросами и реалиями сегодняшнего дня -  значит остановиться в развитии. Мы должны закладывать в стандарты образования модель будущего. Будущее зависит от формирования креативности. Креативность – это создание связи между вещами. Креативный человек, способный связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое.  В современном мире очень важны креативные и неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески.

Человек креативный – самый дорогой и востребованный продукт образования.

Формирование креативности – ключевая задача системы образования, и внедрения ФГОС ООО - сегодня.

 

Список литературы:
1. Ландау, Э. Одарённость мужества: сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Н.М. Назарова. -  М.: центр «Академия», 2002. – 144с.
2. Савенков, А.И. Ваш ребёнок талантлив: одарённость и  домашнее [Текст] / Ярославль: развития, 2002. – 352 с.
3. Суровцева, Н.А. как ключевая компетенция [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm
4. Ильясов Ф.Н. искусственный и естественный//Известия АН ССР, общественных наук, 1986, №6.
5. Теория и продуктивного обучения (под ред. М.И. Башмакова), М.: образование, 2000.