Статья:

Эффективность фискальной политики в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(122)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гурчиани Д.Г. Эффективность фискальной политики в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 29(122). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/122/76959 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность фискальной политики в Российской Федерации

Гурчиани Доминика Гиглаевна
студент магистратуры, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективности проводимой фискальной политики в Российской Федерации. Рассмотрены понятие, цели и основные инструменты фискальной политики, проведено исследование развития фискальной политики в России. На основе данного исследования была определенна эффективность проводимой в РФ фискальной политики.

Abstract. The article is devoted to the effectiveness of the fiscal policy in the Russian Federation. The concept, goals and main instruments of fiscal policy are considered, a study of the development of fiscal policy in Russia is carried out. On the basis of this study, the effectiveness of the fiscal policy pursued in the Russian Federation was determined.

 

Ключевые слова: фискальная политика, государственные расходы, налоги, субсидии, экономический рост.

Keyword: fiscal policy, government spending, taxes, subsidies, economic growth.

 

Основным рычагом макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика – это бюджетно-налоговая политика государства, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов [1].

Фискальная политики предполагает решение следующих целей:

1) изменение реального объема национального производства и занятости;

2) сдерживание темпов инфляции;

3) ускорение экономического роста.

Помимо этого, выделяют основную цель фискальной политики – это поиск источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Фискальная политика может как положительно, так и отрицательно воздействовать на стабильность национальной экономики. Поэтому для проведения грамотной фискальной политики и для предотвращения серьезных последствий требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации этой политики, а также элементов, ее составляющих.

В качестве инструментов фискальной политики выступают государственные субсидии, изменение налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме того, инструменты фискальной политики включают трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоги [2].

Государственные расходы – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение функций и задач государства. Чаще всего государственные расходы классифицируют следующим образом. Государственные расходы:

• государственные закупки товаров и услуг;

• трансфертные выплаты.

Следует отметить, что государственные закупки влияют на совокупный спрос прямо, так как являются компонентом совокупного спроса. При росте государственных закупок увеличивается совокупный спрос. Что касается трансфертных платежей, то они влияют на совокупный спрос косвенно. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Фискальная политика – государственная политика, один из основных способов вмешательства правительства в экономику, чтобы снизить циклические колебания и обеспечить стабильную экономическую систему в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Фискальная политика РФ ориентирована в 2018 – 2020 гг. на завершение структурных преобразований экономики, которые позволят сделать экономику страны, обособленной от конъектурных колебаний цен на энергоносители, а также привлекательной для внешних и внутренних инвесторов. В целом это даст условия для устойчивого развития экономики страны.

Таким образом, фискальная политика России развивается достаточно хорошо. Об этом свидетельствуют изменения в налоговом и бюджетном законодательствах, что способствует росту экономики страны.

Проблема развития и повышения эффективности в РФ довольно актуальна на сегодняшний день. Для того, чтобы разработать мероприятия по повышению эффективности фискальной политики, необходимо рассмотреть аспекты, влияющие на экономический рост, так как одной из лидирующих задач бюджетно-налоговой политики является ускорение экономического роста [3].

Экономический рост представляет собой долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП. В экономической теории различают два типа факторов, влияющих на экономический рост:

1) экстенсивные (использование большего количества рабочей силы, строительство новых предприятий, отрытые новых месторождений);

2) интенсивные (рост квалификации работников, использование более совершенного оборудования, научная организация труда).

Таким образом, для увеличения экономического роста необходимо разработать мероприятия, которые будут направлены на:

• стимулирование исследований и разработок;

• стимулирование инвестиций, так как экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство;

• стимулирование сферы образования;

• стимулирование свободной торговли.

В России на данном этапе развития проводятся мероприятия, которые стимулируют исследования и разработки. Например, согласно Налоговому кодексу РФ, лица, занимающиеся исследованиями или иной подобной деятельностью, освобождаются от уплаты некоторых видов налога (например, налога на прибыль организаций). Проведение такой фискальной политики дает возможность развития новых инновационных технологий. Помимо этого, следует отметит, что снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что, в свою очередь, повышает уровень реального ВВП [3].

В РФ государственные расходы в большей мере реализуются на социальную политику страны. В 2018 г. расходы на эту область составили 4 581,8 млрд. руб. На образование было расходовано 722,6 млрд. руб. (таблица 1).

