Статья:

Проект студии творческой инициативы «Арт-дети» по организации досуга с обучающимися младшего школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Попенко Е.В., Белошапка Г.И. Проект студии творческой инициативы «Арт-дети» по организации досуга с обучающимися младшего школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 14(65). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/50257 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проект студии творческой инициативы «Арт-дети» по организации досуга с обучающимися младшего школьного возраста

Попенко Екатерина Викторовна
студент Сургутского государственного педагогического университета, РФ, г. Сургут
Белошапка Геннадий Иванович
канд. пед. наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета, РФ, г. Сургут

 

Досуг -  неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Он всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, может быть связан с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением. Определенный вид проведения досуга помогает охарактеризовать стиль жизни человека, принадлежность человека к какому-либо социальному кругу, может выявить направления деятельности, которыми увлечена личность.

Для обучающихся младшего школьного возраста досуг – важная составляющая формирования личностных качеств, интересов, взглядов и ценностных ориентиров. Младший школьный возраст - особый возраст формирования ребенком различных навыков. Данный период начинается с поступления ребенком в учебное заведение и длится примерно до 10-ти летнего возраста. Начало данного периода является особым в жизни каждого человека, ведь ребенок входит в новую, непривычную для себя среду, где и появляется его новая социальная роль - роль обучающегося. На него возлагается ответственность, новые обязанности, которым стоит следовать, чтобы обеспечить себя достойным уровнем образования. Творческие технологии – ряд методик организации творческого процесса, способствующих развитию креативного мышления, умению ориентироваться в сфере культуры и искусства, влияющих на творческую реализацию личности. 

Творческие технологии имеют огромное значение в воспитании и интеллектуальном развитии обучающихся младшего школьного возраста. Проблема недостаточной свободы в  выборе творческой направленности обучающимся приводит к тому, что в будущем младший школьник не знает, кем он хочет стать, какой потенциал он имеет и куда направить собственные силы, как самореализоваться. Для того чтобы понять, как решить данную проблему, мы изучили психологические аспекты младшей возрастной категории.

Младшему школьному периоду присуще совершенствование высшей нервной деятельности ребенка, также развитие его психических функций. Эта возрастная категория занимает важное место в психологии, т.к. учебная деятельность - это качественно новый этап психологического развития личности. В процессе учебных занятий обучающийся младшего школьного возраста испытывает тягу к самопознанию и самоопределению, выявляя свои интересы и выделяя особые предпочтения, анализируя, какие учебные предметы приходятся ему по душе, а какие он с наименьшим интересом хочет изучать и почему. Такие же мыслительные процессы он направляет на выбор досугового занятия, ориентируясь на личные ощущения, желания и стремления. Он замотивирован саморазвитием, осознает важность познавательной активности, ведь  успехи в учебе и правильность выбора досуга влияют на его адекватную самооценку, но в данном возрасте не обойтись без поддержки и похвалы со стороны взрослых, чтобы самооценка подкреплялась авторитетным мнением, и ребенку было проще производить самоанализ. К  важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и  подражательность  [3, c. 243].

Младшие школьники имеют склонность к внушаемости и податливости, доверчивости и подражанию. Учитель, как взрослый человек, автоматически, на подсознательном уровне ребенка является авторитетом, поэтому имеет большое влияние на формирование нравственно - ценностного ориентира. Таким же примером, прежде всего, служат его родители. Родители имеют еще большее влияние, так как именно эти люди находятся в его жизни с самых первых дней, он живет в этой среде и любые их действия перенимает как норму, которой необходимо следовать. Психологический климат семьи, внутрисемейные взаимодействия часто определяют самооценку ребенка, поэтому воспитание – это, прежде всего, работа родителей, требующая личного примера.

Какие виды досуга используют родители, на что он направлен? Чаще всего младший школьник перенимает позитивные стороны досуга родителей, например, досуг, направленный на оздоровление и физическое  развитие (совместное посещение семьей спортивных площадок, выезды на базы активного отдыха (лыже-роллерные трассы, занятия на сноубордах и т.п.)), так как данному возрасту свойственна активность, неусидчивость, желание постоянного движения. Если же родители используют пассивный вид досуга (чтение книг с целью саморазвития; просмотр телевизионных передач с целью релаксации), ребенок может оказывать противодействие, ведь данный вид досуга не сможет увлечь его на долгое время, ребенку младшего возраста свойственно постоянное переключение внимания и несосредоточенность в деле. И тогда ребенок проявляет самостоятельность в выборе досуга и сосредотачивает свое внимание на том, что было бы ему более интересно.

