Статья:

Киберпреступность как угроза экономической безопасности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Проскурякова П.А. Киберпреступность как угроза экономической безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/120/76015 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Киберпреступность как угроза экономической безопасности

Проскурякова Полина Андреевна
студент, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, РФ, г. Кемерово
Шевелева Оксана Борисовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры финансов и кредита, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, РФ, г. Кемерово

 

В настоящее время информационный поток, охватывающий все области деятельности человека, постоянно растет, из-за чего увеличивается вероятность принятия неверного управленческого решения, что может привести к снижению уровня информационной составляющей экономической безопасности.

Существует множество видов преступлений в сфере информации, например, кража конфиденциальных данных пользователей, распространение неверной информации. К таким преступлениям можно отнести преступления в компьютерной сфере или киберпреступность.

Киберпреступность – это преступность, совершенная в кибер- или любом другом виртуальном пространстве. Киберпространство отражает такое виртуальное измерение, в котором находятся электронные данные, сведения существующих компьютеров и прочих гаджетов.

Согласно УК РФ преступлением в компьютерной сфере можно назвать действие, связанное с посягательством на информацию, представленную в электронной форме. В 28 главе УК РФ определены основные составы данных преступлений, а именно:

  • неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ;
  • нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей;
  • неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации [1].

Также можно было бы отнести к киберпреступлениям следующие статьи УК РФ:

  • статья 159.3 «Мошенничество с использованием электронных средств платежа»;
  • статья 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации» [1].

Киберпреступность включает в себя преступление с использованием компьютерной техники, где предметом выступает компьютер, а объектом преступления является информационная безопасность, а также иные преступные деяния, в которых средством преступления против общественной безопасности, авторских прав является компьютер.

Любое преступление совершается с какой-либо целью, и киберпреступления не являются исключением. В связи с этим их можно классифицировать следующим образом:

  • экономические – причинение экономического ущерба путем кражи денежных средств и информации, составляющую коммерческую тайну;
  • политические – причинение вреда государственным институтам, что ведет к ослаблению системы власти и доверия населения;
  • социально-психологические – пропаганда идей, мыслей с целью воздействия на сознание и психическое состояние человека, что в последствии могло бы его привлечению в преступные группировки.

Киберпреступления, которые совершаются в глобальной сети Интернет имеют свои характерные черты:

  • возможность совершения преступления в автоматизированном режиме в нескольких местах одновременно;
  • высокая скрытность совершения преступления, которая обеспечена особенностью сетевого информационного пространства (развитые механизмы анонимности и т.д.);
  • трансграничный характер сетевых преступлений, то есть преступник, объект преступного посягательства, потерпевший могут находиться в разных государствах;
  • особая подготовленность преступников, интеллектуальный характер преступной деятельности;
  • постоянное обновление способов совершения преступлений и применяемых для этого средств, их нестандартность, сложность, многообразие;
  • множество потерпевших и эпизодов преступных действий;
  • неосведомленность потерпевших о совершенных по отношению к ним преступных действиях;
  • дистанционный характер преступных действий [7].

Общественная опасность таких преступлений заключается в их скрытности, потерпевшие зачастую не знают, что в отношении них совершено преступление. Из-за этого преступники уверены в своей безнаказанности.

Согласно докладу Всемирного экономического форума 2019 года «Глобальные риски», выявлено 5 областей усиливающихся рисков, которые представляют наибольший интерес – экономическая уязвимость, геополитическая напряженность, напряженная общественная и политическая обстановка, экологическая нестабильность, технологические риски. К технологическим рискам относят кражу личных данных, денежных средств, а также нарушение функционирования инфраструктуры. Усиление данного риска связано с внедрением новых технологий [2].

В 2019 году компания Positive Technologies провела поквартальный мониторинг актуальных киберугроз [3].

 

Рисунок 1. Мотивы злоумышленников

 

На рисунке 1, можно увидеть, что на протяжении всего года, главной целью злоумышленников становилось получение данных пользователей, при этом имеется тенденция к увеличению. Высокий процент таких случаев может свидетельствовать о низком уровне информационной безопасности как предприятия, так и его сотрудников, в частности. Стоит отметить, что происходит сокращение хактивизма. В пример хактивизма можно привести эпизод 2016 года, когда были проведены атаки в знак протеста против блокировки доступа в интернет Джулиану Ассанжу, связанной с публикацией на WikiLeaks документов, которые могли бы повлиять на исход выборов в США. Тогда ответственность за данные атаки взяли группировки Anonymous и New World Hackers [4].

