Психологические особенности социально дезадаптированных подростков с различным типом сознания
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Психологические особенности социально дезадаптированных подростков с различным типом сознания
Текущий уровень актуальности проблемы социальной дезадаптации подростков обусловлен постоянным увеличением численности подростков, сталкивающихся с данной проблемой.
Под дезадаптацией подразумевается следствие дегармонизации взаимодействия между индивидом и его социальным окружением, а также внутреннего разлада личности; в некоторых случаях такие процессы носят комплексный характер. Проявления дезадаптации выражаются в поведенческих нарушениях, ощущении внутреннего дискомфорта, а также нарушениях взаимодействия между самим индивидом и окружающими людьми. [3, c.10] Классификация типов дезадаптации основывается на целом ряде признаков – так, она может носить как внутренний, так и внешний характер, быть осознанной или не осознанной, вызывать или не вызывать у личности чувство вины и желание изменить что-либо в окружающем мире или в собственном поведении.
Подростковый возраст зачастую именуется «переломным», что обусловлено радикальными переменами, связанными с этим периодом и существенно сконцентрированными во времени – физическое и личностное развитие носит скачкообразный характер, изменяется личностная специфика, система ценностей, интересов и отношений индивида. При этом указанные перемены часто связаны с определёнными затруднениями в воспитании ребёнка – взрослые, входящие в непосредственное окружение, более не воспринимаются им как авторитет, его поведение характеризуется проявлениями протеста и негативизма, возникают грубость, упрямство, замкнутость и т.п.
Дезадаптированными называются подростки, по определённым причинам не способные адаптироваться к своей непосредственной социальной среде наравне со своими сверстниками; следует отметить, что дезадаптация оказывает существенное негативное воздействие как на учебную деятельность и социализацию ребёнка, так и на его внутренний мир, а также возможности для самореализации. [2]
У современных подростков можно заметить существенные отличия от их ровесников прежних поколений – с одной стороны, уровень интеллектуального развития у них выше, но с другой, они значительно более инфантильны; характеризуются высокой возбудимостью, хорошим развитием речевых навыков при отсутствии навыков ручного труда, усидчивостью, но при этом нелюбовью к чтению книг и учёбе как таковой, отсутствием интереса к ролевым играм и т.д. Обрушивающийся на современного подростка колоссальный поток информации, возможность быстро получить буквально любые знания зачастую приводит к обратному эффекту – не будучи способен к глубокому самостоятельному анализу поступающих данных, подросток начинает выбирать из их потока только информацию развлекательного характера, не требующую от него интеллектуального напряжения. Часто это приводит к тому, что постепенно он теряет способность к самоорганизации и решению повседневных учебных и социальных задач.
Именно подростки, в силу определённых причин психофизиологического характера, оказываются перед различными жизненными проблемами наиболее уязвимы; если вовремя не разрешить данные проблемы, это может привести к социальной дезадаптации подростка, вследствие которой, в свою очередь, возникают разнообразные отклонения в его поведении, такие, как прогулы уроков, усвоение вредных привычек (вплоть до появления зависимостей), дромомания, вовлечение в криминалитет и т.д.
Проблемы социальной адаптации подростков освещали в своих работах многие специалисты, как российские, так и зарубежные: Толстых Н.Н., Клейберг Ю.А., Гуткина Н.И. Дебровина И.В., а также С. Кэррел, Р. Смид и другие.[1] Вместе с тем, в рассматриваемой теме по-прежнему имеется огромное количество нерешённых вопросов, один из которых связан именно со спецификой ведения психологической работы с социально дезадаптированными подростками. Такие дети обычно находятся на контроле в своих средних учебных заведениях, часто получая социальное клеймо «трудных подростков».
Целью данного эмпирического исследования являлось проанализировать и определить влияние психологических особенностей социально дезадаптированных подростков на типы сознания.
Мы предположили, что психологические характеристики социально дезадаптированных подростков будут отличаться от аналогичных у школьников не только по склонности подростков к различным формам девиантного поведения, но и по типу сознания.