Помимо родителей, существуют иные факторы выбора досугового занятия: общество сверстников, средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения досугового характера и школа.

Общество сверстников влияет на выбор ребенком досугового занятия из-за того, что младшим школьникам свойствен конформизм, они стараются быть в кругу схожих ребят, являться частью единого целого. Им комфортно находиться в такой среде, так они лучше идут на контакт, зная, что их примут и поймут. Конформизм не опасен только в том случае, когда младший школьник действительно желает заниматься тем, что делают другие дети, чувствует себя комфортно и защищенно в данной среде, но если для того, чтобы быть «как все» ему приходится подавлять личные интересы, изменять свою точку зрения ради чужого одобрения - конформизм опасен. Он стремительно разрушает индивидуальность, влияя на самооценку ребенка наихудшим образом.

Влияние средств массовой коммуникации на детей младшего возраста в современном обществе – активный способ воздействия. Дети пользуются всевозможными гаджетами и интернет - площадками, следят за новшествами в сфере технологий досуга (за выходом новых игр и дополнений к ним, появлением новых трендов). Следят за медийными личностями, тематическими блоггерами, несущими информацию сквозь призму личного мнения, стараются подражать им и следовать их советам.

Внешкольные учреждения досугового характера так же имеют преобладающий характер влияния на выбор досуговых занятий. Посещая всевозможные кружки, секции, творческие клубы, детские творческие студии, дома детского творчества, музеи и т.д., обучающийся младшего школьного возраста в дальнейшем выбирает досуг, связанный с развитием тех навыков, которые он уже начал развивать, посещая внешкольные учреждения. Формируется круг его интересов, предпочтений, а так же коммуникативная среда, в которой он находит поддержку и понимание.

Технологии организации досуга обучающихся младшего школьного возраста должны соответствовать многим критериям. 

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на  все яркое, поэтому при  обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. [3, c. 243]. Также стоит учитывать тот факт, что школьники младшего возраста легко переключают свое внимание и часто отвлекаются на то, что им кажется в тот момент интереснее, поэтому материал необходимо преподносить эмоционально, с яркими образами, чтобы удержать внимание ребенка. Так как раньше основные занятия ребенка до поступления в школу были активными, связанными с движением, полностью исключать их - большая ошибка. Потребность в движении у ребенка все еще существует, и ему сложно заниматься исключительно умственной деятельностью. Необходимо подсчитывать время умственной деятельности ребенка и, чтобы не дать ребенку заскучать и устать, привносить элементы игры. Данный способ является очень эффективным с точки зрения распределения умственной нагрузки ребенка.

Проект студии творческой инициативы «Арт-дети» по организации досуга с обучающимися младшего школьного возраста представляет собой комплекс мероприятий креативного досуга, виды и способы организации которого направлены на творческое развитие младших школьников. Цель проекта студии творческой инициативы «Арт-дети»: создание условий для вовлечения обучающихся младшего школьного возраста в креативную созидательную деятельность. Креативный досуг способствует индивидуализации ребенка, готовности принимать и созидать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных, принятых схем мышления. Учит ребенка быть самостоятельным, выражать свое мнение и желания.

Формы игровой деятельности в креативных досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры и др. В креативных досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:

· физические и психологические игры и тренинги;

· интеллектуально-творческие игры;

· социальные игры;

· комплексные игры.

В рамках проекта студии творческой инициативы «Арт-дети» по организации досуга с обучающимися младшего школьного возраста будет использоваться следующий комплекс методов организации креативного досуга:

1. Метод «Мозгового штурма» (англ. Brainstorming), форма проведения - игровая, где младшие школьники учатся направлять весь свой креатив в единое русло, осознавая, что мнение каждого – важно и полезно, каким бы отличительным не являлось.

Мозгового штурм (англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике [2, с. 76].

