Статья:

Глобализм и антиглобализм как политические явления XXI века

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Вологжанина К.К. Глобализм и антиглобализм как политические явления XXI века // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 30(123). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/123/77214 (дата обращения: 19.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Глобализм и антиглобализм как политические явления XXI века

Вологжанина Кристина Константиновна
студент, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

Теория глобализации стала основной оптимистической социологической традицией 1990-х годов. Глобализация была представлена как новое явление для экономической, социальной и культурной сфер, как средство для широкого распространения западных ценностей и как инструмент для формирования глобального сообщества, как гарантия быстрого развития научных и технических результатов и вовлеченность периферийных регионов планеты в мировую экономику. Каждый из этих аспектов глобализации имел определенный идеологический вес, который с точки зрения теории оказался неустойчивым [6, с.26-36].

Среди основных признаков глобализации известный российский политолог – Г.В. Голосов выделяет:

  • усиление роли ТНК;
  • активное использование сети Интернет;
  • рост мегаполисов;
  • стандартизация и унификация;
  • распространение по всему миру английского языка;
  • ослабление национальных государств;
  • развитие международного туризма;
  • появление всемирных организаций (НАТО, ВТО и др.) и повышение их власти [4, с.109-142].

Глобализацию нельзя считать совершенно новым явлением в международной сфере. Чтобы убедиться в этом, нельзя даже останавливаться на сугубо количественных параметрах отдельных «волн», за исключением того, что в конце XIX века масштабы международной торговли, инвестиций и особенно миграционных потоков были несравнимо больше, чем в начале XXI века.

Глобализация не является инструментом для создания действительно единого мира. Если в предыдущие эпохи происходило расширение границ различных, иногда даже противоположных миров, современная глобализация (нравится нам это или нет) воплощает расширение только европейской цивилизации. Стоит согласиться, что Европейская цивилизация сохраняет свои культурные основы в экономически подчиненном, но культурно и идеологически разнообразном мире [1].

Экономическая глобализация не объединяет, а подчиняет регионы и страны мира. Каждый этап европейской экспансии, от развития средиземноморской торговли до наших дней, был обусловлен научно-техническими достижениями и постепенным изменением преобладающих технологических режимов. [1].

Производство информации и уникальных продуктов, в которых отражены главные заслуги культуры, радикально различается от производства остальных вещественных благ: для этого требуется высокий, а не низкий, как в индустриальном обществе, уровень образования работников; в процессе производства улучшается труд, а не его истощение; потребление наукоемких и информационных продуктов становится фактором, способствующим, а не предотвращающим накопление капитала, и, наконец, информационный продукт может быть реализован много раз, принося прибыль владельцу, но оставаясь его собственностью. С того самого момента, когда западная экономика начала «опираться на знания», любые попытки «догнать» развитие, связанные с мобилизацией традиционных факторов производства, были обречены.

Глобализация не побеждает, но консолидирует периферийный характер отдельных стран благодаря своей внутренней логике. Европейская модель расширения границ ее цивилизации основывалась не столько на завоевании других народов и их включении в сферу их воздействия, сколько на разработке новых обществ европейского типа, в которых сами европейцы составляли наибольший процент, либо существенную их часть (как в Латинской Америке). Вот почему современная глобализация может быть схематически представлена в виде нескольких концентрических кругов, идущих от центра к периферии [1]:

  • первый касается Западной Европы, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии;
  • второй включает страны с сильным европейским культурным влиянием и значительной ролью иммигрантов из Европы: Россию, Латинскую Америку и некоторые государства на Ближнем Востоке, главным образом – Израиль;
  • в третий круг входят страны, которые ранее были колониями европейских мегаполисов и переняли многие западные ценности: это, прежде всего, Индия, а также некоторые страны Северной Африки, ЮАР и некоторые азиатские государства;
  • для четвертого круга независимость стала скорее проблемой, чем достижением – большинство африканских стран принадлежат им;
  • азиатские страны – Япония, Корея, Тайвань, Малайзия и Сингапур имеют совершенно отдельное место, где успешно копируют западный образ жизни, сохраняя свою систему ценностей, а также мусульманские страны, которые остаются неизвестными до сегодняшнего дня [3, с.13-15].

Сохранение деления современного мира на центр и периферию обосновано не столько различиями в параметрах финансового развития разных стран, сколько глубиной проникновения европейской культуры и европейских традиций в жизнь их народов.

Таким образом, дальнейшее развитие процессов глобализации вряд ли может привести к историческому оптимизму. Участие страны в процессах глобализации, несомненно, содействует ее финансовому, социальному и культурному развитию. Но интерес к культурным и социальным традициям современных периферийных стран по-прежнему подчеркивается антропологически в промышленно развитых странах, что не подразумевает восприятия столь значительного источника прогресса цивилизации.

В противовес процессу глобализации возникло антиглобалистское движение, которое постоянно расширяется и модернизируется. Его деятельность разнообразна: от проведения демонстраций и перерывов в заседаниях правительств основных государств мира, офисных погромов, филиалов международных компаний до проведения продуктивных встреч, семинаров, форумов, по результатам которых изучаются тенденции развития глобализации, разработка методов борьбы с ней.

Причин возникновения антиглобализма существует несколько. Обратимся к тем, которые выделяет Г.В. Голосов [4]:

1. Увеличение отрыва западных стран от слаборазвитых, в том числе и России, в экономическом развитии [7];

2. Утрата независимости и суверенитета национальных государств в условиях глобализма. К примеру, ООН как орган международной гармонизации, по сути, уже неэффективен. Мы наблюдаем бездействие ОБСЕ на Юго-Востоке Украины. Фактически международные органы выполняют политические заказы определённой страны – США, что попирает дух всего международного права [5].

