Статья:

Эстрадные представления: эстетические особенности и этические задачи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Полюкова В.К. Эстрадные представления: эстетические особенности и этические задачи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76654 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эстрадные представления: эстетические особенности и этические задачи

Полюкова Валерия Константиновна
студент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Что такое эстрада: песни, танцы, «Кривое зеркало»? Или за словосочетанием «эстрадный театр» стоит нечто большее?.. Попробуем разобраться, для чего нужны эстрадные представления и по каким законам они строятся: ответив на два этих вопроса, мы выведем закономерности этики и эстетики эстрадных представлений.

Говоря об эстетических особенностях театра эстрадных представлений, стоит пойти от этимологии слова «эстрада». От фр.estrade - «подмостки, помост». То есть при слове «эстрада» мы так или иначе всегда вспоминаем об особой форме сцены, где актеры максимально близки к зрителю. Раз это помост, то получается, что объект внимания актёра может быть за периферией сцены: например, в зрительном зале.

Из этимологии слова мы узнали главную характерную черту эстрады: прямое обращение к зрителю, к конкретным людям. Прямо в зал! Хлёстко, сильно!

В это же время можно получить прямой отклик зрителя в данный момент.

Так, например, в любом юмористическом номере жанра Stand Up предполагается, что люди будут смеяться над шутками.

При этом артист, исполняющий номер, должен дождаться, пока зрители досмеются, он не может не заметить смеха: ведь он ради зрителя свой номер и исполняет. Иначе говоря, четвертой стены на эстраде не существует, а зритель является не пассивным наблюдателем «через замочную скважину», как говорил Станиславский, а активным участником диалога.

Характеры героев на эстраде даны гротескными.

Очень часто, особенно в жанре пародии, берётся одна главная черта героя, которая показывается актёром с использованием гиперболы; а все остальные черты характера не показываются совсем. Существование актёра в театре эстрады, как я уже говорила, предполагает прямое обращение в зал, отсутствие четвертой стены. Апелляция в зал к конкретным людям - способ превратить зрительское «верю» в зрительское «действую». Это важный пункт  не только про эстетику, но еще и про этическую задачу - эстрада как способ призвать зрителя к незамедлительному действию. 

«Любое эстрадное представление состоит из разных номеров»[3]. Одна из основных задач, стоящих перед будущими режиссерами эстрады – умение создать номер. Однако номер ради номера - это не про режиссуру. В то время как номер передаёт сиюминутное переживание, все эстрадное представление несёт в себе законченную идею. Номер является частью действия, может быть ярким выразительным средством одной из сторон конфликта, но не является носителем театральной и драматургической структуры, поэтому режиссер должен выстроить действие таким образом, чтобы гэги (трюки) и репризы органично вплелись в ткань повествования.

Какие жанры номеров можно встретить в эстрадной представлении? «Песня и акробатика, конферанс и фокусы, музыкальная эксцентрика и психологические опыты, публицистический фельетон и игра с хула-хупами...» [1] Важно помнить, что под каждый конкретный случай и каждую идею режиссёра создается новый жанр, который будет включать в себя все приёмы, нужные режиссёру для передачи смысла. Например, это  может быть «танго-драма», «хип-хоп буффонада» и проч.

Обратимся к определению, данному в Театральной энциклопедии: «из-за краткости данных форм...»[3].Получается, что эстрадная миниатюра не должна быть долгой. В ней должны быть такие предлагаемые обстоятельства, которое необходимы и достаточны, как сказали бы информатики. Ни больше, ни меньше. В этом эстетика любого эстрадного представления. «В миниатюре должен быть смысловой лаконизм, короткий удар, как говорят в боксе. <…> Лучше сделать две-три миниатюры на близкие темы, чем пытаться раскрыть эти темы в одной миниатюре» [2].

Эстрада, как никакое другое искусство, «встроена» в современ­ную «индустрию досуга», а досуговая деятельность, как известно, важнейшая сторона жизни любого народа, любой страны [1]. Но важно не просто развлечь зрителя, а, если можно так выразиться, при помощи легкой, понятной, лаконичной формы повествования донести важную идею. Это одна из этических задач эстрады.

Эстрадное представление всегда злободневно.

С эстрады артист (и режиссер) может заявить об одной из самый важных для нашего времени проблем. Например, Райкин высмеивает в своем номере горе-конферансье: «Мой персонаж был самовлюбленным идиотом, бездарностью, пошляком-анекдотчиком. <..> Напускное веселье плоских, якобы жизнеутверждающих шуток — вот был предмет моей пародии.

Конкретного прообраза здесь не было. Я высмеивал некий стереотип бездумного пошляка-оптимиста»[2].

К сожалению, по сравнению с прошлым веком, где на эстраду «ходили все, кто мог ходить» [1], в наше время театр Эстрады не похож на то, что считается эстрадой по определению.

Билеты в этот театр дорогие, проблемы затрагиваются как будто «прошловечные», а не злободневные. Возможно, это связано с цензурой, но, прежде всего, с заменой театра на «Youtube».

Есть ли у эстрады будущее? Сможем ли мы в таких этических и эстетических принципах передавать зрителю важные мысли?.. Слово за нами.

 

Список литературы:
1. Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления: учеб. Пособие / И. А. Богданов, И. А. Виноградский ; Наука . – Москва, 1998. – 638 с.  
2. Райкин А. Воспоминания / А. Райкин. — Москва : Азбука-Аттикус, 2000. — 353 с. 
3. Библиотека Гомер. Культурологии [Электронный ресурс]. — Электрон. Данные. — Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php. — Загл. С экрана.
4. Шароев И. Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений: учеб. Пособие / И.Г. Шароев ; ЧГАКИ. – Челябинск, 1999. – 217 с.