Особенностью хактивизма является отсутствие насилия. Он представляет собой социальное движение, использующее компьютерные сети для формирования политических сообществ и выражения мнения участниками таких сообществ. С точки зрения деятельностного подхода, хактивизм можно рассматривать как определенный вид деятельности, направленный на причинение вреда. Тем не менее, действия хактивистов могут быть направлены как во благо, так и во вред обществу. Как пример противоправных действий можно привести взлом сайтов органов государственной власти с целью подрыва экономики. Примером действий во благо можно назвать действия Telecomix зимой 2011 года во время египетского интернет-блэкаута. Они предоставили услуги удаленного доступа и техническую поддержку египетскому народу. Telecomix опубликовали видео с поддержкой египтян, описав свои усилия по обеспечению коммутируемых соединений и предложив методы, позволяющие избежать интернет-фильтры и правительственной слежки [5].

 

Рисунок 2. Типы украденных данных

 

Данные, представленные на рисунке 2, лишний раз подтверждают, что злоумышленники в первую очередь нацелены на персональные данные. Так в 2019 г. наиболее востребованными данными для преступников стали: персональные данные – 28,5%; учетные данные – 24%.

 

Рисунок 3. Категории жертв среди юр. лиц

 

На рисунке 3 видно, что среди юридических лиц (хозяйствующих субъектов) наибольший интерес для злоумышленников представляют государственные учреждения, но в 2019 году произошло сокращение их доли. Также в пятерку самых атакуемых отраслей входят медицинские учреждения, промышленные компании, финансовые компании и образовательные учреждения. Стоит отметить, что за 2019 год резко возросла доля компаний без привязки к отрасли.

 

Рисунок 4. Объекты атак

 

Из данных рисунка 4 видно, что чаще всего объектами атак становились инфраструктура организаций и веб-ресурсы. Так в 2019 году на инфраструктуру приходилось свыше 70% атак, а на веб-ресурсы, в свою очередь – 18%.

 

Рисунок 5. Методы атак

 

К методам, обеспечивающим информационную безопасность, относят:

  • физические – пропускные пункты, полный или ограниченный запрет доступа на территорию посторонних лиц;
  • базовые средства защиты информации - различные антивирусные программы, фильтрация корпоративной электронной почты;
  • резервное копирование данных;
  • регламентирование работы пользователей с конфиденциальной информацией;
  • шифрование данных при передаче электронным форматом [6].

Стоит отметить, что основными методами атак информационной безопасности в 2019 году являлись: использование вредоносного программного обеспечения, социальная инженерия, эксплуатация веб-уязвимостей. Так на использование ВПО приходилось свыше 70% случаев атак, социальную инженерию свыше 60% случаев, эксплуатацию веб-уязвимостей – 12%-18% случаев, но данные методы имеют тенденцию к снижению. Из частоты использования данных методов атак, можно сделать вывод о том, что злоумышленники, в первую очередь, пользуются уязвимостью в информационной грамотности и безопасности сотрудников.

Также происходит увеличение доли эксплуатации веб-уязвимостей. Злоумышленников привлекают веб-сайты коммерческих организаций. При их взламывании, злоумышленники рассчитывают найти данные платежных карт, базы данных клиентов, учетные данные зарегистрированных пользователей. Также веб-уязвимости можно использовать для атак, направленных на отказ в обслуживании сетевого оборудования.

 

Рисунок 6. Динамика атак в 2019 году

 

В настоящее время актуализируются вопросы предупреждения и противодействия киберпреступлений из-за постоянного развития информационных технологий.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются органы правопорядка, осуществляя борьбу с киберпреступностью являются:

  • нехватка квалифицированных кадров;
  • трудности выявления преступления и своевременное реагирование;
  • несовершенство законодательства в киберпреступной сфере.

Наше законодательство в сфере киберпреступности нуждается в более детальной проработке и увеличения количества составов преступлений, за которые предусмотрена ответственность.

Для противодействия данному виду преступлений новые, специфические способы выявления, расследования и пресечения киберпреступлений, которые можно разделить на:

  • технические:
    • новейшие компьютерные технологии;
    • внедрение в работу правоохранительных органов возможности сети Интернет.
  • правовые:
    • совершенствование законодательства.

Несмотря на стандартизацию законодательства и координацию правоохранительной деятельности в мировом масштабе, киберпреступность никогда полностью не исчезнет, так как она является побочным продуктом Интернета, который сейчас становится основой существования общества.

 

Список литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// СПС КонсультантПлюс
2. The Global Risks Report 2019 - [Электронный источник] - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2019.pdf
3. Актуальные киберугрозы: итоги 2019 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2019/
4. Официальный пресс-релиз Министерства иностранных дел и вопросов человеческой мобильности Республики Эквадор [Электронный источник] - URL: https://www.cancilleria.gob.ec/en/official-communique_2/
5. Telecomix: tech support for the Arab spring [Электронный источник] - URL: https://www.theguardian.com/technology/2011/jul/07/telecomix-arab-spring
6. Основы информационной безопасности. Часть 2. Информация и сред-ства ее защиты [Электронный ресурс] - URL: https://habr.com/ru/company/vps_house/blog/343498/
7. Куява Т. Ю. Киберпреступность: проблемы уголовно-правовой оценки и организации противодействия // Молодой ученый. – 2016. - №29. – С. 255-257.