Данный способ организации творческого пространства решает вопросы взаимодействия в коллективе, учит быть единой командой, объединенной общей целью и задачами, способствует пониманию того, что различие мнений — это абсолютно нормальное явление, в котором можно выделить множество плюсов. Примеры вопросов, требующих решение с помощью «Мозгового штурма» (для обучающихся младшего школьного возраста): «Чем можно рисовать, кроме карандашей, красок и других стандартных видов художественных принадлежностей?», «Способ крепления варежек к пуховику», «Из чего можно сделать конфеты?», «Как можно поздороваться с человеком?», «Как можно найти самого умного человека на Земле?» и др.

2. Следующий метод - «Режиссерские игры», форма проведения - практическое занятие. «Режиссерские игры» существуют для проявления фантазии у детей, создания ярких образов, интересного сюжетного содержания. Во время таких игр дети учатся распределять роли на сценической площадке между собой, приходить к компромиссам и стараться понимать друг друга. Данный вид досуговой деятельности способствует умению принятия режиссерского решения, развитию актерских способностей, навыку наделять персонажей харизмой и манерами, учит взаимодействию на так называемой «сценической площадке», где каждому человеку отведена особая роль (роль актера, режиссера, сценариста, декоратора, художника по свету, художника по костюмам, режиссер звуковых эффектор, кастинг - директор и т.д.). Каждый обучающийся младшего возраста, выполняя свою цель на сценической площадке, должен создать креативное решение существующей на его пути проблемы (режиссер должен создать креативную идею исполнения ролей, сценарист написать яркий, запоминающийся сценарий, декоратор придумать новые способы оформления сцены из подручных и других материалов и т.д.).

3. «Театрализованные игры» (форма проведения - практическое занятие), основанные на принципе разыгрывания сюжета в лицах литературных произведений. Показ спектакля осуществляется нетрадиционным способом с использованием теневого пальчикового театра. Данный вид креативного досуга способствует развитию мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста, фантазии, а также умению наделять персонажей определенными чертами характера, манерами и поведением.

4. «Декоративно - прикладное искусство» как вид занятия с креативным уклоном. Применение DIY-технологий («do it yourself»- «сделай это сам») в данном ремесле. Создание дизайна собственных изделий различного типа, подбор необходимых материалов для их изготовления, образное представление продукта и умение его преподнести – развивают творческие способности ребенка, умение мыслить рационально и решать возможные вопросы заранее, предугадывая ситуацию; детально продумывать ход действий, описывать выполненную работу поэтапно, структурировать необходимую в работе информацию.

Для того чтобы решить проблему недостаточной свободы в выборе творческой направленности обучающимся младшего школьного возраста, ведущую к будущей неопределенности младшего школьника, мы предлагаем сделать акцент на самостоятельности обучающегося, ведь  творческие технологии – это, прежде всего, личностный подход, некое «своё видение» той или иной ситуации. Чтобы не существовало сомнений в окончательном выборе креативного досугового занятия, на которое будут направлены основные силы и интерес,  младшему школьнику необходимо опробовать множество различных  видов творческой деятельности, проанализировать свои ощущения и выявить истинные предпочтения. Поэтому для того, чтобы решить данную проблему, мы пришли к необходимости комплексного подхода. Необходимо работать в соответствии с комплексом мероприятий различной направленности (художественной, литературной, музыкальной и т.д.), использовать всевозможные креативные виды деятельности, использовать метод синтеза, давать максимальную творческую свободу, не загонять обучающихся младшего школьного возраста в определенные рамки. Творческие технологии, относящиеся к креативному досугу, способствуют индивидуализации младшего школьника, его готовности принимать и созидать принципиально новые идеи, принимать самостоятельные решения. Данные навыки исключат сомнения обучающегося младшего школьного возраста в будущем выборе важных жизненных решений по поводу самореализации.

 

Список литературы:
1. Александрова, З.А. Организация досуга в начальной школе.- г. Москва, журнал № 4, 2010г.
2. Альтшуллер, Г.С.  Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. — режим доступа: https://moluch.ru/archive/73/12457/ 
4. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: учебник. – М.: Флинта, 2017. – с.118-119.
5. Ищук, Г.И. Дополнительное образование детей как фактор социализации современной профильной школы.- СПб: Образование в современной школе, 2017, -№10, с.3-8.
6. Левчук, С. Воспитательная работа в группе продленного дня. Практическое пособие. – Издательство «АРКТИ», 2010 – с.80.