 

Таблица 1.

Расходы государственного бюджета в 2018 г. [4]

Наименование

Утверждено,млрд.руб.

Исполнено, млрд.руб.

Общегосударственные вопросы

1 412,1

1 257,1

Национальная оборона

3 063,0

2 827,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 049,8

1 971,6

Национальная экономика

2 569,2

2 402,1

Образование

753,6

722,6

Здравоохранение

451,93

439,85

Социальная политика

4 611,9

4 581,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

814,3

806,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

 

1 098,6

 

1 095,4

Иные

560,9

512,1

 

Итак, чтобы простимулировать область образования, следует разработать такие мероприятия, которые будут обеспечивать положительный внешний эффект и привлекать людей для получения образования. Например, по статистике США, каждый затраченный год обучения повышает уровень заработной платы в среднем около 10%. Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии других. Образованней человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других людей, всеобщим достоянием, ими может пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного эффекта образования.

Помимо этого, еще одной важной задачей фискальной политики является сдерживание темпов инфляции. В основном для сдерживания темпов инфляции проводится антиинфляционная политика, которая подразумевает комплекс мероприятий, экономических и административных механизмов, которые помогают бороться с инфляцией. В узком смысле – это государственная система антиинфляционных мер. Антиинфляционная политика предполагает использование следующих мер [1]:

• укрепление рыночных механизмов;

• усиление регулирования финансовой системы государства и прироста денежной массы;

• изменение бюджетно-налоговой политики: снижение расходов и увеличение доходов;

• снижение зависимости курса валюты от внешних факторов.

Таким образом, в период увеличения темпов инфляции, государство разрабатывает мероприятия, влияющие на снижение расходов и увеличение доходов, которые достигаются путем уменьшение трансфертных платежей и государственных закупок, а также ростом налогов.

Фискальная политика России развита неплохо, о чем свидетельствует направление фискальной политики на завершение структурных преобразований экономики, которые позволят сделать экономику страны, обособленной от конъектурных колебаний цен на энергоносители, а также привлекательной для внешних и внутренних инвесторов. В целом это даст условия для устойчивого развития экономики страны.

Но при этом существует ряд проблем фискальной политики. Такие, как длительный промежуток времени, вытеснение частных инвестиций, дисбаланс государственного бюджета, неопределенность, существование дефицитов бюджета.

Для повышения эффективности фискальной политики государство должно разработать мероприятия, направленные на:

• стимулирование исследований и разработок;

• стимулирование инвестиций, так как экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство;

• стимулирование сферы образования;

• стимулирование свободной торговли.

В условиях быстрого роста темпов инфляции государству необходимо разработать мероприятия, которые будут направлены на снижение государственных расходов и увеличение налога. Например, рост ставки налога на добавленную стоимость [2].

Таким образом, фискальная политика России развита неплохо, о чем свидетельствует направление фискальной политики на завершение структурных преобразований экономики, которые позволят сделать экономику страны, обособленной от конъектурных колебаний цен на энергоносители, а также привлекательной для внешних и внутренних инвесторов. В целом это даст условия для устойчивого развития экономики страны.

Но при этом существует ряд проблем фискальной политики. Такие, как длительный промежуток времени, вытеснение частных инвестиций, дисбаланс государственного бюджета, неопределенность, существование дефицитов бюджета.

В России для решение данных проблем проводятся ряд мероприятий. Например, была создана полноценная правовая база стимулирования роста частных инвестиций, также был создан Фонд развития проектов. Для решения дисбаланса и дефицита государственного бюджета государство планирует сокращение расходов на сомнительные статьи, национальную оборону и безопасность. Также планируется увеличение ставок налога.

Решение таких проблем, как длительный промежуток времени между принятием и реализацией некоторых постановлений и существование неопределенности, в нашей стране пока еще не нашлось.

 

Список литературы:

  1. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации.Субфедеральный местный уровни [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Курченко Л.Ф.— Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.— 252 c.
  2. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Нешитой А.С.— Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2018.— 310 с.
  3. Цветова Г.В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цветова Г.В.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 92 c.
  4. Официальный сайт Электронного бюджета РФ, Расходы бюджета,  [Электронный ресурс]: (http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B?_adf.ctrl-state=1cr6qfxtck_82&regionId=45) (Дата обращения 18.08.2020г.)