Использовался следующий психодиагностический инструментарий: Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [4]; Тест преобладающего типа сознания (ТПТС) Г.В. Акопов, Т.В. Семенова [ 5 c.6].
В качестве группы испытуемых выступили подростки в возрасте от 13 до 15 лет, в составе 30 подростков (15 из которых состоят на учете в Отделе по делам несовершеннолетних (ОДН)).
С помощью методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)» мы измеряли склонность (готовность) подростков к различным формам девиантного поведения [4]. Полученные результаты нами были проанализированы следующим образом:
По результатам проведенного психодиагностического обследования:
- по шкале склонности к аддиктивному поведению чрезвычайно высокие и высокие баллы в группе подростков, стоящих на учете в ОДН наблюдается у 13 испытуемых (87%), а в контрольной группе наблюдается у 6 испытуемых(40%);
- по шкале склонность к агрессии и насилию чрезвычайно высокие и высокие баллы в группе подростков, стоящих на учете в ОДН наблюдается у 12 испытуемых (80%), а в контрольной группе наблюдается у 11 испытуемых (73%);
- по шкале волевой контроль эмоциональных реакций чрезвычайно высокие и высокие баллы в группе подростков, стоящих на учете в ОДН наблюдается у 11 испытуемых (73%), а в контрольной группе наблюдается у 6 испытуемых (40%);
- по шкале склонности к преодолению норм и правил чрезвычайно высокие и высокие баллы в группе подростков, стоящих на учете в ОДН наблюдается у 9 испытуемых (60%), а в контрольной группе наблюдается у 1 испытуемых(7%);
- по шкале склонности к деликвентному поведению чрезвычайно высокие и высокие баллы в группе подростков, стоящих на учете в ОДН наблюдается у 9 испытуемых (60%), а в контрольной группе наблюдается у 5 испытуемых(33%);
- по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению чрезвычайно высокие и высокие баллы в группе подростков, стоящих на учете в ОДН наблюдается у 7 испытуемых (47%), а в контрольной группе наблюдается у 2 испытуемых(13%).
Различие можем наблюдать в диаграмме №1.
Рисунок 1. Диаграмма №1
Таким образом, мы видим, что у подростков, состоящих на учете в Отделе по делам несовершенно летних, диагностируются склонности к различным формам девиантного поведения.
С помощью теста «Преобладающего типа сознания (ТПТС) Г.В. Акопов, Т.В. Семенова.» мы выделяли на эмпирическом уровне «созерцательный» (с преобладанием перцептивного созерцания), «деятельностный» (с преобладанием деятельности), «критический» (включающий и созерцание, и деятельность), «неопределенный» (становящийся, невыраженный) типы индивидуального сознания [5 c.6].
Таблица 1.
Результаты изучения преобладающего типа сознания у подростков двух групп
Типы сознания |
Подростки состоящие на учете в ОДН |
Контрольная группа (норма) |
||
количество |
% |
количество |
% |
|
созерцательный |
2 |
13% |
10 |
67% |
деятельностный |
9 |
60% |
3 |
20% |
критический |
1 |
7% |
2 |
13% |
неопределенный |
3 |
20% |
0 |
0% |
По результатам проведенной психодиагностики в группе подростков, стоящих на учете в Отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) выявлено преобладание деятельностного типа сознания 9 человек (60%). У подростков из контрольной группы преобладает созерцательный тип 10 человек (67%).
Нами было проведено исследование, в ходе которого мы выявили что у социально дезадаптированных подростков и у школьников группы «норма» имеются различия по таким шкалам как: склонности к аддиктивному поведению; волевой контроль эмоциональных реакций; склонности к преодолению норм и правил; склонности к деликвентному поведению; склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Деятельностный тип сознания преобладает у социально дезадаптированных подростков, а у школьников группы «норма» преобладает созерцательный тип сознания. Таким образом предложенная нами гипотеза подтверждается.