3. Всё более мощное давление на страны, не попавшие в разряд «избранных».

4. Подавление этнонационального культурного своеобразия народов иных цивилизаций нормами и образом жизни западной цивилизации, создаваемых единым информационным пространством, копированием форм деятельности западных, в особенности американских СМИ национальными информационными средствами для вовлечения молодежи. Например, в результате активной рекламы западных обычаев, праздников, ценностей, насаждаются праздники, имеющие католическое происхождение (день Св. Валентина), западный образ жизни, западная мораль, основанная на принципах индивидуализма, чуждых не западным народам [8, с. 23-25].

5. Ущемление национального достоинства и выдвижение порой неприемлемых условий часто внутриполитических и внешнеполитических сил в процессе формирования ведущими странами мира международных организаций таких как ВТО, МВФ, МБРР.

6. Использование двойных стандартов в подходе к различным странам (бомбардировка в Ираке, Югославии, монополизация рынка для вывоза устаревших технологий и использования дешевой рабочей силы, интеллектуальный грабеж менее развитых стран) [4].

Появление антиглобализма – прямое следствие экономических кризисов, сотрясавших мир в последнее десятилетие. Противоречия, заложенные в экономику развивающихся стран с подачи МВФ, ВТО и ВБ, стремительный рост валютных, кредитных и фондовых рынков привели к закономерному результату такой политики – финансовым кризисам.

Экономические кризисы сопровождались целым рядом политических волнений: Индонезия 1998-го года, Боливия 2000-го, Аргентина и Венесуэла 2002-го. Кроме того, непрекращающиеся войны в Африке, арабо-израильское противостояние и оживление международного терроризма. Плюс ко всему Афганистан, Ирак, Чечня и Югославия [2, с. 72-78].

Деятельность антиглобалисткого движения постоянно активна и разнообразна. Тактика антиглобалистов – протестные движения, которые они провели в ряде городов мира: все зависит от того, в каком городе проходят международные экономические форумы.

Таким образом, в течение длительного времени антиглобалисткое движение развилось и приобрело всеобъемлющий характер. Произошло разделение на более мелкие течения и группы, связанные совместной деятельностью. На сегодняшний день участники альтерглобалистского движения достаточно четко декларируют один из своих главных лозунгов – глобализация, но с чётко заданными социальными параметрами, под контролем гражданского общества в каждой стране.

Самые мощные антиглобалистские проекты на данный момент – Европа:

  • «Глобальные действия людей»: объявлено раньше, чем кто-либо другой - в 1999-м году, известный регулярными столкновениями в Лондоне и во всем мире, публикует бюллетень: «Часы для корпораций»;
  • «АТТАК» – величайшая интеллигенция, лидером которой является французский фермер Жозе Бове, известный тем, что разрушил Макдональдс на личном тракторе, а писатель Сьюзан Джордж в романе «Репортаж о Лугано» предсказал мрачное будущее, в котором компании транснациональные корпорации избавляются от большинства населения мира как от ненужных;
  • «Я – Баста» – самый воинственный отряд движения, который напоминает армию, где даже есть своя униформа. Если поезд с «ябастовцами» задерживается на границе, они захватывают как поезд, так и станцию и «отменяют границу»;
  • «Блэк Блок» – «антикапиталистический блок», который часто называют «чёрным блоком» из-за преобладания в нем анархистов;
  • Радикальные экологи считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, неизбежно ожидающей «растущего общества потребителей», возможно только с помощью антирыночной революции. Их лидер Ральф Нидер и теоретик Мюррей Букчин очень популярны среди молодежи;
  • «Редскинс», то есть та часть скинхедов, которая далека от расизма и больше озабочена восстановлением классовой справедливости;
  • «Хактивист»: ассоциация хакеров, во время последнего давосского форума они узаконили номера кредитных карт всех участников, включая Билла Гейтса и Клинтона, что вызвало настоящую панику среди банкиров [1].

Таким образом, глобализация в ее современном виде помогает решить ряд проблем, с которыми сталкиваются периферийные страны, она не причина растущего неравенства и бедности; между тем, она не может устранить недостатки современной системы, неотъемлемой частью которой она является.

Постепенно, как можно предположить, антиглобализм становится все более твердой политической тенденцией, которая намеренно отказывается от своего варварского имиджа и только навредит ему в будущем. Следует подчеркнуть, что будущее антиглобалистского движения как нового общественно-политического явления во многом будет зависеть от того, приобретет ли оно в ближайшем будущем признанного и авторитетного лидера и сможет ли оно стать богатым с идеологической точки зрения.

 

Список литературы:
1. Баранов Н.А. Политология. Современная демократия. – М., 2019.
2. Бойченко А.В. Глобализация мирового хозяйства. – М., 2018.
3. Бузгалин А.В. Глобализация, антиглобалистские движения и Россия // Альтернатива. – 2016. – №4.
4. Голосов Г.В. Сравнительная политология. – М., 2019.
5. Железняк А.В. Глобализация: определение и типология // Science Time. – 2015. – №10. URL: https://proza.ru/2015/11/24/718 (дата обращения: 29.08.2020).
6. Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль XXI. – 2015. – № 1.
7. Рейтинг экономики стран мира 2019-2020 гг. URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/ekonomika-stran-mira-2.html. (Дата обращения 28.08.2020).
8. Сентябрев А. Антиглобализм – настоящее и будущее // Обозреватель. – 2017. – №8.