Статья:

Химический эксперимент как средство обучения xимии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(12)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Химический эксперимент как средство обучения xимии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 12(12). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/12/25159 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Химический эксперимент как средство обучения xимии

Бунькова Екатерина Александровна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Евтюхина Ирина Сергеевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Усовершенствование российского образования предполагает направленность учебно-воспитательного процесса на воспитание у обучающихся созидательных и познавательных умений, на воплощение в жизнь их творческого потенциала, что делает невозможным пассивную роль школьника на уроке. Химический эксперимент является очень важным средством и методом обучения химии в школе.

Химический эксперимент в школе – это важнейший и особый метод обучения, который одновременно знакомит с химическими явлениями и развивает познавательную деятельность учащихся. Только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества обучения химии.

В ходе выполнения химического эксперимента ученики раскрывают проблему, разбирают теоретические вопросы, составляют логическую цепь утверждений, самостоятельно осуществляют практическое исследование, фиксируют результаты наблюдений и формулируют выводы. Выполнение эксперимента начинается с выдвижения гипотезы. Вовлеченные в эту работу школьники применяют имеющиеся знания для формулировки гипотезы, что способствует развитию у них мышления.  При выполнении химического эксперимента у школьников открываются большие возможности для создания и решения проблемных ситуаций, а также для проверки правильности гипотезы. Таким образом, эксперимент позитивно влияет на развитие умственных способностей школьников, а педагог при этом имеет возможность управлять процессом мышления и усвоения новых знаний.

Химический эксперимент осуществляет разнообразные дидактические функции, может использоваться в различных формах и гармонировать с разными методами и средствами обучения. Он предполагает систему с использованием принципа постепенного повышения самостоятельности обучающихся, от проведения опытов под руководством учителя до самостоятельной работы.

В настоящее время методика применения химического эксперимента в процессе преподавания химии хорошо исследована и разработана. Основоположниками методики являются В. Н. Верховский, В. С. Полосин,  К. Я. Пармёнов, А. А. Грабецкий, Л. А. Цветков.

Функции химического эксперимента:

1. Образовательная функция заключается в том, что школьники приобретают знания о веществах, их свойствах, о протекании химических реакций. Также у школьников формируются практические умения и навыки.

2. Воспитывающая функция проявляется в формировании объективных научных знаний о мире, в повышении интереса к химической науке, в развитии самостоятельности.

3. Эвристическая функция заключается в определении новых фактов, закономерностей и понятий.

4. Корректирующая функция позволяет преодолить трудности в освоении теоретического материала, а также исправить ошибки учащихся.

5. Обобщающая функция вырабатывает предпосылки для организации эмпирических обобщений, то есть с помощью опытов можно сделать обобщенный вывод.

6. Исследовательская функция проявляется в проблемном обучении и связана с развитием умений и навыков школьников по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов, освоению школьных методов научно-исследовательской работы.

В процессе преподавания химии используют учебный демонстрационный эксперимент, который выполняет учитель на демонстрационном столе, и ученический эксперимент, который осуществляют школьники на своих рабочих местах.

Демонстрационный эксперимент выполняется при рассказе нового материала для формирования у учащихся точных понятий о веществах, химических процессах и явлениях за небольшой промежуток времени. Также данный вид химического эксперимента научит выполнять лабораторные опыты и отдельные приемы и операции.

Демонстрационный эксперимент применяется:

1. когда не представляется возможным предоставить школьникам необходимое количество оборудования;

2. обучающиеся не владеют техникой для проведения опыта;

3. опыт в небольшом масштабе не дает надлежащего результата;

4. школьники не могут самостоятельно провести опыт в силу сложности;

5. опыт представляет опасность;

6. необходимо затратить на опят минимальное количество учебного времени.

Химический демонстрационный эксперимент должен:

1. соответствовать целям и задачам урока;

2. быть наглядным и технически простым.

Ученический эксперимент – это самостоятельная работа школьников на уроке. В ходе выполнения у учащихся вырабатываются лабораторные умения и навыки, такие как обращение с химическими приборами и посудой, проведение лабораторных операций, получение химических веществ. Также во время выполнения ученического эксперимента у школьников формируются и организационные способности – планирование эксперимента, самоконтроль, поддержание порядка на рабочем месте.

Основные виды ученического эксперимента:

1. лабораторный опыт – это эксперимент, выполняемый учащимися под руководством педагога, проводится при изучении нового материала или его закреплении, помогает изучить отдельные стороны химического объекта;

2. практическое задание – это вид экспериментальной учебной деятельности школьников, отличается высокой степенью самостоятельности учащихся и способствует совершенствованию их знаний и умений;

3. практикум – это вид самостоятельной работы учащихся, проводится в основном в старших классах, выполняется при завершении крупных разделов курса, способствует возникновению обобщенных знаний и умений и их совершенствованию.

Основная роль преподавателя при проведении ученического химического эксперимента состоит в контроле за правильностью выполнения, соблюдением правил техники безопасности, за порядком на рабочем месте, в оказании необходимой помощи.

Организация химического эксперимента.

Преподаватель химии должен  планировать эксперимент по конкретной теме, уметь методически правильно его использовать, выбрать наиболее удачные варианты опытов, руководить деятельностью школьников, оценивать действия учащихся при выполнении ими самостоятельной работы.

Согласно учебной программе в тематическом планировании утверждается последовательность проведения демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий. При написании поурочного планирования преподавателю необходимо продумать, на каком этапе занятия, в какой последовательности, с какими реактивами и приборами выполнить опыты, установить их место во время урока в зависимости от поставленных задач, форму записи приобретенных результатов, которая может быть в рисунках таблицах, схемах.

Деятельность школьников оценивается по итогам письменного отчета и результатам наблюдений.

Критерии оценивания:

1. безошибочное и аккуратное выполнение опыта;

2. грамотное обращение с реактивами и оборудованием;

3. правильная запись выводов, объяснений, уравнений реакций;

4. соблюдение техники безопасности и дисциплины;

5. качественное оформление отчета.

Таким образом, многообразие химических процессов и явлений позволяет использовать химический эксперимент на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Роль химического эксперимента в познавательной деятельности школьников заключается в формировании у них интереса как мотива деятельности. С помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников.

 

Список литературы:

1. Зайцев, О. С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе / О. С. Зайцев. – М. : КАРТЭК, 2012. – 469 с.
2. Мартыненко, Б. В. Эксперимент не должен уйти из школы / Б. В. Мартыненко // Химия в школе. – 1999. – N1. – С.57-59. 
3. Мир химии: занимательные опыты по химии / Сост. Ю. И. Смирнов. –СПб.: МиМ-Экспресс, 2005. – 175с.
4. Полосин, В. С. Больше внимания химическому эксперименту / В. С. Полосин // Химия в школе. – 1997. – N1. – С.69.
5. Чечель, И. Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. – М .: Новый учебник, 2003. – 352 с.